Неизвестная война. Глава 3. Операция «Катапульта». Оран. Часть 2.

 

 

17:58 Береговые батареи открыли по нам огонь. Пять хорошо заметных вспышек. Все самолеты на 20° к N.17:59 Розовый всплеск от падения снаряда приблизительно в 3 каб. по правому траверзу.
18:00 Рикошет [осколочный, - Авт.] по мостику.
18:00 1/2 Еще разрыв по правому траверзу и рикошет по мостику.
18:01 Отдан приказ поставить дымовую завесу. Задержка выполнения приказа.
18:01-18:02 Следуют падения снарядов справа по носу и траверзу. Большинство с рикошетом по мостику. Самый близкий всплеск менее, чем в 1 каб., но большинство примерно в 1 1/2 каб.
18:02 1/2 Эскадренный миноносец справа по носу обстрелян береговой батареей. "Резолюшн", "Вэлиант" и наш корабль меняют курс в направлении от гавани.
18:03 Башня А вне углов обстрела орудий. Один залп башнями X и Y.
18:04 Дымовая завеса становится эффективной. Приблизительно в это же время наш корабль взят в вилку береговой батареей.
18:05 Большой всплеск, предположительно от 14" снаряда, за кормой "Резолюшна".
18:06-18:07 Береговые батареи все еще обстреливают нас. Приказ 4" калибру открыть огонь по ним. Приказ не выполнен, ввиду опасности возможного воздушного удара".

Выписка из вахтенного журнала линейного крейсера «Худ».

 

 

  линейный корабль «Страсбург»

Жансуль отдал распоряжение линкорам начать движение сразу после открытия противником артиллерийского огня и покидать рейд в следующем порядке: "Страсбург", за ним "Дюнкерк", "Прованс" и "Бретань". Лидеры - во французском флоте их называли "контрминоносцы" - 2-й легкой эскадры, стоявшие на бочках в западной части рейда, получили приказ выходить из гавани самостоятельно, по способности. Решение французского Командующего, во чтобы то ни стало, прорываться в открытое море было правильным, однако назначенный им порядок боевой линии нельзя признать удачным. "Дюнкерк", занимавший место в самой глубине рейда, да еще и замешкавшийся с отдачей швартовых, задерживал старые линкоры. Портовый буксир, помогавший "Дюнкерку" сняться с якоря, получил повреждения и вынужден отойти, когда залп 381-мм снарядов попал в мол. Флагманский линкор беспомощно застыл. Это определило судьбу "Бретани" и "Прованса".

 

взрыв линейного корабля «Бретань»

"Бретань" не успел двинуться с места, когда в 17 часов 57 минут был поражен третьим залпом "Резолюшна". Все три 381-мм снаряда легко пробили броню линкора. Один разорвался в отсеке кормовых машин, другой - в районе средней орудийной башни, вызвав взрыв боеприпасов в 138-мм батарее. Но этот взрыв, хотя и нанес значительные повреждения, не стал фатальным. Судьбу корабля решил снаряд, попавший в район кормовых башен. В артиллерийских погребах главного калибра возник пожар, который быстро охватил всю кормовую часть и привел к взрыву, значительно более сильному, нежели первый. Линкор начал быстро крениться на правый борт, угрожая опрокинуться. Поступил приказ экипажу покинуть боевые посты, но далеко не все успели его выполнить. Позже еще один британский снаряд разорвался у основания треногой мачты. В 18 часов 07 минут корабль перевернулся и затонул. 977 членов экипажа "Бретани" погибли или пропали без вести.Однотипный "Прованс", ожидая своей очереди вступить в боевую линию, в 17часов 55 минут первым из французских кораблей открыл огонь. Он стрелял по "Худу" через стоявший рядом "Дюнкерк". Однако прицел был взят неверно, и залпы "Прованса" ложились большими недолетами, тогда как британские вскоре достигли цели. В 18 часов 02 минуты 381-мм снаряд заклинил башню IV, взрыв другого снаряда повредил одно орудие башни III. В корме начался пожар, а в отсеках ниже ватерлинии открылась сильная течь. Наконец, "Прованс" дал малый ход и начал медленно двигаться вперед. Он продолжал вести огонь и успел израсходовать двадцать два 340-мм снаряда. Но после десятого залпа осколок британского снаряда, срикошетировавший от "Дюнкерка", угодил внутрь поста управления артогнем, повредив приборы и тяжело ранив артиллерийского офицера. Разгорающийся пожар постепенно подбирался к кормовым пороховым погребам. Их пришлось затопить.

 

линкоры «Прованс» (слева) и «Страсбург» под обстрелом

Потери экипажа линкора в бою были невелики - двое убитых и несколько раненых, однако полученные повреждения исключали возможность активных действий. Вода быстро распространялась по отсекам старого корабля. Это принудило державшего на нем флаг контр-адмирала Бузена и командира капитана 1-го ранга Барруа закончить попытку выхода из гавани, приткнув линкор носом к отмели в южной части рейда.

