ТАКУЮ СЛУЖБУ НАМ НЕ НУЖНО!

На модерации Отложенный

Опубликовано 01.02.2018 01:45


В борьбе с общественным советом служба ничем не брезгует, даже натравливанием на общественников вооруженных людей для срыва заседания советаЗаседание Общественного совета при Службе госжилнадзора, проходившее 30 ноября, было прервано ворвавшимися вооружёнными людьми. Ими оказались сотрудники охранного агентства «Шериф», вызванные руководством Службы под предлогом проверки документов. Менее чем через месяц состав совета был расформирован задолго до окончания своих полномочий.

Первая попытка формирования Общественного совета при Службе областного госжилнадзора впервые была предпринята ещё в конце декабря 2015 года. К тому моменту уже прошло три года после того, как Президент РФ заявил о необходимости создания общественного контроля за деятельностью исполнительных органов власти при этих органах. Предполагалось, что подобного рода объединения будут сформированы из независимых и компетентных общественников и смогут отстаивать интересы граждан.

На деле совет был сформирован, вопреки требованиям законодательства, из аффилированных руководству Службы лиц. Большинство из первого состава совета составляли госслужащие, бывшие работники Службы, заинтересованные бизнесмены. Был среди них даже директор управляющей организации, за работой которого служба в силу своих полномочий обязана осуществлять надзор. Состав, собранный по принципу «пчёлы против мёда» не только создавал конфликт интересов, но и сводил на нет любую попытку общественного контроля.

Когда же первый, не легитимный по своей сути, состав при вмешательстве Правительства и Общественной палаты Иркутской области был расформирован, 16 марта 2017 года Службе пришлось сформировать новый состав, в который в подавляющем большинстве (на 80%) вошли реальные представители общественности.

С первых заседаний нового совета стало ясно, что его участники занимают принципиальную позицию по отношению к нарушению жилищных прав граждан. Тогда же госжилнадзор принялся всеми силами препятствовать работе совета. До определённого момента противостояние протекало в виде «холодной войны» – например, руководство Службы либо отказывалось предоставлять, либо утаивало от членов совета информацию о своейдеятельности, срывало заседания или не выделяло помещение для их проведения. И вот, наконец, чиновники перешли в открытое наступление.

ВСЕ СИЛЫ НА БОРЬБУ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ!

Конфликт, разгоревшийся 30 ноября между сотрудниками госжилнадзора и Общественным советом, зародился ещё до начала заседания. Вахтёры некой строительной компании (оправдываясь угрозой их увольнения начальником отдела кадров Службы(!) отказывались пропускать в здание независимых наблюдателей и представителей СМИ, ссылаясь на указание и.о. руководителя Службы Марины Самарджич. Когда же члены совета всё же настояли на присутствии наблюдателей (что законодательством не запрещено), вахтёры с подачи руководства пообещали вызвать «автоматчиков».

Вскоре выяснилось, что угроза не была напрасной. Члены совета начали заседание с обсуждения очередного случая, в котором госжилнадзор, вопреки своему предназначению, снова встал на сторону правонарушителя – управляющей компании, а не потерпевших от её действий граждан. В этот момент в зал ворвались двое вооружённых мужчин в бронежилетах и касках, позже назвавшихся сотрудниками охранного агентства «Шериф».

– Документики приготовьте, – бесцеремонно потребовал один из охранников. По его утверждению, на заседании совета имели право присутствовать только входящие в него девять человек. Остальных «шерифы» намеревались «вывести». Однако каждый из присутствующих имел за спиной немалый жизненный опыт, и напугать их оказалось непросто. Председатель совета Иван Ющенко сообщил, что никто здесь не обязан предъявлять документы кому-либо, кроме представителей правоохранительных органов, и в свою очередь потребовал показать удостоверения у самих «автоматчиков». Те были вынуждены ретироваться. Председатель совета обратился за разъяснениями к и.о. руководителя Службы Самарджич, однако отвечать на вопросы она отказалась.

На этом попытки срыва заседания не окончились. Спустя какое-то время после ухода охранников, вновь открылась дверь, ведущая в смежный с залом заседания кабинет. Перед собравшимися предстал мужчина, не пожелавший ни представиться, ни закрыть дверь, объясняя это тем, что в кабинете находятся материальные ценности, за которые он отвечает. Оскорблённые таким отношением и озвученными подозрениями, общественники попытались закрыть дверь. Тогда на смену мужчине появилась женщина, по сложившейся в госжилнадзоре традиции, также отказавшаяся представиться. Она продолжила рассказ о материальных ценностях, которые необходимо уберечь от членов совета. Лишь с её уходом заседание, наконец, удалось продолжить, хотя, вопреки плану, обсуждать пришлось ещё и произошедшие провокации.

