Гончие Кайзера. Глава 21. Африканское сафари фрегаттен – капитана Лоофа. Игра в прятки
На модерации
Отложенный
Радость победы, как и экзотика, быстротечны. Будни и повседневность, к сожалению, окружают нас гораздо чаще. После уничтожения «Пегасуса, вернувшись на ставшую уже привычной стоянку, Лооф обнаружил, что его машинам набег обошелся более чем дорого. Треснули и совершенно вышли из строя несколько клапанов главного паропровода. Потек корпус опреснителя воды для котлов. Отремонтировать эти повреждения было не по силам машинной команде крейсера, но это вполне могли сделать на судоремонтном заводе в Дар-эс-Саламе. Вопрос был в том, как на этот завод попасть. До Дар-эс-Салама было 80 миль морем и 120 миль по суше. Морем по многим понятным причинам туда было уже не добраться, тем более, с поломанной машиной. Английские блокадные крейсера без труда расправились бы с искалеченным «Кенигсбергом». Что оставалось делать? Прятаться до конца войны? Уничтожить корабль и пробивать к Леттов – Форбеку в Дар – эс – Салам? Сдаться?
Фрегаттен – капитан ходил по юту и курил одну сигарету за другой. Огромные звёзды с трудом пробивались сквозь кроны огромных деревьев, полностью укрывших корабль. Крокодилы скребли о борта, пытаясь вызвать на бой неведомо откуда взявшегося монстра.
германский крейсер "Кенигсберг", укрывшийся в устье реки Руфиджи на сомалийском побережье Индийского океана.
черно-белая репродукция художника Алексея Ганзена
Дельта реки Руфиджи сама по себе, наверное, является одним из чудес света. Двенадцать рукавов дельты, впадающие в Индийский океан, связаны друг с другом многочисленными протоками, и создают совершенно невероятный природный водный лабиринт, петляющий среди бесчисленных, заросших тропической зеленью островков. Экзотику места дополняли несколько туземных деревушек, населенных неграми, чье развитие оставалось на уровне каменного века. И среди всего этого внезапно оказался первоклассный крейсер Императорского флота Германии — набитое порохом чудище эпохи брони и пара. Туземцы смотрели на немцев как на небожителей.
- Деревья, их же можно использовать как катки, - осенило Лоофа… Да, надо отдать должное этому офицеру, этому Командиру. Конечно, то что он сделал, не делает чести цивилизованному человеку и напоминает о временах рабства, но тогда было такое время. Хотя, сильно ли оно изменилось?
Несколько тысяч туземцев, согнанных из ближайших деревень, погрузили на катки части корабельного оборудования, нуждавшиеся в ремонте и поволокли в Дар – эс – Салам, напевая свои заунывные песни И, как это не кажется удивительным, через месяц они вернулись обратно…. А еще через месяц, крейсер был готов выйти в море…Пока совершался этот беспримерный рейд, равного которому трудно отыскать в истории, Лооф не терял времени даром. Устье и притоки реки были превращены в крепость, для оборудования которой были использованы 52 миллиметровые орудия, снятые с корабля, а наблюдательные посты укомплектованы солдатами, присланными Летто – Форбеком. По всем рукавам и протокам кружили шлюпки, ведя промеры глубин и составляя схему возможного маневрирования крейсера вплоть до наиболее северной из проток, имевшей название Кикунья. Принимались все меры, чтобы «Кенигсберг» мог сражаться и маневрировать в случае его обнаружения противником.
И утром, 30 октября 1914 г., капитан 2 ранга Лооф, поднявшись на мостик «Кенигсберга», приказал запустить заново собранную машину. Машину запустили, из трех труб «Кенигсберга» повалил дым, и командир «Кенигсберга» считал, что уже вечером сегодняшнего дня он снова сможет выйти в море. Однако, всего через несколько часов сигнальщики береговых наблюдательных постов доложили, что видят на горизонте дым приближающихся к дельте Руфиджи британских кораблей.