 

Но бой еще не был окончен. Едва дав ход 12 узлов, "Дюнкерк" был поражен залпом из трех снарядов. Первый ударил в крышу башни II (четырехорудийная главного калибра). Снаряд расколол часть броневой плиты и сам развалился на куски, один из которых попал внутрь правой части орудийной башни, ударил в зарядный лоток и повлек воспламенение зарядов. Расчеты двух орудий погибли в дыму и пламени вспыхнувших пороховых картузов, тогда как левая "полубашня", отделенная продольной переборкой и имевшая собственную подачу боезапаса, почти не пострадала.

Второй снаряд попал в район башни III (двухорудийная вспомогательного калибра правого борта) и, пробив главную броневую палубу и две противоосколочные переборки, взорвался в отсеке кондиционеров и вентиляторов, выведя из строя весь находившийся там личный состав. Непосредственным следствием этого попадания стал пожар в перегрузочном отделении. Здесь загорелось несколько зарядных гильз, а затем взорвались 130-мм снаряды, загружаемые в элеватор. Вся прислуга отделения погибла. Взрыв произошел также у воздуховода в носовое машинное отделение. Пламя, горячие газы и густые клубы желтого дыма через бронированную решетку в нижней броневой палубе проникли в машинное отделение №1, где двадцать человек погибло и только десяти удалось спастись, а все механизмы вышли из строя. Задымление башни IV вынудило в ходе боя задраить носовые погреба вспомогательного калибра.

Третье попадание пришлось ниже главного броневого пояса в районе котельного отделения №2. Этот снаряд пробил все конструкции между обшивкой и противоторпедной переборкой, при ударе о которую взорвался. Осколки привели к аварии в котельном отделении.

Помимо значительных разрушений энергетической установки и выхода из строя части артиллерии, существенным последствием этих попаданий стало обесточивание системы центральной наводки.

О выходе в открытое море теперь не могло быть и речи. Жансуль приказал направить поврежденный флагман в западную часть бухты и передать англичанам по радио просьбу о прекращении огня. Этот сигнал был продублирован поднятием условленного "большого прямоугольного флага". Сине-полосатое полотнище, взвившееся на мачте "Дюнкерка", означало принятие условий британского ультиматума. В 18 часов 13 минут линкор бросил якорь в гавани Сент - Андре на глубине 15 метров.

Так завершилась первая фаза этого странного боя. Боя, в котором французский Флот, практически не уступающий британскому соединению, не смог или, не захотел, показать всё, на что он был способен.

И это тоже очень важный вопрос – почему? Что помешало Жансулю начать заблаговременный выход и развертывание кораблей, сражаться до конца? Еще одна, неразгаданная тайна неизвестной войны….. Боя, который впоследствии назовут: «тридцать минут для английских пушек»…

Англичане могли торжествовать, если бы не блестящий прорыв "Страсбура".

 

линкор «Страсбург» ведёт огонь по врагу

Этот корабль, кормовые швартовы и якорная цепь которого были отданы еще до начала бомбардировки порта, начал движение одновременно с первыми британскими выстрелами и как раз вовремя, чтобы не попасть под залп, накрывший место его стоянки. Осколки перебили на "Страсбуре" сигнальный рей, фалы и продырявили дымовую трубу. Последующие британские залпы ложились хорошо по направлению, но были неточны по дальности. В 18 часов 08 минут "Страсбур", имея скорость 15 узлов, вышел на главный фарватер и, воспользовавшись как прикрытием густым ползущим дымом, выскользнул в Оранскую бухту, где его уже поджидали пять лидеров.

Л. Гаррос, так описывал этот прорыв:

- "Командир линкора капитан 1-го ранга Коллине,  сконцентрировал все свое внимание на сетевых заграждениях, к которым, во избежание подрыва на мине, он должен был пройти "впритирку". И все это под ужасающий грохот разрывов снарядов. Сумеет ли он? Он прошел! Орудия башен "Страсбура" были направлены в сторону врага, к сожалению, не видимого за дымовой завесой".

Корабли 2-й легкой эскадры, за исключением "Керсена" и "Тигра", запутавшихся якорными цепями и потерявших на этом несколько минут, покинули место своей стоянки, не дожидаясь первого британского залпа, и, ведомые контр-адмиралом Лакруа на "Могадоре", устремились к выходу.