Значительно позже, чтобы хоть как-то оправдать свои незаконные действия Самарджич задним числом подписала приказ от 29 ноября 2017г. «О пропускном режиме», которого в день происшествия явно не было, иначе он был бы предоставлен председателю совета и опубликован. Интересно, распространяются ли данные ограничения на коммерсантов из управляющих компаний, или Служба отгородилась пропускным режимом только от «простых смертных»?

На вопрос, почему же охранники и вахтёры пытались не допустить на заседание наблюдателей, руководитель Службы Александр Проценко ответил уклончиво и формально: «Должностные лица Службы не вправе чинить препятствия в проведении заседаний Общественного совета при Службе». Почему же эти препятствия всё-таки учинились, Проценко не ответил, но не упустил возможности напомнить, что для заседаний совета Служба всегда выделяла помещение.

КОНЦЫ В ВОДУ

Странным решениям областного госжилнадзора посвящено уже столько статей НКС, что впору создавать специальную рубрику. Ситуации, когда при наличии доказательной базы Служба закрывает глаза на правонарушения управляющих компаний, давно превратились в систему.

По мнению члена Общественного совета, эксперта ИРОО «Народный контроль» Ольги Николаевны Беляевой, всё происходящее может быть вызвано как раз нежеланием участников совета предать забвению ряд эпизодов с многомиллионной подоплёкой.

Речь идёт в частности о деле трехлетней давности. Тогда жители одного из домов микрорайона Университетский города Иркутска выяснили, что ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» управляет их домом и, вероятно, ещё десятками домов, основываясь на сфальсифицированных протоколах собраний жильцов, которые в действительности никогда не проводилось. На судебном процессе юрист службы Алексей Азаров по установившейся порочной традиции защищал коммерческие интересы «рейдера», а судья, проигнорировав факт фальсификации документов, вынес решение в пользу управляющей компании. Дело, что называется, было «замято». Однако жильцы дома, в числе которых сама Ольга Беляева, не собираются останавливаться.

– В присутствии Александра Проценко, руководителя Службы, и его заместителя Самарджич, я ознакомилась с лицензионными документами ОАО «ЗУЖКС», – рассказывает Ольга Николаевна.

– В приложенных служебных записках было чёрным по белому написано, что нет никаких правоустанавливающих документов для лицензирования. Несмотря на это, компания всё-таки была лицензирована. После того, как я это увидела, мне в категоричной форме запретили дальнейшее ознакомление с документами.

В апреле 2017 года Ольга Беляева, заручившись поддержкой Общественного совета, потребовала от руководства госжилнадзора проведения проверки по вопросу законности управления многоквартирными домами со стороны ОАО «ЗУЖКС» при отсутствии для этого правовых оснований. Однако руководитель Службы Александр Проценко инициировать проверку отказался, мотивируя свой отказ тем, что в лицензионном деле содержатся некие персональные данные (прим.- звучит как минимум странно, учитывая, что речь идет о юридическом лице!), а следовательно, указанные документы «относятся к категории документов для служебного пользования». По его словам, указанные документы могут быть предоставлены по запросу уполномоченных государственных органов либо суда, а это значит, что все неприятные тайны управляющей компании защищены от общественной проверки.

НАСТОЯЩИМ УВЕДОМЛЯЮ ВАС О НИЖЕСЛЕДУЮЩЕМ…

Ещё за десять дней до демонстрации силы в виде охранников «Шерифа» госжилнадзор приступил к психологическому давлению на участников совета: все они получили уведомления за подписью руководителя Службы Проценко, где сообщалось, что двухлетний срок полномочий совета истекает 25 декабря 2017г. Что интересно, в этом же уведомлении Проценко сообщает, что «персональный состав Общественного совета… был определён распоряжением Службы 25.12.2015», и тут же в скобках указывает… о существовании другой редакции от 16 марта 2017 года. Кроме того, Проценко ссылается на приказ Службы уже от 11 мая 2016 года, согласно которому совет формируется сроком на два года. Откуда же появились два различных варианта документа? На причины столь нелогичной последовательности документов пролила свет Ольга Беляева:

– 25 декабря 2015 года совет на 60% был сформирован руководством Службы из чиновников и представителей управляющих компаний. Отмечу, что согласно указу Президента РФ от 12 мая 2012 года, общественные советы должны стать механизмом контроля за органами власти. В этом указе говорится об отказе формирования совета самими органами власти. В результате наших многочисленных обращений эти лица были исключены из совета по указанию Общественной палаты и Правительства Иркутской области. В марте 2017 года был сформирован новый состав совета. Однако руководство Службы в лице ВРИО Кузнецовой А.В. и команды юристов Службы – М.В. СамарджичД.АОлиновича, чтобы избавиться от общественного контроля в сфере ЖКХ искусственно притянули срок двухлетних полномочий совета к декабрю 2017года.

