Неизвестная война. Глава 9. Война в Леванте. Битва империй

 

 

СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ВЛАСТЕЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СВОБОДНОЙ ФРАНЦИИ НА СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ 25 июля 1941 года (извлечение)

 

Статья 1. Средний Восток представляет собой единый театр военных действий. Наступательные и оборонительные операции союзников на этом театре военных действий должны быть согласованы.

С другой стороны, принимая во внимание особые обязанности Франции по отношению к территории государств Леванта, Свободная Франция решила в данной обстановке использовать французские вооруженные силы Востока, а также сирийские и ливанские части в первую очередь для обороны территории этих государств.

Статья 2. Любой план военных операций, предусматривающий использование французских вооруженных сил совместно с английскими или непосредственно затрагивающий территории государств Леванта, должен вырабатываться совместно английским и французским командованием.

Принимая во внимание, что в настоящее время английские вооруженные силы на Востоке преобладают над французскими вооруженными силами, разработка военных планов и определение задач французских вооруженных сил в общих операциях на Востоке возлагается на английское командование. Английское командование ставит эти задачи свободным французским войскам по уполномочию генерала де Голля. Подобное же уполномочие предоставляется командиру любого соединения, подчиненному командующему английскими войсками на Востоке, если командующий возложит на этого командира руководство проведением операций на территории государств Леванта или если в операции будут использованы свободные французские вооруженные силы...

Статья 3. Английскими и французскими вооруженными силами, действующими в одной зоне военных действий, командует, как правило, английский и французский офицер, в зависимости от того, каких войск больше в данной зоне...

Статья 4. Каковы бы ни были пропорциональные размеры и задания английских и французских вооруженных сил, территориальная администрация (руководство или контроль военных властей над общественными учреждениями, государственная безопасность, жандармерия, полиция, использование местных ресурсов и т. д.) осуществляется в Сирии и Ливане французскими властями...

На неприятельской территории функции территориальной администрации распределяются между английскими и французскими властями пропорционально количеству английских и французских вооруженных сил на различных участках данной территории.

Шарль де Голль, Военные мемуары, т. I, М., 1957, стр. 552 - 554.

 

Вот так, ни больше ни меньше, окопавшийся в Лондоне полковник Шарль де Голль, мало кто помнит, что звание бригадного генерала он присвоил себе самолично, уже запятнавший свои руки кровью соотечественников в Северной Африке, принялся наводить про английский порядок на Ближнем Востоке. Конечно, можно сказать, что им двигали благие намерения полного освобождения Франции от германской оккупации и зависимости, но вот почему – то, что свои первые шаги в этом направлении он делал именно там, как было выгодно Великобритании, бросившей под Дюнкерком своего союзника на растерзание фашистским полчищам и танковым клиньям Гудериана. На очереди была Сирия, из которой уже ушли немцы…

Численность сил вторжения составила 34 000 человек: 18 тысяч австралийцев, 9 тысяч британцев, 2 тысячи индийцев, 5 тысяч французов и французских колониальных войск. Их поддерживали 103 самолета, 2 крейсера, 8 эсминцев, крейсер, вспомогательное судно. Наступление планировалось начинать с трех направлений: с юга из Палестины и из центрального Ирака по сходящимся направлениям на Дамаск, отдельной группировкой в Северной Сирии из северного Ирака с выходом к Средиземному морю. Главный удар наносился из Палестины. Руководство объединёнными союзными силами осуществлял командующий британскими войсками в Палестине и Трансиордании генерал Генри Вилсон.

Войска Виши в Сирии достигали 35 000 человек (18 батальонов колониальной пехоты и 20 эскадронов кавалерии), в том числе 27 000 колониальных войск, 90 танков и 120 орудий. Боевыми действиями руководил непосредственно дивизионный генерал Анри Фернан Дентц.

 

Французский танк R-3,  принимавший участие в защите Дамаска. Танк дожил до Шестидневной войны и был захвачен израильтянами.

