Гончие Кайзера. Глава 12. Последний стрелок. Белый Лебедь. Часть 5. Кокосовые острова. Конец пути

На модерации Отложенный

Гончие Кайзера. Глава 12. Последний стрелок. Белый Лебедь. Часть 5. Кокосовые острова. Конец пути

 


«... Славному кораблю, его командиру и экипажу от жителей города, чье имя они прославили на весь мир».

Мемориальная доска в городе Эмден

 

8 ноября 1914 года на траверзе легкого крейсера «Эмден» военно – морского Флота Кайзера показались Кокосовые острова.

 

На островах стало известно о присутствии немецкого крейсера, когда он вызывал на связь угольщик «Буреск», используя свой мощный передатчик «Телефункен». Радист с острова Дирекшн спросил его, кто он. Не получив никакого ответа, радист решил для себя вопрос, просто выглянув в окно. Неопознанный серый боевой корабль стоял на якоре рядом с гаванью. Радист послал сигнал S.O.S.

Так уж случилось, что радиооборудование, которым «Эмден» пользовался так давно и так умело, ускорило его конец.

 

Именно в это время, большая группа транспортов, перевозящих войска, сопровождаемая отрядом боевых кораблей для защиты ее от немецких крейсеров, шла поблизости от Кокосовых островов, когда туда, на свою беду  прибыл «Эмден».

Радист «Эмдена» весь день слушал перекрестные сообщения. Казалось, боевые корабли противника не находятся в зоне операции. Определили, что боевой корабль, который ответил на сигнал S.O.S., отправленный со станции на Кокосовых островах, находится примерно в 250 милях.

При переводе на нормальный человеческий язык, это означало, что даже на самой высокой скорости кораблю потребуется не менее десяти часов, чтобы добраться до островов. Через десять часов «Эмден» окажется во многих милях отсюда, после того, как сделает свою работу и уничтожит радиопередатчик на острове.

Но, на самом деле отряд боевых кораблей Великобритании проходил всего в пятидесяти милях от островов, или в двух часах пути на высокой скорости. Он был принят австралийским крейсером «Мельбурн», флагманским кораблём эскорта большого конвоя направлявшегося в Коломбо. Крейсеру «Сидней» по радио был передан приказ - отделится от конвоя и обнаружить неизвестный корабль.

Совпадение, которое раньше оказывалось в пользу «Эмдену», теперь пошло ему во вред. Немецкому крейсеру оставалось жить только пять часов…

         К 6 часам утра 9 ноября корабль подошел к самому северному из Кокосовых островов. Через час, на рассвете, его якорные цепи загрохотали и якорь пошел вниз, к твердому, покрытому кораллами дну Порт - Рефьюдж, места якорной стоянки у острова Дирекшн.

 

лейтенант фон Мюкке

      Фон Мюллер собирался уничтожить радиопередатчик и уничтожить склады, инфраструктуру и причалы. Командиром десанта был назначен старший офицер, лейтенант фон Мюке, которому в помощь придали энсинов Шмидта и Гисслинга.

С одобрения командира корабля Мюке выбрал тридцать два матроса и пятнадцать специалистов-техников, лучших на корабле. Когда группа из пятидесяти человек покинет крейсер, на «Эмдене» останется экипаж из 314 человек, не считая людей, распределенных по вспомогательным судам.

      Небольшой десантный отряд занял паровой катер и две шлюпки. Коммуникационную станцию следовало брать неожиданно и разрушить быстро и тихо. Десантники взяли с собой четыре тяжелых пулемета на случай, если станцию охраняют войска.

 

лёгкий крейсер "Сидней". Типа "Чатам" Королевского австралиского военно - морского Флота

 

      Вокруг островов никакие суда не просматривались. Казалось, нет никакой опасности, хотя англичане и заметили приближение «Эмдена». Они непрерывно передавали радиосигнал:

-  «Неопознанный корабль на подходе».

Радист «Эмдена» глушил сигнал как мог и создавал ему всяческие помехи.