Лидеры, включая "Керсен", силовая установка которого находилась в аварийном состоянии, легко проскочили мимо противоторпедных сетей и британских мин. Не повезло лишь одному флагману. Находясь уже на главном фарватере, "Могадор" снизил ход и отвернул, чтобы не столкнуться с пришедшим из Орана буксиром, и как раз в этот момент в его корму угодил "шальной" 381-мм снаряд (ни один из британских линкоров не стрелял непосредственно по французским эсминцам). Тотчас корабль содрогнулся от мощного взрыва - сдетонировали шестнадцать 200-кг глубинных бомб(13), расположенных на стеллажах перед бомбосбрасывателями. Погибло 42 человека. Кормовая часть по самое основание шельтердека отломилась. Изуродованный взрывом лидер выбросился на отмель. Возникший пожар на нем удалось потушить с помощью портовых судов.

 

лидер «Могадор» после попадания 381 миллиметрового снаряда

У Орана "Террибль" и "Вольта" имели кратковременные стычки с "Вортиджерном" и "Рестлером". Англичане, поставив дымовую завесу, легко уклонились от боя. Но вот залпы "Страсбура" и береговых батарей, в том числе трех 240-мм орудий, установленных на мысе Канастель, представляли уже серьезную опасность. "Рестлер", по которому, согласно докладу его командира, было выпущено более сотни снарядов, совершил энергичный маневр уклонения, а затем по приказу с "Худа" отошел на безопасное расстояние от порта.

Следующей мишенью вырвавшегося на волю быстроходного линкора вполне мог оказаться "Арк Ройял", замеченный в направлении на NNW в пределах досягаемости орудий главного калибра. Но Луи Коллине не собирался соперничать со славой "Шарнхорста" и "Гнейзенау", за месяц до того "раскатавших" в Норвежском море злосчастный "Глориес". Довольно того, что он уведет свой корабль не вредимым...

 

английские линкоры «Худ» (слева) и «Вэлиэнт» под ответным огнем французского линкора у Мерс-эль-Кебира

Когда британский Командующий, наконец, разобрался в том, что произошло, дистанция между его флагманским линейным крейсером и "Страсбуром" составляла уже около 15 миль. Французский линкор и сопровождавшие его корабли развили полный ход.

Интересно, что еще в конце XIX в. русский генеральный штаб дал следующую оценку недавно приобретенному французскому союзнику: "львы в атаке, зайцы в отступлении". 3 июля 1940 г. это определение было подтверждено если не целиком, то хотя бы наполовину. Никто не ожидал от удиравшего француза такой прыти. Сомервилл устремился в погоню с "Худом", крейсерами и эсминцами, оставив тихоходные "Резолюшн" и "Вэлиант" позади без какого-либо противолодочного прикрытия. Тем самым французским подводникам представилась возможность отличиться подобно тому, как позже это сделали их коллеги, у Дакара. Но подводные лодки из Орана запоздали с развертыванием. Не имела успеха и дежурившая в этом районе британская субмарина "Протеус". Она пыталась выйти в атаку на "Страсбур", но была отогнана "Линксом" и "Тигром". Поднятые с "Арк Ройяла" в 18 часов 25 минут шесть бомбардировщиков "Суордфиш" 818-й эскадрильи были также перенацелены с Мерс-эль-Кебира на преследование "беглого" линкора. Таким образом, Коллине удалось не только спасти свой корабль, но и полностью отвлечь внимание англичан от Мерс-эль-Кебира.

Между тем, орудия британских кораблей вскоре снова заговорили. Лидеры "Вольта" и "Террибль", стремясь задержать преследователей, вышли в торпедную атаку на "Худ". Дистанция боя составляла 60-90 кабельтовых. Британский флагман уклонился от посланных в него торпед, отвернув на N. Англичане отражали атаку главным калибром "Худа", "Аретьюзы", "Энтерпрайза", а позже и "Вэлианта" и отметили три не подтвержденных попадания в противника.

Выписка из вахтенного журнала линейного крейсера «Худ»:

"19:35 Крейсер "Аретьюза" донес об обнаружении корабля под берегом.

19:37 Неопознанный корабль изменил курс на нас.

19:38 Крейсеры открыли по нему огонь.

19:39 Он (неприятельский эсминец) открыл огонь.

19:40 Мы открыли огонь 15" калибром. Имелись некоторые сомнения, не свой ли это эсминец.

19:41 Доклад о торпедах по правому борту. Большой всплеск (белый) от падения снаряда примерно в полумиле впереди нас. Наш корабль уклоняется влево.

19:42 Крейсеры все еще стреляют, на неизменном курсе.

19:43 Доклад от офицера управления огнем зенитной артиллерии - 6 самолетов замечены в секторе "С".

19:45 "Аретьюза" сигналит ратьером.

19:47 Вновь легли на первоначальный курс".

         Бой продолжался. Несмотря на невысокое мнение о себе, французы показали, что своей честью дорожить они умеют……Умеют драться и умирать.....



 

Продолжение следует....

Андрей Сотник © 2014

Начало можно прочитать по ссылке:
 

Неизвестная война. Глава 1. Операция «Катапульта». Расклад сил.

Неизвестная война. Глава 2. Операция «Катапульта». Оран. Часть 1.