наблюдательный пункт в устье Руфиджи
Пока капитан 2-го ранга Лооф готовил и устраивал свою базу в дельте Руфиджи, готовясь к новым набегам на британские судоходные пути в Аденском заливе, кстати, именно в тех местах, где сейчас все ищут пиратов, англичане тоже не сидели без дела. Дерзкое нападение «Кенигсберга» на Занзибар и потопление «Пегасуса», совпавшее с не менее дерзким нападением крейсера «Эмден» на Мадрас на другом конце Индийского океана, вызвало сильнейшее замешательство у британского командования, сорвав все графики транспортировки на европейский театр военных действий солдат австралийско-новозеландского корпуса и индийских колониальных войск… «Эмден» и «Кёнигсберг» искали….
Нашли «Кёнигсберг» случайно. Немецкая аккуратность и педантичность, столько раз выручавшая их, на этот раз сыграла злую шутку. Без этого рокового стечения обстоятельств, англичане могли искать корабль до сих пор.
19 октября командир крейсера «Чатам», родоначальника знаменитой серии «городов», названной так потому, что все крейсера серии носили название английских городов, капитан 1 ранга Драри - Лоу приказал стать на якорь перед небольшим германским портом Линди. Под прикрытием корабельных орудий на берег был высажен вооруженный десант английских моряков под командованием лейтенанта Хенсона, хорошо владеющего немецким языком. Целью десанта была проверка всех находящихся в гавани судов.
лёгкий крейсер «Чатам»
На этот раз в порту Линди был обнаружен германский пароход «Президент» (3335 брт, 10,5 узла), на флагштоке которого красовался флаг Красного Креста.
«Притворяется госпитальным судном», — уверенно заявил Хенсон, приказав обыскать пароход. Об этом можно было догадаться уже потому, что кроме флага пароход не имел больше никаких опознавательных знаков, обязательных для госпитального судна. Шлюпка подошла к борту парохода, и вооруженные английские моряки поднялись по шторм - трапу на палубу немецкого судна.
- Протестую! — Это было первое слово, которым встретил лейтенанта Хенсона капитан «Президента» Шютт, добавив затем:
- Мой пароход под флагом Красного Креста!
- Вам нет никакой надобности протестовать, капитан, — примирительно ответил Хенсон.
- Мы только проверим судовые документы, осмотрим пароход и, скорее всего, оставим вас в покое.
Среди судовых документов, Хенсон расписку в том, что в середине сентября 1914 г. на крейсер «Кенигсберг» было доставлено 500 т угля. А внизу было написано название местности — Ссалале. Бегло просмотрев остальные документы, касавшиеся команды парохода и его груза, лейтенант Хенсон потребовал показать ему все карты, на которых было нанесено побережье Германской Восточной Африки.
- Карты? — переспросил капитан Шютт, удивленно взглянув на английского лейтенанта.
- Да, именно карты, — спокойным голосом подтвердил Хенсон.
- Наши карты в наилучшем порядке, — поспешил с ответом капитан Шютт.
- Я в этом не сомневаюсь, — сказал Хенсон.
- Раз они в полном порядке, то вам, капитан, будет проще простого мне их показать.
Рассматривая предъявленные карты, Хенсон, прежде всего, обратил внимание на надписи, которые с чисто прусской педантичностью были нанесены на дельту реки Руфиджи красными чернилами. Поправки, сделанные красными чернилами, касались глубин в двух рукавах дельты: Кикуния и Ссимба-Уранга. В глубине последнего Хенсон увидел название — Ссалале.
Ему всё стало предельно ясно. Стоянка крейсера «Кёнигсберг» была обнаружена. Надо отдать должное английскому офицеру. Он проявил себя наилучшим образом.