Несколько минут спустя десантный отряд штурмовал станцию. Теперь даже искаженный призыв о помощи мог направить внимание на «Эмден». Осторожность стала девизом дня.

Внутренняя часть острова была скрыта из виду. Переплетающийся пояс из пальм представлял непроницаемую защиту от любопытных глаз. Над деревьями просматривался только самый верх радиоантенны с развивающимся английским флагом]. Внезапно послышался сильный треск. Радиобашня рухнула. Это было встречено на «Эмдене» криками радости.

Воспользовавшись остановкой, Мюллер решил пополнить запасы угля с борта «Буреска», но угольщик опаздывал.

Вскоре сигнальщик доложил, что видит облако дыма по левому борту на севере. Наконец-то появился «Буреск». Если он поспешит, то все еще останется время для перегрузки угля.

На командном пункте корабля ни о какой расслабленности не могло быть и речи. Из приближающегося судна валил тяжелый дым. Что-то пошло не так…. Примерно пять минут спустя поступило новое сообщение:

— Дымовое облако приближается на высокой скорости. Теперь видны две высокие мачты и четыре трубы. Очевидно — крейсер противника.

Было 9 часов 15 минут. На сигнальной мачте взвились флаги, приказывающие десантному отряду вернуться. Их должно было быть легко заметить с суши.

 

Эмден , 9 ноября 1914

Теперь на горизонте показались наклоненные мачты. Наклоненные мачты и густой дым означали только одно — вражеский боевой корабль. «Эмдену» предстояло сражение. Завыл ревун, подавая десантному отряду сигнал тревоги — предупреждал о приближающейся опасности. Флажным семафором передали послание, что «Эмден» снимается с якоря. Но никаких следов десантного отряда так и не появилось.

На гафеле приближающегося корабля реял английский военно-морской флаг. Таким образом, после нескольких месяцев охоты, враг наконец загнал «Эмден» в угол. Теперь встал вопрос выживания. Любой крейсер в этих водах был более мощным, чем «Эмден». Пришло время отдавать тот кредит, который удача щедро раздавала фон Мюллеру и его экипажу.

— Боевая тревога!

 

спуск шлюпки с крейсера «Сидней»

Слова многократно пронеслись по кораблю. Завыл ревун. Пищали и стонали снарядные элеваторы. Всеми доступными средствами «Эмден» призывал своих моряков к последнему сражению. О том, чтобы сдаться, никто даже не думал. Наконец крейсер снялся с якоря, задержавшись только на мгновение, чтобы дать десантному отряду один последний шанс. Но больше «Эмден» не мог ждать; и так для него окажется крайне сложно маневрировать на этом узком, усеянном рифами рейде. Корабль развернулся, встречая врага.

— Полный вперед! Флаги до места! — приказал Мюллер.

 

Несмотря на  напряжение, царившее на корабле, казалось, что все происходит рутинно. Электрический конвейер непрерывно доставлял ящики со снарядами из внутренних отсеков корабля.

Наверху ящики быстро оттаскивали к орудиями и открывали. Экипаж доставал снаряды, прикручивал к ним запалы и аккуратно выкладывал на палубе. Звонкое металлическое лязганье сопровождало загрузку боеприпасов в стволы орудий.

— Готово! — заорал номер второй из расчета орудия на правом борту, достаточно громко, чтобы его услышали в боевой рубке.

Стволы орудий поднялись, словно собирались стрелять в небеса. Определили удаленность от цели и вскоре глаза членов орудийного расчета увидели противника в телескопические прицелы.

Два корабля приближались друг к другу на высокой скорости. Вода переливалась через нос «Эмдена».

— Одиннадцать тысяч метров, 10500 метров, 9500 метров, — в быстрой последовательности произносил моряк у дальномера.

Мюллер отдал разрешение стрелять офицеру артиллерийской части.

— К залпу... Огонь! — громким ровным голосом тот повторил приказ, который эхом пронесся вдоль линии орудий. Воздух пронзил резкий звук, за которым последовал треск: пять снарядов вылетели из стволов и с шипением понеслись к судну противника. Все глаза следили за их полетом. Они упали близко к кораблю противника.

