Гончие Кайзера. Глава 22. Африканское сафари фрегаттен – капитана Лоофа. Осада
На модерации
Отложенный
- Кони (видимо от кённигсбержцы), желаем хорошо повеселиться. Будем рады, если и ты никак не испортишь нам рождественской попойки.
- Крейсеру „Кенигсберг“. Желаем вам счастья и всего наилучшего в Новом году. Надеемся на скорую встречу.
- Спасибо. Вам того же. Если кто-то хочет видеть меня — заходите. Я всегда дома.
Из радиопереговоров межу крейсерами «Кёнигсберг» и «Чатам» в рождественскую ночь. Декабрь 1914 года. Устье реки Руфиджи.
Начинался новый, 1915 год. Не имея никаких шансов прорваться в океан, крейсер Лоофа, тем не менее, продолжал отвлекать части английского королевского Флота с других театров военных действий. Да, он их не уничтожил, но оттягивая их на себя, ослабляя военно – морские Британии в Индийском океане, он сковывал их очень эффективно. Ситуация продолжала оставаться патовой, немцы не могли уйти, англичане не могли их уничтожить. Причем то, что у немцев нет угля, англичане не знали и, в связи с этим, заведомо оказывались в проигрыше.
В середине января капитана 1 ранга Драри - Лоу сменил в качестве старшего морского начальника блокадного отряда капитан 1 ранга Черч, командир прибывшего на смену «Чатама» крейсера «Веймут». «Чатам», «Кинфас Кэстл» и «Фокс» пошли на ремонт в Бомбей. Для наблюдения за «Кенигсбергом», кроме «Веймута», остались только вооруженные буксиры «Адъютант» и «Дюплекс», а также прибывший из Новой Зеландии на замену «Фоксу» старый крейсер «Пирамус».
К концу месяца к силам блокады присоединился «Гиацинт». Новый начальник решил действовать энергично и уже 6 февраля 1915 года в протоку Ссимба - Уранга вошел вооруженный англичанами бывший немецкий буксирный пароход «Адъютант» с целью уничтожения немецких оборонительных постов на островках дельты. Командовал пароходом лейтенант Прайс, а его команда состояла из 24-х вооруженных английских матросов. Капитан 1 ранга Черч решил, что сжав кольцо блокады как можно уже, он скорее выполнит поставленную задачу.
Кончилось это весьма печально. Солдаты и матросы, составлявшие расчеты немецких оборонительных постов на обоих берегах протоки Ссимба - Уранга, встретили «Адъютант» огнем скорострельных 52-мм орудий. После первых же нескольких выстрелов из «Адъютанта» вырвалось облако пара, пароход потерял управляемость, пошел в сторону берега, где сел на мель. Экипаж «Адъютанта» был взят немцами в плен, а сам пароходик позднее был снят с мели и отбуксирован к месту стоянки. В бою у англичан погиб один матрос и один был тяжело ранен. Захваченный в плен лейтенант Прайс был доставлен на «Кенигсберг», где Лооф допросил пленного офицера.
Прайс был ошеломлен порядком и чистотой, царившей на «Кенигсберге» в условиях такой жары и влажности. Это наблюдение неприятеля особенно ценно. Оно показывает отношение немецких моряков к вверенному им кораблю и прекрасно их характеризует. Особенно его удивило то, что на немецком крейсере все еще работает мощная радиостанция. При нем Лооф связался с капитаном 1 ранга Черчем на «Веймуте», предложив забрать убитого матроса вместе с раненым. Никаких «гуннских зверств»…..
туземные войска кайзеровской Германии
Позиционная война продолжалась. Снова наступило некоторое затишье. Англичане ставили в устье навигационные буи, чтобы отметить входные фарватеры. Ночью пронемецки настроенные туземцы на своих пирогах с обмотанными тряпками веслами подбирались к буям, обрубали буйрепы, и их уносило в океан навстречу кораблям блокадной эскадры.