7 июня, буквально через день, как последний немецкий солдат покинул Сирию, Премьер – министр Великобритании Черчилль отдалприказ о наземной операции. 8 июня австралийские и индийские части при поддержке добровольцев из так называемой, Свободной Франции перешли границу Сирии.
Английские части наступали тремя колоннами. Первая (и основная) шла из Палестины и Трансиордании на Дамаск с параллельным продвижением вдоль побережья к ливанскому Бейруту. Вторая колонна наступала из южного и центрального Ирака через пустыню в направлении Пальмиры. Третья продвигалась из северного Ирака силами 10-й Индийской дивизии вдоль долины Евфрата в направлении Алеппо.

 

французский главнокомандующий в Сирии генерал Анри Денц

Командующий английской группировкой  генерал Уэйвел отводил на операцию всего неделю — он не верил, что вишисты смогут оказать серьезное сопротивление, в том числе и по причинам моральным — не будут же они всерьез драться за немецкие интересы.

Но не тут-то было. Французские коллаборационисты оказали достойное сопротивление англичанам. И не думаю, что сражались они за немецкие интересы. Они сражались за свою честь, за честь поруганной и преданной Франции. В принципе, какая разница, под чьей оккупацией быть, немецкой или английской. А в колониях оставалась прежняя, довоенная Франция, в которой не было места ни англичанам, ни немцам!

8 июня, в 15.45 лидер патрульного звена «Харрикейнов» заметил над морем четыре старых двухмоторных бомбардировщика «Блох»-200 с неубирающимися шасси, упрятанными в большие обтекатели. «Харрикейны» спикировали со стороны солнца на ведущего четверки, поразив его несколькими длинными очередями. Подбитый «Блох» развернулся к Бейруту, но сорвался в пике и рухнул в море. Экипаж спасся на парашютах. Выходя из атаки, англичане внезапно попали под точный пушечный огонь появившихся из облаков шести «Девуатинов». Два ведомых «Харрикейна» тут же были сбиты. Оба пилота погибли. Через час взлетели еще три «Харрикейна», пилоты которых застали над британскими кораблями звено «Девуатинов». Во время короткого боя англичане сумели подбить два французских истребителя, а третий столкнулся с «Харрикейном» в лобовой атаке.

 

Ночью 11 июня три биплана «Потез» разбомбили скопление автотранспорта южнее города Киеве. Днем истребители французов продолжали штурмовать колонны индийских и де Голлевских войск, продвигавшихся к городу вдоль железной дороги. За день эта группа совершила 21 вылет. Зенитным огнем было повреждено несколько истребителей.

На следующий день англичанам пришлось использовать в качестве истребителей-бомбардировщиков даже фоторазведчики «Харрикейн» PR.I. Уже в 06.00 один из них, снаряженный двумя 250-фунтовыми бомбами, поднялся с авиабазы в Хайфе и, дозаправившись на аэродроме подскока Рошпина, попытался нанести удар по коммуникациям французов к северу от Мерджаюна. Зенитным снарядом был разбит маслорадиатор, что вынудило пилота посадить самолет на брюхо в глубине вражеских позиций. Чуть позже из-за отказа двигателя сел на вынужденную «Харрикейн» английскою аса В. Вейла, сбившего над Грецией более 20 итальянских и немецких самолетов.

Но, надо быть справедливым. На стороне французов воевали итальянские ВВС на немецких самолетах. Вот как порой странно переплетаются события, враги и союзники. 12 июня восьмерка австралийских «Томахауков» перехватила в районе города Тир восемь бомбардировщиков «Юнкерс» Ju88A-5 с итальянскими опознавательными знаками. Прежде чем «Юнкерсы» начали пикировать на корабли, австралийцы сбили три бомбардировщика.

Бипланы «Потез» 25ТОЕ по ночам продолжали терзать коммуникации вокруг Сайды. Позднее к ним присоединились современные двухмоторные «Потезы» 63-11. Утром 14 июня тройка «Бленхеймов» атаковала аэродром Алеппо-Нераб, оставив после себя один сгоревший «Моран-Солнье».

         События в Сирии переросли локальный конфликт. Это была уже полноценная война.