Немцы выпустили второй залп. Снаряды тоже не попали по цели. Из третьего было несколько попаданий, но все равно «Эмден» со своими орудиями калибра 10,5 см находился слишком далеко, чтобы добиться результатов. Поэтому Мюллер решил сократить расстояние, отклонившись на два градуса вправо.

 

На что он надеялся? Наверное, он безоговорочно верил в свой экипаж и свой корабль…. А как по другому. Иначе, зачем было бы выходить в Океан. И сейчас фрегатен – капитан фон Мюллер, стоя на боевом мостике рассматривал приближающийся вражеский крейсер. Всматривался и знал, что не отвернет и не поднимет белый флаг…

Тем временем на другом корабле мигнула вспышка — это выпустили первый залп. Фонтаны, поднятые ударами по воде, были достаточно высокими, чтобы показать: выстрелы производились орудиями калибра не 10, а 15 см. Таким образом корабль не может быть «Ньюкаслом», как надеялись моряки «Эмдена», это более могущественный противник. Фортуна отвернулась от них.

Вскоре выяснилось, что «Эмдену» достался гораздо более сильный противник. Крейсер «Сидней» был значительно крупнее, быстроходнее, лучше бронирован и вооружён более мощными и дальнобойными 152-мм орудиями, значительно превосходя немецкий крейсер по этим параметрам. 105-мм орудия «Эмдена» были неспособны нанести сокрушительный ущерб кораблю противника и основной задачей в предстоящем бою Мюллер считал выход на дистанцию торпедной атаки. Но то, что удалось сделать с застигнутым врасплох «Жемчугом», не удалось повторить в бою…. Жизнь, гораздо сложнее планов.

 

броненосный крейсер «Ибуки»

Уже находясь в плену, фон Мюллер узнал, что двумя неделями раньше от берегов Западной Австралии отошел конвой с солдатами корпуса АНЗАК, направляющийся под охраной британского, японского и двух австралийских крейсеров в Александрию.

Сигнал SOS, переданный радистом острова Дирекшн был принят судами конвоя. Командир японского крейсера «Ибуки» обратился с просьбой предоставить ему честь отправиться на помощь гарнизону острова, но капитан британского крейсера «Силвер», возглавляющего конвой, не рискнул оставить конвой без этого мощного броненосного крейсера. Он передал по радио приказ австралийскому крейсеру «Сидней», который был ближе остальных союзных судов к острову (примерно в 80 км) идти к нему на полной скорости. «Сидней» - новейший крейсер водоизмещением 5700 тонн, был построен в 1913 году в Шотландии и передан британским флотом австралиийскому.

Командир «Сиднея» капитан 1 ранга Глоссоп принял решение открыть огонь с дистанции примерно 8 с половиной километров, так как исходя из имеющейся у него технической информации полагал, что на таком расстоянии он будет вне досягаемости орудий «Эмдена». Однако, первые снаряды немецкого крейсера упали в воду всего в 180 метрах от «Сиднея» уже тогда, когда расстояние до «Эмдена» было около 9.5 километров. Так в 9 часов 40 минут утра начался бой между двумя крейсерами. На первой фазе боя сказалась высокая выучка немцев. Казалось, еще немного, и победа достанется им…. снаряды «Эмдена» повредили палубные надстройки «Сиднея», несколько матросов были убиты и ранены.

 

Разве они чем – то отличаются от наших матросов? Даже форма та же. В море все равны.

Однако, прошло всего несколько минут, и тяжелые снаряды «Сиднея» начали наносить немецкому крейсеру одно серьезное повреждение за другим: была разрушена радиостанция, выведены из строя рулевое управление и дальномеры. Передняя труба и мачта были снесены взрывами и упали за борт, унеся с собой башню управления огнем. В команде было много убитых и раненых, и их некем было заменить, так как три офицера и сорок моряков из диверсионной группы остались на берегу.