В свою очередь, проанглийски настроенные туземцы пробирались в чащу и обрезали немцам телефонные провода, связывающие укрепленные пункты на островах дельты друг с другом и с «Кенигсбергом». В середине февраля блокирующие силы собрались почти полностью у дельты Руфиджи. Англичане получили подкрепление. Пришли австралийский крейсер «Пионер» и четыре вооруженных колесных парохода с мыса Доброй Надежды. Вспомогательный крейсер «Кинфанс Кэстл» доставил из Бомбея новые гидросамолеты. Эти машины совершенно не соответствовали условиям жары и влажности экваториальной Африки. Каждый взлет гидросамолета мог закончиться катастрофой. Пилоты, в буквальном смысле слова, играли в покер со смертью. В довершение всего, не хватало авиационного бензина. Редко когда удавалось поднять эти машины в воздух выше, чем на сотню метров. Гидропланы становились легкой целью для умиравших от скуки немецких пулеметчиков. Авиация еще не стала главной ударной силой войны…
английский гидроплан в устье Руфиджи
Наверное, само сложное для Лоофа было поддержание боевого духа и уверенности в победе. Возможно, именно поэтому, крейсер и содержался в идеальном состоянии. Ведь когда всё валится из рук и кажется, что все, пришел конец, надо начинать работать. Тупая монотонная работа, выматывающая из последних сил, валящая с ног, стирающая из головы все мысли и желания, кроме одного «Спать»…..Медитация своего рода, лучший антидеприсант, проверено…
… Главной своей задачи — обнаружить «Кенигсберг» — летчики выполнить не могли, поскольку летали над самыми верхушками деревьев и увидеть великолепно замаскированный крейсер с такой высоты были не в состоянии. Но они обнаружили, что затопленный на фарватере угольщик «Ньюбридж» преградой «Кенигсбергу» служить не может. У крейсера сколько угодно путей для выхода в море по другим рукавам и протокам, особенно сейчас, во время равноденственных приливов. Ведь англичане продолжали думать, что на «Кёнигсберге» есть уголь…. Точно такого же мнения придерживался и адмирал Кинг-Холл, прибывший 7 марта 1915 года на броненосце «Голиаф» к острову Мафия.
броненосец «Голиаф»
Громадные орудия «Голиафа» (4 калибра 305 миллиметров) готовы были уничтожить «Кенигсберг», если бы кто-нибудь знал, в какой части лабиринта он сейчас скрывается. Адмирал Кинг-Холл, которому потерявшее терпение Адмиралтейство приказало лично возглавить операции по уничтожению «Кенигсберга», надеялся покончить с немецким рейдером огнем огромных орудий «Голиафа», корректируя стрельбу старого линкора с воздуха. Поскольку это оказалось невозможным, так как авиация не смогла установить точное месторасположение крейсера, адмиралу вскоре было приказано перенести флаг на «Гиацинт», а броненосец «Голиаф» отправить к Дарданеллам, где и нашел свою гибель 13 мая этого же года, будучи торпедированным турецким миноносцем «Муавенет-и-Миллет». Погибли 570 членов экипажа из 682, имевшихся на борту. Это война….
Тогда адмирал Кинг-Холл решил действовать другим методом. Последний раз «Кенигсберг» видели три месяца назад, и с тех пор никто не знал, где он находится. Лично подписанной телеграммой адмирал Кинг-Холл вызвал к дельте Руфиджи знаменитого африканского охотника Питера Преториуса. В довоенные годы Преториус много охотился в долине и дельте Руфиджи, превосходно знал местность и мог послужить своей стране в качестве «специального агента» по образцу Лоуренса Аравийского.
немецкие туземцы на марше
Наверное, ни один белый человек в мире не знал дельту Руфиджи лучше Преториуса, а потому только он один мог выполнить подобное задание. Зная языки и диалекты всех племен, населяющих долину и дельту Руфиджи, Питер Преториус проник в лабиринт на небольшой лодочке, замаскировавшись под туземного торговца. К тому времени, когда Преториус начал выполнять порученное ему задание, т.е. в начале марта 1915 года, на «Кенигсберге» было уже впору поднимать карантинный флаг.
Длительная стоянка в дельте экваториальной реки дорогу дались экипажу. Три четверти его экипажа мучились от малярии и дизентерии. Несколько человек уже умерли от малярии и черной лихорадки, а один матрос скончался, когда крокодил отхватил ему ногу. Запас продовольствия заканчивался. Экипаж жил на мясе бегемотов и рыбе. Повысило настроение сообщение из Берлина, что на пути к ним находится судно с 1600 тонн угля на борту, везущее, кроме того, в колонию винтовки, патроны и прочие предметы боевого обеспечения. Последние предназначались для ополчения полковника фон Леттова, задыхающегося от нехватки оружия и боеприпасов. Было решено, что идущее к ним на помощь судно сначала придет в Тангу, где выгрузит оружие и патроны для войск полковника Леттова. Затем, получив извещение о приходе этого судна, «Кенигсберг» в одну из безлунных ночей прорвется из дельты в море и встретится с прибывшим угольщиком в условленном месте у побережья Португальской Восточной Африки.
Обрадованные моряки готовили машины и орудия крейсера к предстоящему прорыву, заново красили борта и надстройки. Остановитесь на минуту и задумайтесь над тем, что в таких невероятных условиях немцы красили свой корабль… Такой организацией службы, дисциплиной и самопожертвованием можно только восхищаться….За этим занятием их и застал Преториус. Надо отдать ему должное, его храбрость, не знала границ.
