Нефть в мире дешевеет, бензин в России дорожает! Что будет дальше с нашей экономикой?
Ведущие американские агентства прогнозируют падение цен на нефть до 30–40 долларов за баррель уже в 2027 году. Эксперты рассказали, как это скажется на России, а самое главное — на благосостоянии ее жителей.
Фото: Николай Бурматов. ТАСС. Падающие цены на нефть не остановят роста цен на бензин в РФ
Мария Соколова
Сырьевому рынку стоит готовиться к потрясениям: аналитики JP Morgan на днях опубликовали прогноз, по которому нефть может подешеветь до 30 долларов за баррель уже в 2027 году.
В Goldman Sachs тоже не исключают, что котировки на сырую нефть могут упасть ниже 40 долларов за баррель уже к концу 2026-го.
Для России такой вариант развития событий выглядит малопривлекательным: доля трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ) нефти в РФ стабильно растет (к 2030 году на них будет приходиться до 80% всех запасов), а себестоимость добычи ТрИЗов составляет порядка 40 долларов — недавно рассказал «НИ» главный редактор издания «Нефть и Капитал» Владимир Бобылев.
Неужели пора готовиться к еще более сложным временам? Эксперты рассказали «НИ», как дешевая нефть скажется на жизни россиян.
Американские агентства прогнозируют снижение котировок на нефть до 30-40 долларов. Фото: 1MI
Падение цен на нефть — это плохо для России?
Доцент кафедры Стратегического и инновационного развития факультета «Высшая школа управления» ФУ при Правительстве РФ Михаил Хачатурян спешит успокоить: для такого резкого падения цен на нефть должны сложиться сразу несколько маловероятных факторов.
— Во-первых, должен произойти развал соглашения ОПЕК+, чего США упорно добиваются. Но очевидно, что им не удастся из-за заинтересованности в балансе рынка таких крупных экспортеров нефти, как страны Ближнего Востока и России. Во-вторых, должно произойти разрушение экономических связей с Китаем одновременно со стороны США и ЕС. Это обстоятельство выглядит еще менее реалистичным, так как такие действия поставят под сомнение существование и США, и ЕС как стабильных экономических субъектов, а также могут стать причиной краха мировой экономики в целом. В этом не заинтересованы ни в США, ни в ЕС.
Вероятность такого развития события мала, но опыт последних лет приучил к тому, что по прихоти политиков мир может перевернуться с ног на голову в любой момент. Вот, например, шумиха по мирному плану еще не привела ни к каким результатам, а нефть Brent уже начала падать в цене. На данный момент баррель на бирже стоит 62,67 доллара.
Для падения цен на нефть требуется развал картеля ОПЕК. Фото: OPEC
И не стоит забывать, что наша нефть продается со скидками относительно эталонных сортов из-за химического состава и санкционных ограничений. Bloomberg сообщает, что в Индии скидка на российскую нефть Urals выросла до семи долларов за баррель.
То есть в индийских портах баррель самой популярной российской смеси стоит порядка 55 долларов. А ведь еще надо заплатить за транспортировку сырья и посредникам, которые выведут сырье из-под санкций. В итоге в порту Новороссийска наша нефть уже отгружалась по 36,6 доллара за баррель. Куда уж ниже…
По мнению Михаила Хачатуряна финансовой катастрофы в РФ с понижением цен на нефть не произойдет.
— Снижение мировых цен на нефть до 30–40 просто сделает ненужными все скидки и приведет стоимость российской нефти к справедливой цене, которая будет устраивать и поставщиков, и покупателей. Очевидно, что такое равновесие создаст нам дополнительные конкурентные преимущества, а наши партнеры на законных основания смогут увеличить объемы закупок.
А для бюджета самое главное — это объемы добычи, поскольку именно от них зависят поступления налога на добычу полезных ископаемых. Это одна из самых значимых статей доходов федерального бюджета.
Вот и вице-премьер Александр Новак уверяет, что объемы добычи нефти в РФ растут уже с ноября, несмотря на временное падение объемов поставок сырья в Индию и Китай.
Добыча нефти — один из важнейших источников дохода федерального бюджета. Фото: 1MI
Почему в России бензин не подешевеет?
Государство такую просадку сырьевых котировок переживет. Нефтяникам же придется пересмотреть свои подходы к работе — считает эксперт в области финансирования морских активов Алексей Пономарев.