Командир «Чатама» приказал немедленно сниматься с якоря и ложиться на курс к дельте Руфиджи. Прибыв поздно вечером к устью рукава Ссимба - Уранга, «Чэтэм» стал на якорь в 6 милях от берега. На воду была спущена шлюпка с солдатами морской пехоты, которым было приказано провести разведку на берегу. Берег в этом месте весь зарос непроходимыми тропическими кустарниками, за которыми возвышались огромные стволы пальм. Один из британских морских пехотинцев взобрался на верхушку высокого дерева и стал изучать местность в бинокль. Перед ним безбрежным океаном расстилались зеленые волны тропического леса, пересекаемые во всех направлениях каналами и протоками. В одном месте на расстоянии, примерно, 6-7 километров наблюдатель заметил торчащие из зелени два прямых, лишенных листьев столба, похожих на обрубки пальмовых стволов или на какие-то колонны.
лёгкий крейсер "Чатам" м и его командир капитан 1 ранга Драри - Лоу
«Уж не мачты ли это?» — подумал наблюдатель, рассматривая эти подозрительные элементы, не вписывающиеся в окрестный пейзаж. Присмотревшись, он увидел на этих столбах тоненькие черточки рей и гафелей. Сомнений больше не было!
Быстро спустившись вниз, морской пехотинец доложил командиру десантной группы:
- В направлении на юго-запад видны мачты двух кораблей, сэр! Одна похожа на мачту торгового судна, вторая выглядит как мачта военного корабля, сэр!
Сообщение об этом было немедленно передано на «Чэтэм», на котором тут же взвыла сирена боевой тревоги.
- Наконец-то, мы нашли его! — радостно объявил капитан 1 ранга Драри-Лоу.
- Теперь уж не упустим!
В британское Адмиралтейство полетело радиодонесение об обнаружении «Кенигсберга». На следующий день из Адмиралтейства пришел ответ, содержавший однозначный приказ: «Уничтожьте „Кенигсберг“ любой ценой». Радиограмму подписал лично адмирал Фишер. «Чэтэм» продолжал лениво покачиваться на якоре напротив устья Руфиджи. Вскоре туда же подошли еще два английских крейсера: «Дармут» и «Веймут». С этого момента началась блокада устья реки Руфиджи.
Предрассветную тишину первого ноябрьского утра 1914 года разорвал гром залпов. Над заповедной территорией дельты Руфиджи, со свистом проносились 152-мм снаряды легкого крейсера «Чатам», обстреливавшего предполагаемое место стоянки «Кенигсберга» с дистанции 15 километров. С мостика крейсера не было видно ничего, кроме шеренги сросшихся кронами кокосовых пальм, между стволами которых извивались лианы и буйно росла всевозможная экзотическая экваториальная зелень.
«Кенигсберг» из-за низкой воды не мог сменить место стоянки, а его орудия не могли стрелять более чем на 12 километров. Поэтому на огонь англичан крейсер не отвечал. Оставалось только ждать дальнейшего развития событий.
Точного расстояния до «Кенигсберга» англичане определить не могли, а равно не имели возможности корректировать свой огонь, поэтому, 2 ноября к устью подошли «Дармут» и «Веймут». «Дармут», имевший меньшую осадку, чем «Чатам», мог маневрировать в пределах двух миль от выхода из рукава Ссимба - Уранга. На «Чатаме» смещением балласта создали искусственный крен в 5 градусов для увеличения угла подъема орудий.
«Кенигсберг» фактически касался днищем грунта и был не в состоянии сменить место. Внезапно страшный взрыв потряс джунгли. Ударной волной многих на палубе «Кенигсберга» сбило с ног. Несколько снарядов угодили в угольщик «Сомали», превратив пароход в пылающие обломки. Огромный столб черного дыма поднялся высоко в небо над джунглями. Лооф в отчаянии ударил кулаком по поручням мостика. Уходящий в небо дым от уничтоженного «Сомали» уносил последний шанс «Кенигсберга» вырваться из этой западни. На «Сомали» было перегружено из ям крейсера 800т угля. «Кенигсберг» держал в бункерах всего 200 т, чтобы малая осадка давала ему возможность маневрировать в мелководных протоках дельты Руфиджи. Оставалось одно, сражаться до победы, или, что было более вероятным, до своей гибели.