Несколько раз ему приходилось, спасаясь от германских патрулей, скрываться в чаще, отстреливаясь из двух револьверов, с которыми Преториус никогда не расставался.
Наконец, он нашел затон реки, где отстаивался «Кенигсберг». Даже с близкого расстояния корабль было трудно разглядеть, а, тем более, опознать. Покрашенный в зеленый цвет, обвитый лианами, замаскированный листьями на мачтах и кустами на верхней палубе и над-. стройках, корабль полностью сливался с окружающими его джунглями. Океанский крейсер превратился в замысловатый лесной форт почти растительного происхождения, каким-то чудом еще находящийся на плаву. Преториус направился прямо к «Кенигсбергу», у которого крутилось много туземных пирог. Лооф мобилизовал негров для выполнения тяжелых работ на борту, щадя силы своих измученных тропическими болезнями моряков.
крейсер "Кёнигсберг"
Британский разведчик узнал, что «Кенигсберг» сохранил полную боеготовность: все его орудия действуют и экипаж готов сражаться. Боеприпасов пока тоже хватает. Главная проблема — уголь, но его откуда-то ждут, загодя готовясь к активным действиям. Причем, крейсер должен выйти навстречу неизвестному угольщику. Преториус был настолько дерзким, что, подплыв к самому форштевню крейсера и держась одной рукой за якорь-цепь, измерил глубину воды под носом корабля. Никаких сомнений не было. На этой стоянке «Кенигсберг» не сможет забункероваться углем, не сев днищем на грунт. Ему придется покинуть спасительную дельту Руфиджи и выйти в море навстречу давно ждущим его английским крейсерам.
Пароход, который так ждали на «Кенигсберге» и который так нервировал англичан, действительно вышел из Вильгельмсгафена еще 15 февраля. Им был бывший британский сухогруз «Рубенс», задержанный немцами в Гамбурге в начале войны. Посылая его в далекий и авантюрно-опасный рейс, немцы замаскировали судно под датский пароход «Кронборг», чьим портом приписки являлся Копенгаген (Дания являлась нейтральной страной). Почти в самом конце пути, он был перехвачен крейсером «Гиацинт». Это произошло потому, что англичане смогли читать немецкие коды, благодаря сигнальным книгам, захваченным на крейсере «Магдебург» русскими моряками. Под огнем вражеского крейсера блокадопрорыватель решил выброситься на берег. Перед тем, как трофейная партия с «Гиацинта» прибыла на «Рубенс», экипаж, под командованием своего командира лейтенанта Христиансена, поджег груз размещенный на верхней палубе, сымитировав пожар, охвативший судно. Досмотровая партия убралась восвояси…., представив экипаж его судьбе, полагая, что с блокадопрорывателем и его грузом покончено. Как только «Гиацинт» ушел, лейтенант Христиансен и его люди вернулись на свое судно и быстро потушили горящие на палубе бревна. Большая часть доставленного «Кронборгом» груза уцелела!
Через некоторое время англичане отбили у ополченцев полковника фон Леттова - Форбека одну из деревень, где захватили пленного. Тот рассказал им, что собственными глазами видел, как немецкие солдаты получали новенькие винтовки, а через деревню ехали повозки, груженные артиллерийскими снарядами. Все это было добыто с какого-то пришедшего блокадопрорывателя. Англичане тут же послали в залив Манса патрульный миноносец. «Кронборг», обгоревший и разбитый снарядами, лежал на месте, но трюмы его были пусты. Помимо снарядов и угля, в котором сильно нуждались германские озерные корабли на Танганьике и Виктории, ополченцы фон Леттова - Форбека получили 1700 винтовок и 3 миллиона патронов, медикаменты, папиросы и многое другое, включая комплект «Железных крестов» для награждения наиболее достойных.
Единственным проигравшим оказался «Кёнигсберг». Уголь до него так и не дошел, поэтому, англичане, хоть и коряво, но выполнения главной своей задачи добились.
Гибель «Блокадопрорывателя А» у самой цели его долгого и опасного рейса, окончательно уничтожила и без того не очень большие шансы на то, что «Кенигсбергу» удастся вырваться из той западни, в которую он сам себя загнал. Хотя на следующий день после затопления блокадопрорывателя германские водолазы в часы отлива занялись его разгрузкой, большую часть угля, который судно везло для «Кенигсберга», в таких условиях достать из трюмов было невозможно. А без угля у «Кенигсберга» не было никаких шансов, воспользовавшись высокой скоростью своего хода, под покровом темноты вырваться из дельты Руфиджи, как он сделал это 31 июля 1914 года, вырвавшись из Дар-эс-Салама.
