Больше неба он любил только музыку. Операция Опера АОИ: снос Ядерного Реактора в Ираке 1981

Мы были решительны, смелы и непредсказуемы. кот б.

Михаил Лобовиков 28-05-20

Самолёт F-16A, бортовой номер 243, пилотируемый в атаке на иракский центр Иланом Рамоном, ставшим впоследствии первым израильским космонавтом. На носу самолёта видна треугольная эмблема атаки на иракский реактор. Фото: Wikipedia / KGyST

 

В мартирологе операции «Опера», лишившей Саддама Хусейна возможности создать атомную бомбу или боеголовку для ракет, всего одно имя. И мы должны его запомнить — как и подвиг участников этой акции, и решимость израильского руководства во главе с Менахемом Бегином

В свои 29 лет майор израильских ВВС Уди Бен-Амитай был не только замкомандира эскадрильи и инструктором летной школы. Он был еще и заслуженным летчиком — всего через год после окончания летных курсов он участвовал в войне Судного Дня и сбил несколько самолетов противника. За что был досрочно произведен в капитаны.

Больше неба он любил только музыку — классику и джаз, и сам прекрасно играл на банджо. Но в 1981 г. Бен-Амитай погиб во время тренировочного полета. Отрабатывая задание по уничтожению иракского реактора "Осирак" (второе название — "Тамуз"), он стал единственным погибшим в этой операции. Он оставил жену, годовалую дочь, родителей и трех братьев.

 

А сам реактор был уничтожен в канун праздника дарования Торы — Шавуот — в 1981 г. ударной группой из восьми самолетов F16 и прикрывавших их шести F15. Операция называлась "Опера" — после того, как ее предыдущее название — "Тамуз" (по названию реактора) пришлось изменить — из-за того, что информация о ней была выдана военным ученым-ядерщиком Узи Эвеном лидеру оппозиции Шимону Пересу. После чего Перес попытался убедить Менахема Бегина не атаковать реактор, а добиться его закрытия "дипломатическим путем". Операцию пришлось переименовывать, передвигать и менять допуски и ее план. Бегин опасался, что если Перес узнал о ней, то могут узнать и иракцы…(!?)

А сам Эвен впоследствии стал депутатом Кнессета 15-го созыва от МЕРЕЦа и членом комиссии по внутренним делам и экологии. Правда, парламентарием он пробыл недолго, лишь с 31 октября 2002 года по 17 февраля 2003 года, но несмотря на неполную каденцию, вошел в историю Израиля как первый открытый гей — депутат Кнессета (он даже вышел замуж в Канаде за израильского преподавателя Амитом Каму, с которым усыновил приёмного сына, уточняет Цикловики). Но сегодня мы не про этого ученого-ультрапацифиста и не про политику, а про одну из самых важных операций ЦАХАЛа.

В итоге, как мы знаем, операция была проведена. Восьмерка F16 (полученных незадолго до этого Израилем после того, как они должны были быть переданы Ирану — но сделка была отменена после переворота исламистов в 1979-м), прошла на высоте всего 100 метров над севером Саудовской Аравии и вошла в воздушное пространство Ирака. На подходе к Багдаду самолеты поднялись на высоту 10000 футов и оттуда спикировали под углом 35 градусов к куполу реактора. Только так можно было его пробить — обычными бомбами весом в одну тонну.

Это были неуправляемые конвенциональные бомбы — а не самонаводящиеся точные, которые есть сегодня. Поэтому от пилотов требовалась исключительная ювелирная точность. И семь из восьми пилотов точно попали в цель! 14 тонн взрывчатки пробили купол и полностью уничтожили реактор, поставленный французами. Реактор работал на топливе, обогащенном в Бразилии по итальянской технологии… Многие приложили руку.

Одиннадцать человек — десять иракских солдат и один французский технический сотрудник — погибли. При непосредственном проведении операции никто из израильтян не пострадал. Кстати, одним из пилотов, участвовавших в атаке, был будущий первый израильский астронавт Илан Рамон.

После уничтожения реактора самолеты вернулись в Израиль над Иорданией, и совершили победный облет страны, как раз вовремя — сразу после праздника Шавуот. Всего в операции участвовало 64 самолета — включая дежурившие в воздухе вертолеты подразделения 669, спасающего сбитых в тылу врага летчиков… На этот раз они, к счастью, остались без дела.