3 ноября, дождавшись подъема воды, «Кенигсберг» оставил свое место у деревушки Ссалале и перешел на 1000 м в глубь протоки Ссусинга, пытаясь таким образом выйти за пределы дальности огня английских орудий.
Тогда ещё Лооф не знал, что англичане очень спешили. События развивались настолько стремительно, что из положения загонщиков они в любой момент могли превратиться в дичь.
1 ноября англичане вторглись на территорию Германской Восточной Африки, начав наступление индийскими экспедиционными силами из Момбасы на Тангу. В результате ожесточенных боёв, наступающие были наголову разбиты отрядами полковника Леттов - Форбека, состоявшими из 200 немецких и 2000 туземных солдат. Войска пришлось отвести обратно в Момбасу, и сухопутное командование более не желало ими нигде рисковать, а, тем более, в дельте Руфиджи.
На следующий день, воспользовавшись новым подъемом воды, «Кенигсберг» забрался еще глубже в лабиринт каналов и проток дельты Руфиджи, где простоял на якоре (с небольшими перерывами) аж до 18 декабря. Видя, что ему пока не добраться до «Кенигсберга», капитан 1-го ранга Драри - Лоу решил, по крайней мере, попытаться заблокировать немецкий крейсер в дельте реки и отрезать ему выход в открытое море. То, что у него нет угля, он, естественно, не знал. Для этой цели командир «Чатама» решил затопить в наиболее полноводном рукаве Руфиджи угольщик «Ньюбридж».
Осада началась…..
Андрей Сотник © 2014
Продолжение следует
P.Р.S. По теме- прекрасный материал Барона Пампа:" Конец одиссеи эскадры графа Шпее.
Белый лебедь Индийского океана. История крейсера Эмден.
Начало можно прочитать по ссылке:
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Введение
Евгений Борщаков Гончие кайзера Система этапов
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 1. Одиссея эскадры фон Шпее. Тихий Океан
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 2. Одиссея эскадры фон Шпее. Сражение при мысе Коронель
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 3. Одиссея эскадры фон Шпее. Фолклендские острова
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 4. Одиссея эскадры фон Шпее. Гибель Флагмана
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 5. Одиссея эскадры фон Шпее. Охота за крейсерами
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 6. Одиссея эскадры фон Шпее. Проклятие имени. Там, где сходятся меридианы
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 7. Последний стрелок. Крейсер «Эмден» и его Командир.
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 8. Последний стрелок. Белый Лебедь. Часть 1.
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 9. Последний стрелок. Белый Лебедь. Часть 2. Один против всех
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 10. Последний стрелок. Белый Лебедь. Часть 3. Мадрас
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 11. Последний стрелок. Белый Лебедь. Часть 4. Пенанг
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Жизнь и смерть крейсера "Жемчуг".
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 12. Последний стрелок. Белый Лебедь. Часть 5. Кокосовые острова. Конец пути
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 12. Последний стрелок. Белый Лебедь Приложение Память.
Евгений Борщаков Гончие кайзера Глава 12А Последний ("Seeadler") Пролог.
Евгений Борщаков Гончие кайзера. Глава 14 Последний("Seeadler ") . Командир.
Евгений Борщаков Гончие кайзера. Глава 15 Последний ("Seeadler ") . Корабль.
Евгений Борщаков Гончие кайзера. Последний("Seeadler") Поход. Часть 1. Глава 16.
Евгений Борщаков Гончие кайзера.Глава 17 Последний("Seeadler") Поход. Часть 2.
Евгений Борщаков Гончие кайзера.Глава 18. Последний ("Seeadler"). Эпилог
Андрей Сотник Гончие Кайзера. Глава 19. Африканское сафари фрегаттен – капитана Лоофа. Дар – эс - Салам.
Гончие Кайзера. Глава 20. Африканское сафари фрегаттен – капитана Лоофа. «Пегасус».
Кстати, все желающие могут присоединяться к авторскому коллективу!
Комментарии
Коллектив - это сила.
Спасибо!
Тогда уголь была корабельная кровь. В чём и есть преимущество Зееадлера и предыдущих клиперов.
Комментарий удален модератором