«История о снесенном советском памятнике в Риге»

На модерации Отложенный

                     

Работы по сносу памятника воинам Советской Армии — освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков начались 22 августа 2022 года. На следующий день «благодарные потомки» снесли три статуи советских солдат, 24-го августа – статую «Мать-Родина» и 25-го – наиболее масштабную часть монумента, 79-метровый обелиск, который после семичасовых работ пневматическими молотами был повален в пруд.

Для отчета вашингтонским хозяевам весь процесс демонтажных работ транслировался в прямом эфире латвийскими СМИ. Мэр Риги Мартиньш Стакис поблагодарил палачей безмолвного монумента за отличную работу. Это, кстати, мэр от того самого политического объединения, в идеологическом манифесте которого четвертым пунктом мы можем прочесть следующее: 

«Сплоченность и разнообразие. Никто не должен оставаться без внимания. Общество поддерживает слабых и уважает разнообразие. Народ Латвии включает в себя общины всех национальностей».

Ну да не о нем речь.




Судьба памятника изначально была не простой. Вот как описывает историю его создания художник проекта Александр Бугаев, отец которого был командиром эскадрильи дальней бомбардировочной авиации и погиб в первые месяцы войны: «Место для будущего памятника выбрали не простое. Площадь Узварас в Пардаугаве создавалась на народные средства, сразу после признания независимости Латвии во времена Первой республики. Здесь должны были проходить парады, но этому помешала заболоченность почвы, там было устье речки Марупите. А потом наступил 1940-й год, и всем стало не до того…».

Памятник открыли 5 ноября 1985 года и это, конечно, тоже не совсем та дата, в которую его надо было открыть. В общем, после распада Союза монумент советским воинам был обречен на жаркие споры о его дальнейшей участи. Но! Почему его нельзя было просто перенести в другое место?!

Ведь это же не памятник Октябрьской революции или Владимиру Ленину – это мемориальный комплекс людям, чьи жизни оборвались за свободу и независимость Прибалтики в целом и Латвии в частности. 

Памятник стоял на месте, где был повешен обергруппенфюрер СС Фридрих Еккельн, генерал полиции СС в Рейхскомиссариате Остланд (на оккупированных прибалтийских территориях).

Рейхскомиссариат Остланд выполнял задачи, сформулированные  имперским министерством оккупированных восточных территорий: полное уничтожение еврейского населения, а также переселение этнических немцев на жизненное пространство на Востоке, изгнание части коренного населения и германизация остальной части населения. Прибалтийские народы были признаны немцами «вымирающей расой», которую было необходимо «заменить на более динамичных людей», подразумевая себя любимых.

Г.Гиммлер: «...Латыши, литовцы и эстонцы — это низшие расы, в связи с этим обстоятельством необходимо обозначить степень отношения к этим народам».

Г.Геринг: «…Долгосрочный план онемечивания «Остланда» не должен вести к общему повышению жизненного уровня всего живущего там населения. Привилегиями в этом отношении могут пользоваться только живущие и поселяющиеся там немцы, а также онемечивающиеся элементы...».

Именно Прибалтика стала местом, где фашисты наиболее активно решали «еврейский вопрос». «Именно на этих территориях нацистский геноцид евреев впервые стал тотальным. <…> Открытое и зверское уничтожение евреев — их убивали прямо на улицах и в собственных домах, топили в воде и сжигали — были одной из особенностей Холокоста в Прибалтике» - историк Илья Альтман.

Истребление евреев, полмиллиона эстонцев, латышей и литовцев, отправленных в Германию на принудительные работы (считай – в рабство), зачистка «низших рас» для комфортного проживания высшей – немецкой, детский концлагерь Саласпилс – кровь детишек использовалась в качестве донорской для тех, кто убивал их родных и близких…

        

Вот в честь Победы над этой мразью и был поставлен памятник. Чтобы помнить: с какой нечистью сражались, чего удалось избежать коренным народам Прибалтики и какой ценой была добыта эта свобода!