Все были в ярости — включая американцев, взбешенных использованием их техники (новейших F16) для этой атаки.

Совет Безопасности ООН осудил действия Израиля в резолюции 487, они были квалифицированы как нарушение устава ООН и норм международного права. Совет Безопасности потребовал от Израиля выплатить Ираку компенсацию и воздержаться от подобных акций в будущем. В самом Израиле многие из членов оппозиции, и во главе их Шимон Перес, критиковали решение правительства. В ответ на бомбардировку США временно приостановили поставку вооружений в Израиль.

Но наша безопасность и защита от иракской ядерной программы были обеспечены.

Незадолго до того Саддам Хуссейн обещал "раскрошить" Тель-Авив бомбами. Бегина такой план, разумеется, не устраивал.

Операция "Опера" напоминает нам, что нашим главным оружием в противостоянии с недружественным нам миром является наша непредсказуемость. Все остальное — импровизация, смелость, взаимовыручка и самопожертвование — это уже "технические" стороны. Но главное — это полное непонимание противником, откуда мы ударим. И когда. За последние десятилетия мы сильно подрастеряли это умение и способность держать врагов в напряжении.

И нам необходимо восстановить этот "баланс страха". Иначе никакой суверенитет не поможет добиться успеха.

Мы обязаны проявлять инициативу, и быть как минимум на шаг впереди.

Пожелаем себе этого.

И пусть будет благословенна память майора Эхуда (Уди) Бен-Амитая. Его жертва не была напрасной, и мы обязаны помнить его.

P.S.

Накануне операции министр иностранных дел СССР Громыко говорил:

"… создание Саддамом ядерного оружия привнесёт много неизвестного в ближневосточный пасьянс. Но так ли уж это для нас опасно? Можно ли представить такую ситуацию, чтобы иракская атомная бомба была обращена против нас? Я таких ситуаций не вижу. А вот американцам и их союзнику Израилю это должно причинить немалую головную боль. Ближневосточный конфликт разгорится с новой силой. И тогда нас будут на коленях умолять помочь его урегулировать".

Израиль не стал становиться на колени и принял единственно правильное решение.

---

Вавилонская опера в воздухе

7 июня 1981 года летчики ВВС Израиля разбомбили атомный реактор Осирак в Ираке. Это одна из самых смелых израильских военных операций за пределами страны   Эскадрилья из восьми реактивных самолетов F-16 и еще эскорт из двух F-15, стремительно пронеслась над территорией Саудовской Аравии, застав врасплох систему ПВО Ирака, и сбросила на атомный реактор 16 тонн … Читать далее

---

Саддам хотел похитить Бегина

18.10.2014

 

Фото: Википедия

Иракский диктатор  планировал похищение израильского премьер-министра

 

 

После того как в июне 1981 года Израиль разбомбил иракский ядерный реактор в Осираке, тогдашний диктатор Саддам Хусейн разработал план заговора в целях похищения премьер-министра Израиля Менахема Бегина. Об этом со ссылкой на публикацию в газете "Аль-Кудс аль-Араби" сообщает израильское издание The Times of Israel.

Бади Ареф Иззат, который был доверенным лицом бывшего лидера Ирака, рассказал издающейся в Лондоне арабской газете, что сразу после уничтожения реактора Саддам Хусейн поручил своим людям спланировать похищение Менахема Бегина, несущего за это ответственность.

Осуществить план должен был палестинец. Ему предстояло захватить израильского премьер-министра и тайно доставить его в Ирак, предположительно – через Иорданию или Сирию, сказал Ареф.

Сверхсекретная операция, запланированная на конец 1981 года, должна была стать местью Саддама за уничтожение Осиракского реактора. Однако детали плана стали известны спецслужбам стран Запада, и Саддам Хусейн отменил операцию в последнюю минуту.

"Один из лидеров стран Запада, который был в контакте с Хусейном, объяснил ему, что план похищения разоблачен, поэтому он не добьется успеха", — сказал Ареф, впрочем, не уточнив, о каком государстве идет речь.

7 июня 1981 года истребители военно-воздушных силы Израиля F-16 и F-15 нанесли удары по Осиракскому ядерному реактору, расположенному в нескольких километрах от Багдада. Операции дали кодовое название "Опера". Реактор был построен при активном участии Франции.