16 июня англичане обнаружили три французских эсминца, прорывающихся на максимальной скорости в Бейрут из североафриканских баз. Британские торпедоносцы Фейри «Суордфиш» преследовали корабли весь день и добились попадания торпеды в концевой эсминец «Шевалье Поль». В пятидесяти милях от берега корабль затонул со всем экипажем. Два других — «Гепард» и «Валми» благополучно достигли Бейрута. И это всего лишь маленькие повседневные эпизоды этой войны, о которой стыдливо умалчивают учебники и о которой не говорят во время торжеств и парадов. А ведь живы потомки тех, кто убивал друг друга в Леванте.

И не се они лишены памяти….

 

эсминец «Шевалье Поль»

Между тем, 19 июня индийцы бригадира Ллойда вышли к Дамаску, и, когда победа казалась совсем близкой, попали под тяжелый контрудар. Захватив пригородный поселок Мецци с важной авиабазой, Раджпутанский и Пинджабский батальоны оказались в изоляции: боеприпасы, медикаменты и продовольствие были на исходе, а транспортный конвой со всем необходимым отстал всего на пару миль. В этот момент французы нанесли контрудар. В течение двух дней их танки и колониальная пехота атаковали окруженную деревню, изредка отходя, чтобы подвергнуть ее артобстрелу. Постепенно части индийцев, удерживающие внешнее кольцо обороны, начали сдаваться в плен, израсходовав последние боеприпасы. В итоге французы взяли в кольцо большое здание в центре поселка, где располагался штаб окруженных, но осажденные продолжали отбивать атаку за атакой. В конце концов, у оборонявшихся кончились боеприпасы, и старший офицер полковник Джоунс отправил нападавшим послание с просьбой о перемирии. Французы не приняли предложение и ворвались в здание. Когда прибывшие подкрепления британцев отбили деревню, то увидели лишь руины – крыша разбитого снарядами здания провалилась и похоронила под собой убитых и раненых...

Самое ожесточенное сопротивление англичане встретили на юге Сирии. Англичане 9 июня высадили там (в районе реки Литани) десант. Это были лучшие их части, им противостояли марокканцы и алжирцы. В результате почти суточного боя 25 % английских десантников было убито, в том числе погиб их командир подполковник Педдер. До 20 % убитыми в тот день было и у двух батальонов австралийской пехоты. Англичане пришли в замешательство, не ожидая от французов такого ожесточенного сопротивления.

 

 

Британские войска в Пальмире, Сирия, июль 1941 года

И все же, несмотря на значительные потери, англичане шаг за шагом продвигались с юга Сирии на столицу, Дамаск. И тут в бой вступил «запасный полк» французов — танковая бригада из 70 машин (20 танков они оставили для обороны Дамаска от колонн англичан с востока и северо-востока). Через неделю они отбили стратегически важный город Кунейтра. Натиск французов был настолько силен, что англичане массово стали сдаваться в плен (один из батальонов даже сдался в полном составе).

Англичане вынуждены были перебросить из Северной Африки две эскадрильи истребителей и три эскадрильи бомбардировщиков — до ста самолетов в общей сложности. Теперь их превосходство над французами в воздухе было на треть больше, а по бомбардировщикам — в два раза.

А в это время люфтваффе Геринга буквально утюжило южное побережье Англии и превращало в руины Лондон. Но, ведь империя превыше всего, не так ли?

Вообще, во время Второй мировой для стран антигитлеровской коалиции стало общим правилом, что наступление на противника можно вести только при тотальном превосходстве в технике. Даже, если при этом придется пренебречть необходимостью защиты своих граждан. Так было в операции в Северной Африке против Роммеля, при высадке в  Сицилии в 1943-м, а затем в 1944-м — во Франции. Такую же стратегию использовали американцы на Тихом океане, начиная с 1944-го.

21 июня 1941 года пал Дамаск.

 

Падение Дамаска. Парад оккупантов.

А вот на востоке и в центре Сирии, где арабы-сунниты составляли до 85 % населения региона, англичанам и после 21 июня пришлось пробиваться на запад страны с тяжелыми боями.

Английский генерал Кларк поспешил, и бросил в бой части без поддержки авиации, полагая, у противника сломлен дух после падения Дамаска. И жестоко за это поплатился. 26 июня полевой командир антибританских партизан-суннитов Фавзи-аль-Кавуджи в тылу разгромил английскую колонну, шедшую с топливом для техники. Через день британские танки вынуждены были остановить наступление.