 

десантники фон Мюкке

Мне доводилось видеть артиллерийские стрельбы главного калибра крейсера «Александр Невский» в мае восемьдесят шестого. Поверьте, это страшно. А каково это, когда снаряды рвут на части не корабельный щит – мишень, а твой корабль. Когда все кругом горит, рушится. Когда от огня нагреваются переборки, а под палубой вот – вот рванет боезапас. Когда рядом стонут и умирают товарищи, когда по палубам приходится пробираться, скользя по размазанным кишкам и знать, что через несколько минут умрешь…. Наверное, это страшно. И они, наверняка боялись, боялись, но продолжали драться….

 

Через 40 минут после начала боя обе станции управления огнем на «Эмдене» были разрушены. Корабль горел, но продолжал отвечать огнем на огонь. К 11 часам были потеряны две задние трубы и мачта, скорость крейсера из-за потери тяги в топках упала до 19 узлов. Шансы на успешную торпедную атаку были минимальными, но Мюллер продолжал попытки пробиться к «Сиднею», пока ему не доложили, что торпедный отсек затоплен из-за пробоин ниже ватерлинии. В 11 часов Мюллер приказал прекратить огонь и двигаться к острову Норт Киллинг, самому северному из Кокосовых островов. Поскольку продолжение боя стало бессмысленным, капитан решил спасти оставшихся в живых членов экипажа, а корабль на полном ходу выбросить на берег, открыть кингстоны и затопить корабль, чтобы он не достался противнику. «Сидней» попытался отсечь «Эмдену» путь к спасению и с дистанции примерно 5 километров дал последний залп, но было поздно - через 15 минут горящий корабль сел на рифы. 

 

Глоссоп оставил беспомощный «Эмден» в покое и направился к находившемуся поблизости от места боя углевозу «Буреск» - британскому судну, ранее захваченному «Эмденом» на пути из Австралии в Великобританию. Однако, когда призовая команда поднялась на борт транспорта, было уже поздно – немецкие моряки открыли кингстоны и корабль быстро затонул. В 4 часа дня «Сидней» вернулся к «Эмдену». За это время, не получив медицинскую помощь и, не имея возможности добраться до берега, на крейсере умерло около пятидесяти членов экипажа.

Отправив к «Эмдену» шлюпку с врачом и медикаментами, «Сидней» ушёл к острову Дирекция, чтобы выяснить судьбу узла связи и захватить немецкий десант. Австралийцы вернулись к Норт Киллинг лишь на следующий день. К Мюллеру от капитана 1 ранга Глоссопа командира «Сиднея» прибыл офицер-парламентер с формальным требованием капитуляции. В письме констатировалось безвыходное положение немецкого крейсера, гарантировалось гуманное обращение с пленными и оказание помощи раненым. Мюллер ответил согласием и экипаж «Сиднея» приступил к спасательной операции. Мюллер покинул крейсер последним, при прибытии на борт австралийского корабля ему были оказаны капитанские почести, уцелевших членов экипажа ждал специально приготовленный обед, раненых поместили в судовой лазарет.

 

«Эмден» на рифах острова Северный Килинг

Победа стоила команде «Сиднея» 4 убитых и 12 (по другим сведениям, 7) раненых членов команды. Потери команды «Эмдена» были намного тяжелее – 8 офицеров и 126 моряков убиты, 65 ранены (по другим сведениям, 8, 111 и 52 соответственно). Так закончилась головокружительная карьера немецкого рейдера. Рейдера, погибшего непобежденным….

Параллели….
По иронии судьбы, немецкий рейдер, носящий имя «Корморан», в 1941 году потопил австралийский крейсер «Сидней», унаследовавший имя своего предшественника, пустившего на дно «Эмден». 

 

Приложение.