Игра подходила к концу…
Андрей Сотник © 2014
Продолжение следует
P.Р.S. По теме- прекрасный материал Барона Пампа:" Конец одиссеи эскадры графа Шпее.
Белый лебедь Индийского океана. История крейсера Эмден.
Начало можно прочитать по ссылке:
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Введение
Евгений Борщаков Гончие кайзера Система этапов
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 1. Одиссея эскадры фон Шпее. Тихий Океан
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 2. Одиссея эскадры фон Шпее. Сражение при мысе Коронель
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 3. Одиссея эскадры фон Шпее. Фолклендские острова
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 4. Одиссея эскадры фон Шпее. Гибель Флагмана
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 5. Одиссея эскадры фон Шпее. Охота за крейсерами
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 6. Одиссея эскадры фон Шпее. Проклятие имени. Там, где сходятся меридианы
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 7. Последний стрелок. Крейсер «Эмден» и его Командир.
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 8. Последний стрелок. Белый Лебедь. Часть 1.
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 9. Последний стрелок. Белый Лебедь. Часть 2. Один против всех
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 10. Последний стрелок. Белый Лебедь. Часть 3. Мадрас
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 11. Последний стрелок. Белый Лебедь. Часть 4. Пенанг
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Жизнь и смерть крейсера "Жемчуг".
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 12. Последний стрелок. Белый Лебедь. Часть 5. Кокосовые острова. Конец пути
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 12. Последний стрелок. Белый Лебедь Приложение Память.
Евгений Борщаков Гончие кайзера Глава 12А Последний ("Seeadler") Пролог.
Евгений Борщаков Гончие кайзера. Глава 14 Последний("Seeadler ") . Командир.
Евгений Борщаков Гончие кайзера. Глава 15 Последний ("Seeadler ") . Корабль.
Евгений Борщаков Гончие кайзера. Последний("Seeadler") Поход. Часть 1. Глава 16.
Евгений Борщаков Гончие кайзера.Глава 17 Последний("Seeadler") Поход. Часть 2.
Евгений Борщаков Гончие кайзера.Глава 18. Последний ("Seeadler"). Эпилог
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 19. Африканское сафари фрегаттен – капитана Лоофа. Дар – эс - Салам.
Гончие Кайзера. Глава 20. Африканское сафари фрегаттен – капитана Лоофа. «Пегасус».
Гончие Кайзера. Глава 21. Африканское сафари фрегаттен – капитана Лоофа. Игра в прятки
Кстати, все желающие могут присоединяться к авторскому коллективу!
Комментарии
Шпионаж и убийства из-за угла - излюбленные методы джентльменов и никаких "англо-саксонских зверств".
Холодная температура окружающей среды даже из чопорного англичанина делает человека.
Но, в отличие от Кука, мне ещё не приходилось общипывать пингвина и свежевать бегемота.
Чем только морским парням не приходится заниматься, чтобы избежать цинги.
Подводники - они все куки.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
+!))
Весь мой "труд", в данном случае - прочитать и получить удовольствие, все-таки менее достоин благодарности))
Едва ли они молчали, вообще, то есть, вероятно, существовал какой-то информационный обмен между прогермански и проанглийски настроенными туземцами, скорее всего, это для всех туземцев не было тайной, в принципе: кто хотел узнать - узнавал.
Но, каковы англичане: они посылают своего разведчика (который, уверен, простыми расспросами нашёл крейсер: по принципу "язык до Киева доведёт", ну, может ещё, приглядываясь к предметам европейского происхождения в руках туземцев и "выгодно" с ними торгуясь).
Эх...
А я до сих пор не могу понять, как они носят эти тяжести на головах? (хочу отвлечься от тяжёлой темы ;)))))
Так что не всё война.
Тогда по поводу удержания равновесия вопрос снимается. Остаётся вопрос о весе груза. Наверное, у них шеи очень сильные :)))))
И нечего тут эмансипацию разводить. Грузоподьёмность во флоте не по диаметру шеи, а по осадке определяется.
А стесняюсь спросить: у негров как эта самая осадка определяется?
Вы ,наверное, с мужем водным туризмом не занимались. Там цифры другие.
Сейчас, конечно, новые материалы, байдарки полегче стали.
Вот и в теме Сотника кое-кто аж испугался, а вдруг Лооф крейсер на катки поставил. Немцы, они, ить, упрямые, а англичане хитрые. Шпиона подослали под видом торговли.
Кто у Вас там возле дома торгует - приглядитесь.
Иногда изобретают специальные тележки. Но это только для дороги. По кочкам не особо на колёсах покатаешь. А дороги в походах встречаются крайне редко. Обычно мы выбирали дикие, безлюдные, "медвежьи" места.