«Список Шиндлера».Фильм и мелодия, которые трогают до слёз
На модерации
Отложенный
Во время Второй мировой войны немецкий промышленник договаривается с армией и СС об использовании труда евреев на его фабрике. Постепенно он проникается сочувствием к своим рабочим и превращает свой бизнес в операцию по спасению как можно большего числа евреев. Когда война подходит к концу, он готовится к отъезду на Запад, чтобы попытаться сдаться американцам. Сердечно прощаясь, спасенные им люди дарят ему кольцо с надписью на иврите. Его ближайший помощник поясняет, что это цитата из Талмуда: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает весь мир».
Спилберг выбрал для съемок черно-белую пленку – для пущей схожести с документальными съемками 1940-х и как символ того, что война и холокост вытравили из жизни всю ее радость и весь ее цвет.
Дальнейшая история ныне хорошо всем известна. Чем дольше Шиндлер работал с евреями, тем больше он им сочувствовал, и его фабрика постепенно превратилась в тайную операцию по спасению евреев от концлагерей (поскольку завод выполнял военные заказы, Шиндлеру шли навстречу, когда он просил оградить рабочих от газовых камер).Ключевым персонажем ленты стал еврей-бухгалтер Ицхак Штерн, благодаря которому Шиндлер возглавил компанию «Эмалия» и начал нанимать евреев, которые обходились дешевле, чем рабочие-поляки. Именно Штерн, как утверждает картина, более всего повлиял на Шиндлера в его духовном путешествии от дельца к праведнику. Многие из евреев, формально числившихся на фабрике, были слишком стары, слишком юны или слишком слабы, чтобы в реальности там работать, и со временем Шиндлер начал больше тратить, чем зарабатывать.
К концу войны он совершенно разорился, но зато спас 1200 евреев. Некоторые из них в дальнейшем содержали его, когда он после войны безрезультатно пытался создавать новые бизнесы и всякий раз оказывался по уши в долгах. Когда он умер в 1974 году, Шиндлер стал единственным членом НСДАП, с почестями похороненным в Иерусалиме, на горе Сион.
Честно говоря, я не могу заставить себя посмотреть этот фильм во второй раз. Его главная музыкальная тема захватывает дух лирической красотой с трагическим подтекстом:
Главная музыкальная тема этого фильма берет за душу мгновенно.В 1993 году сотрудничество между Стивеном Спилбергом и композитором Джоном Уильямсом было уже давним и прочным. Все были уверены, что именно он будет писать музыку к фильму про Польшу времен Второй Мировой войны. Главным героем фильма стал немецкий промышленник Оскар Шиндлер, который решил использовать свое положение, деньги и связи, чтобы спасти максимальное количество евреев от геноцида.
Когда Джон Уильямс посмотрел фильм первый раз он был настолько им поражён, что сначала просто отказался писать музыку.
Кадр из фильма «Список Шиндлера» (1993)
Спилберг выбрал для съемок черно-белую пленку – для пущей схожести с документальными съемками 1940-х и как символ того, что война и холокост вытравили из жизни всю ее радость и весь ее цвет.Единственное исключение из последнего правила Спилберг сделал для маленькой девочки в красном пальто, которая появляется в сценах ликвидации гетто.
«Для этого фильма нужен композитор лучше, чем я». На что Спилберг честно ответил: «Я знаю. Но они все мертвы». Композитор в итоге пошел не по мелодраматичному пути, а решил сочинить что-то «любящее и нежное». Для исполнения главной темы фильма пригласили одного из великих скрипачей — Ицхака Перлмана. Он был искренне поражён музыкой Уильямса, которая напоминает традиционную музыку евреев Центральной Европы.
Спилберг настоял, чтобы сценарий уделил больше времени персонажам-евреям. В противном случае они получились бы статистами в собственной истории. В частности, Заиллян расширил эпизод садистской ликвидации Краковского гетто (в 1943 году нацисты переселили евреев из гетто в построенный в пригороде Кракова концлагерь и расстреляли или отправили в Освенцим всех, кого сочли непригодными для работы). Спилберг хотел, чтобы этот фрагмент фильма получился как можно более жутким, почти невыносимым для зрителей.
Когда дело дошло до распределения «Оскаров», «Список Шиндлера» удостоился 12 номинаций и семи статуэток (лучшая картина, лучшая режиссура, лучший адаптированный сценарий, лучшая музыка, лучшая операторская работа, лучший монтаж, лучшая арт-режиссура). Другие престижные награды также не заставили себя ждать. Это был абсолютный триумф режиссера и выход Спилберга как постановщика на совершенно новый для него художественный уровень.
В настоящее время «Список Шиндлера» считается одной из лучших картин своего мрачного жанра, и он занимает почетнейшее шестое место в перечне лучших фильмов всех времен.
Спилберг отказался от своего гонорара за съемки «Списка Шиндлера»
Режиссер посчитал гонорар за съемки фильма «кровавыми деньгами». Вместо этого свой гонорар он включил в общий бюджет картины. Также все последующие авторские начисления Спилберг перевел в собственный благотворительный фонд «Шоа», который он создал через год после выхода фильма. Фонд режиссера занимается сохранением свидетельств о выживших жертвах холокоста.
Комментарии