Судьба экипажа крейсера «Эмден»

Члены экипажа, взятые в плен после боя у Кокосовых островов, включая командира корабля капитана Мюллера были отправлены в лагеря для военнопленных на Мальте, где в большинстве и оставались до окончания войны. Побег с Мальты удался лишь лейтенанту Фикенчеру, но к тому моменту, когда он добрался до Сицилии, Италия уже воевала на стороне Антанты и он попал из английского плена в итальянский.
В октябре 1916 года капитана Мюллера перевели с Мальты в Англию. В сентябре 1917 года он предпринял неудачную попытку побега, был пойман и приговорён к 56 дням одиночного заключения. В январе 1918 года из-за возобновившихся приступов малярии состояние здоровья капитана серьёзно ухудшилось и Мюллер был отпущен из плена. Сначала он был интернирован в нейтральной Голландии, а после того как подписал обязательство не участвовать больше в войне, получил разрешение посетить Германию. Командование представило его к высшей военной награде — ордену «Pour le Mérite», однако это представление встретило возражения со стороны главы Военно-Морского кабинета адмирала фон Мюллера (однофамильца командира «Эмдена»), считавшего, что капитан должен нести ответственность за потерю крейсера в результате ошибочных решений. Тем не менее 21 марта 1918 года кайзер Вильгельм утвердил награждение. Осенью 1918 года Мюллер окончательно вернулся из Голландии, был произведён в звание капитан-цур-зее и назначен на штабную должность. В начале 1919 года Мюллер ушёл в отставку по состоянию здоровья и поселился в Бланкенбургe, принимал участие в политической жизни, был избран в земельный парламент Брауншвейга. Умер 11 марта 1923 года.

 

десантники фон Мюкке после прибытия в Дамаск

Десантная команда капитан-лейтенанта Мюкке избежала плена, после того как исход боя между «Эмденом» и «Сиднеем» стал очевиден, им удалось уйти в море до возвращения австралийского крейсера на старом паруснике «Айша», использовавшемся для перевозки копры. На паруснике они добрались сначала до Паданга, а затем до порта Ходейда в Йемене, откуда по суше в июне 1915 года они прибыли в Константинополь — столицу Турции, союзника Германии в Первой мировой войне. После войны Мюкке опубликовал книгу «Эмден», посвящённую эпопее крейсера.

В качестве особой почести выжившие члены экипажа и их потомки получили право добавить слово «Эмден» к своим фамилиям. Сам крейсер был награждён Железным крестом. Во время Первой мировой войны только два корабля были удостоены этой награды (вторым была подводная лодка U-9).


Андрей Сотник © 2014




Продолжение следует

П.С. По теме, рекомендую прекрасный материал Барона Пампа:" Конец одиссеи эскадры графа Шпее.

Белый лебедь Индийского океана. История крейсера Эмден.

horribile dictu  С чего усё началось

Чем все продолжилось

Начало можно прочитать по ссылке: Гончие Кайзера. Введение

Евгений Борщаков Гончие кайзера Система этапов 

Гончие Кайзера. Глава 1. Одиссея эскадры фон Шпее. Тихий Океан

Гончие Кайзера. Глава 2. Одиссея эскадры фон Шпее. Сражение при мысе Коронель

Гончие Кайзера. Глава 3. Одиссея эскадры фон Шпее. Фолклендские острова

Гончие Кайзера. Глава 4. Одиссея эскадры фон Шпее. Гибель Флагмана

Гончие Кайзера. Глава 5. Одиссея эскадры фон Шпее. Охота за крейсерами

Гончие Кайзера. Глава 6. Одиссея эскадры фон Шпее. Проклятие имени. Там, где сходятся меридианы

Гончие Кайзера. Глава 7. Последний стрелок. Крейсер «Эмден» и его Командир.

Гончие Кайзера. Глава 8. Последний стрелок. Белый Лебедь. Часть 1.

Гончие Кайзера. Глава 9. Последний стрелок. Белый Лебедь. Часть 2. Один против всех

Гончие Кайзера. Глава 10. Последний стрелок. Белый Лебедь. Часть 3. Мадрас

Гончие Кайзера. Глава 11. Последний стрелок. Белый Лебедь. Часть 4. Пенанг

Гончие Кайзера. Жизнь и смерть крейсера "Жемчуг".