Спас англичан Арабский легион под командованием Глабб-паши. Под именем Глубб-паши скрывался англичанин, сэр Джон Баггот Глабб — сын английского генерала, полковник, бывший не менее легендарным разведчиком, чем Лоуренс Аравийский. В 1920-х он был послан британской короной в пустыни Ближнего Востока для работы с бедуинами. Глабб научился говорить по-арабски, стал одеваться как араб, перенял все их привычки и образ жизни.

Глабб понял, что бедуины гордятся боевой доблестью и сыграл на этом. Он создал отряды «Разведчиков Пустыни» (эль Бадрие), служба в которых стала высшей честью для бедуина. Он сколотил бедуинов в дисциплинированные военные отряды. «Я замирил бедуинов, не посадив ни одного в тюрьму и не потратив ни одной пули», — говорил он о себе с гордостью. Эти отряды и стали основой Арабского Легиона.

Сначала Арабский Легион подавил прогерманское, антибританское восстание в Ираке, а в июне 1941 года пришел на выручку английским частям в Сирии.

Численность отряда под руководством Глабб-паши была всего 2 тысячи человек, но они были местными, привычными к ведению боевых действий в пустыне воинов, предвестники современных моджахедов, и они начали методично отрезать снабжение французских гарнизонов в городах на востоке и севере Ирака. 3 июля в Пальмире англичанам сдался последний отряд из Иностранного легиона — в основном немцы и русские.

Развязка приближалась. 8 июля все французские самолеты, способные пролететь 900 км до итальянского Родоса, были эвакуированы из Сирии. Самая результативная эскадрилья GC III/6 прибыла 9 июля на авиабазу Мезон- Бланш в Алжире. За месяц ее «Девуатины» сбили 19 самолетов. Семь побед одержал сублейтенант Пьер Ле Глоан, лучший истребитель сирийской кампании. До своей гибели в августе 1943 года вследствие неисправности своего истребителя он уничтожил 4 немецких, 5 итальянских и 9 английских самолетов.

 

Пьер ле Глоан

 

Эскадрилья потеряла пять пилотов убитыми, еще один погиб в авиакатастрофе. Три летчика попали в плен, и еще один, лейтенант Мурье перелетел в Турцию и впоследствии присоединился к истребительной группе «Нормандия-Неман», воевавшей на советско-германском фронте.

Учитывая безнадежность сложившейся ситуации, вечером 11 июля французы прислали парламентеров с запросом об условиях капитуляции.

Во время боев союзники потеряли убитыми и ранеными около 1600 австралийцев, 1200 британцев и индийцев и 1100 французов де Голля. Последние понесли наиболее тяжелые потери, тик как против них французы сражались с особенной ожесточенностью. Сами французы потеряли, по разным оценкам, от 3 500 до 5 000 человек убитыми и ранеными.

А разве не включала в себя эта война элементы Гражданской войны? Ведь не зря, самые большие потери понесли именно французы, как с той, так и с другой стороны. Боевые действия были официально прекращены 11 июля после подписания Акрского перемирия. Французам, воевавшим на стороне Виши, было предоставлено выбирать, присоединиться к де Голлю или репатриироваться во Францию. Большинство выбрало последнее, и лишь немногие пополнили число свободных французов.Только 6 000 французских и колониальных солдат и офицеров из более чем 30 000 капитулировавших французов приняли решение присоединиться к войскам Де Голля. И мне кажется это весьма символичным…

 

карта боевых действий в Юго-Западной Сирии

Продолжение следует...

Андрей Сотник © 2014


Начало можно прочитать по ссылке:
 

Неизвестная война. Глава 1. Операция «Катапульта». Расклад сил.

Неизвестная война. Глава 2. Операция «Катапульта». Оран. Часть 1.

Неизвестная война. Глава 3. Операция «Катапульта». Оран. Часть 2.

Неизвестная война. Глава 4. Операция «Катапульта». Оран. Окончание

Неизвестная война. Глава 5. Операция «Угроза». Дакар

Неизвестная война. Глава 6. Арктический переход рейдера «Комет». Начало пути

Неизвестная война. Глава 7. Арктический переход рейдера «Комет». Сквозь льды среди врагов

Неизвестная война. Глава 8. Война в Леванте. Начало