— Главный вопрос — себестоимость добычи. Высокорентабельные месторождения продолжат работать в прежнем режиме. Проекты с дорогой логистикой, особенно на шельфе и в Арктике, скорее всего, будут заморожены. Чтобы компенсировать недополученную прибыль, компании будут оптимизировать расходы, а также снижать инвестиции.
Неприятно, но и это пережить можно.
Зато простые люди могут оказаться по-настоящему потерпевшими. Генеральный директор в компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев отмечает, что потерю прибыли крупным корпорациям поможет компенсировать население, покупающее топливо.
— Когда же котировки снижаются, предприятия вынуждены реагировать на снижение доходности путем повышения цен для потребителей.
Финансовые потери нефтяников компенсируют покупатели топлива. Фото: Валерия Калугина/ТАСС
Портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин поясняет, что взаимосвязь тут более сложная: на внутреннем рынке прямой зависимости стоимости сырья и топлива нет.
— Розничные цены на топливо обычно слабо реагируют на стоимость сырой нефти. В структуре цены для конечного потребителя основную долю занимают налоги, акцизы, маржа переработки и розницы. В рассматриваемом сценарии ожидать заметного удешевления бензина на заправках не стоит.
Как формируется цена на бензин в России?
Расчеты, актуальные на март 2025 года, показывают, что НДПИ, НДС и акциз составляют более 67% розничной стоимости бензина АИ-92. Еще важная составляющая — эксплуатационные расходы АЗС, на них приходится 14,42% стоимости топлива. Чуть более 8% дает переработка, немного уходит на формирование прибыли в оптовом и розничном сегментах, а сама по себе нефть — это лишь 3,73% от стоимости бензина.
После того как прошлым летом участились атаки беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы, предложение на оптовом рынке сократилось, а цены на бирже взлетели, структура стоимости немного изменилась.
Налоги и акцизы остались прежними, и теперь их доля в рыночной цене бензина АИ-92, по расчетам «НИ», составляет 62,9%, себестоимость нефти снизилась до 3,4%, а составляющая переработки, прибыли оптовиков и транспортировки с хранением выросла до 15,9%.
Почти 63% стоимости бензина приходится на налоги и акцизы. Фото: newizv.ru
Цена на бензин в РФ действительно не имеет прямой связи со стоимостью сырья. Цены, которые вы видите на заправках, — это аппетиты государства и нефтяных корпораций.
И вот эти аппетиты государства стабильно растут: с 1 января 2026-го НДС будет повышен с 20% до 22%, акцизы на бензин в 2026–2028 годах станут расти примерно на 5%. По прогнозу Минфина, повышение акцизов принесет бюджету дополнительные 16,4 млрд рублей в 2026-м, еще 9,5 млрд рублей — в 2027-м и 9 млрд — в 2028-м.
А аппетиты нефтяников сейчас в первую очередь зависят от сбалансированности рынка — отмечает Михаил Хачатурян.
— Увеличение объемов переработки, то есть числа работающих на полную мощность НПЗ, создает условия, при которых существует баланс между поставками топлива на внутренний рынок и экспортными поставками. Выход НПЗ из строя, не всегда четко выстроенная система государственного регулирования, запоздалая реакция регулирующих инстанций на ухудшение ситуации создают условия, при которых баланс нарушается, а на внутреннем рынке наблюдается дефицит предложения и слишком резкий рост цен даже при условии снижения цен на нефть и бензин на мировых рынках.
Стабильная работа НПЗ — главный фактор сдерживания цен на бензин. Фото: Газпром нефть
Однако рассчитывать на чудодейственную силу свободного рынка и конкуренцию было бы слишком наивно. Крупнейшие нефтяные компании все равно найдут способ выкачать из людей побольше денег — считает экономист Константин Селянин.
— В чем проблема отрасли нефтепереработки? Здесь действует олигополия. Все имеющиеся в стране восемь ВИНКов, включая «Сургутнефтегаз», «Лукойл», «Татнефть» и другие, они владеют более чем 80% добычи нефти, более чем 80% переработки нефти и почти 80% продажи нефтепродуктов (либо напрямую владеют АЗС, либо работают по джобберской схеме, когда частная заправка заключает договор с ВИНКом и продает только его бензин). Понятно, что все ВИНКи заинтересованы не пускать туда маленькие компании. Они делают все возможное, чтобы дискредитировать своих конкурентов. Например, как мы видим, берут и выкупают весь объем и продают его только своим.
Так что растет ли стоимость нефти, падает ли — для розничных цен на бензин это неважно. Есть масса других причин для повышения стоимости топлива: даже при инфляции в 4% в следующем году бензин может подорожать на 10%.
Комментарии