Таким образом, нынешние предупреждения о скором роспуске совета, рассылаемые руководством Службы, по мнению Ольги Беляевой, не имеют под собой законных оснований и служат лишь инструментом давления на «неудобных» общественников.

Равно как и письменное требование, полученное председателем совета Ющенко от заместителя руководителя Службы Шишкиной. В письме Шишкина требует предоставить данные о деятельности каждого члена Общественного совета за прошедший год «в рамках целей и задач, возложенных на общественные советы». Казалось бы, требование оправданное и вполне законное, если бы не одно «но». Письмо было подписано чиновницей 13 декабря, в то время как предоставить информацию было необходимо уже 14 декабря. Очевидно, что написать отчёт такого объёма за один день невозможно, о чём в руководстве Службы не могли не знать, тем более совет действовал меньше года, а значит, письмо было ни чем иным, как очередной провокацией.

Следом между членами совета и госжилнадзором разгорелась настоящая война по «переписке», которая продолжается и по сей день. В ответ на требование Ольги Беляевой отозвать уведомления о прекращении полномочий совета, заместитель руководителя службы Мария Шишкина заявила, что «обвинения в адрес Службы и её должностных лиц… не законны, не обоснованны и не подтверждаются фактами». Беляевой также предложили выдвинуть свою кандидатуру для включения в новый состав совета. Звучит издевательски, учитывая, что во многом именно деятельность и квалификация Беляевой –юриста с многолетним стажем практической работы - вызывает столь агрессивную реакцию чиновников. Впрочем и другие принципиальные члены совета оказались в «немилости» у руководства, нежелающего навести порядок в жилнадзоре региона.

Наконец 26 декабря на сайте областного правительства появилось сообщение о формировании нового совета на конкурсной основе. Руководитель Службы Александр Проценко настаивает, что прекращение полномочий состава совета произошло в рамках законодательства.

«ОРГАН ПРОВЕРЯЮЩИЙ ИЛИ ДОВЕРЯЮЩИЙ?»

Общий хаос, царящий сегодня в областном госжилнадзоре, прекрасно описывают статистические данные за 2016 год, согласно которым при двукратном увеличении количества жалоб по сравнению с 2014 годом, количество выявленных нарушений уменьшилось на тысячу по сравнению с тем же периодом.

Недееспособным представляется и нынешнее руководство Службы. К примеру, нынешний руководитель госжилнадзора Александр Проценко, по словам членов совета, в личных беседах утверждал, что не пойдёт против закона и не предпримет попыток по роспуску совета. Однако, как только появилось печально известное уведомление за его подписью, Проценко тут же ушёл в отпуск, предоставив своим заместителям неограниченные полномочия разбираться с советом.

– Все документы, которые сегодня готовятся в госжилнадзоре, безграмотны и с технической, и с юридической точки зрения, – поделился своим мнением член Общественного советаАлександр Коновалов. – Протоколы составляются небрежно. Начинаешь разговаривать, указываешь на несоответствия с техническим паспортом дома, спрашиваешь: «Почему вы это написали в акт?». А они отвечают: «Мне так указала управляющая компания». – «Так вы орган проверяющий или доверяющий?». Система сегодня такова, что сотрудники жилнадзора имеют крайне низкую квалификацию, происходит чехарда с руководителями и, по-видимому, есть элементы коррупции.

***

В попытке привести в чувство заигравшихся чиновников, члены Общественного совета при Службе жилищного надзора обратились в Администрацию Президента, Генеральную прокуратуру, Минстрой РФ, Общественную палату РФ, Общественную палату и Правительство Иркутской области, в суд. Как и многочисленные жители Иркутской области, не нашедшие защиты своих жилищных прав от произвола управляющих компаний в региональном надзорном органе, они надеются, что сообща им удастся заставить региональных чиновников отстаивать законные права собственников, несмотря на все сложившиеся противоречия. В противном случае Службе уготована судьба приживалки управляющих компаний, готовой исполнить любую прихоть своего хозяина. В противном случае Службе уготована судьба приживалки управляющих компаний, готовой исполнить любую прихоть своего хозяина.

 

Егор Лившиц