Неизвестная война. Глава 8. Война в Леванте. Начало

Неизвестная война. Глава 8. Война в Леванте. Начало


Об этом конфликте на западе предпочитают умалчивать. В «Советской военной энциклопедии» ему посвящена всего одна строчка: «В июне 1941 года англичане изгнали фашистскую агентуру из Сирии». А что происходило на самом деле?

 

Левант (от франц. Levant или итал. Levante — Восток), общее название стран восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, Египет, Турция, Греция и др.), в более узком смысле — Сирии и Ливана. (Большая советская Энциклопедия, 1969 – 1978 годы)

 

После победы в Первой мировой войне и раздела территорий Османской империи странами Антанты, Франция получила «мандат на управление» территорией нынешних Сирии и Ливана. Территорий, которые исторически назывались – Левант.

После капитуляции Франции в июне 1940 года, французская колониальная администрация Леванта признала верховную власть маршала Петена и придерживалась политики нейтралитета по отношению как к Германии, так и Великобритании. Исторически сложилось так, что в данном регионе Франция и Англия всегда выступали как геополитические противники, да и события, связанные с уничтожением французского Флота в Северной Африке в 1940 году, особой любви к англичанам не вызывали. Французские вооруженные силы вынуждены были постоянно находиться в боевой готовности для отражения агрессии того или иного противника.

 

По состоянию на январь 1940 года, группировка французских вооруженных сил в Сирии составляла 120 тысяч военнослужащих. По условиям капитуляции, правительству   Виши было позволено оставить только 35 тысяч. Именно эти силы и вступили в бой с недавним союзником – Великобританией. Конечно, обоснование для своего нападения на Левант, англичане подготовили тщательно. Более того, стараясь не накалять отношения со своим потенциальным союзником – Францией, уже испорченные операцией «Катапульта», они вновь прибегли к услугам де Голля. Конечно, вклад последнего в борьбу с фашистской Германией, безусловно,  огромен. Но ведение войны против соотечественников в интересах англичан, по крайней мере, на мой взгляд, представляет его совсем в ином свете. Кстати, заставляет задуматься и о причинах создания «Свободной Франции»…

В октябре 1940 года в Сирию прибыл эмиссар де Голля генерал Катру, который начал агитацию в войсках, склоняя их к переходу на сторону «Свободной Франции» — антифашистского движения. Примерно в это же время в Сирию приехал новый глава французской администрации генерал Анри Дентц — сторонник союза с Гитлером. Армия и колониальное руководство стало на сторону Дентца, посчитав, что глупо надеяться в ближайшее время на победу над Германией. Их можно было понять — страны Оси (Германия, Италия и Япония) в тот момент одерживали одну победу за другой, США сохраняли нейтралитет, а СССР был в состоянии дружбы с Германией.

 

Французские солдаты, перешедшие на сторону генерала де Голля, покидают Сирию в декабре 1940 года

В своих мемуарах «Вторая мировая война», нобелевский лауреат по литературе, сэр Уинстон Черчиль писал:

- Власти   Виши всячески мешали бойцам французской армии в Леванте уйти в Палестину и присоединиться к нам. Польская бригада перешла к нам, но из французов это сделали очень немногие. В августе 1940 года появилась итальянскя комиссия по перемирию. Интернированные в начале войны германские агенты были освобождены и активизировали свою деятельность. К концу года прибыло еще много немцев, которые, располагая большими средствами, принялись разжигать среди арабских народов Леванта антианглийские и антисионистские чувства. К концу марта 1941 года Сирия привлекла к себе наше внимание. Германская авиация уже атаковала Суэцкий канал с баз на Додеканезских островах, при желании немцы могли действовать и против Сирии, особенно с помощью авиадесантов. Хозяйничанье немцев в Сирии поставило бы под угрозу непрерывность воздушных налетов Египет, жизненно важную зону Суэцкого канала и абаданские нефтепромыслы. Наши сухопутные коммуникации между Палестиной и Ираком оказались бы в опасности. Это могло бы повлечь за собой политические последствия в Египте, а наши дипломатические позиции в Турции и на всем Среднем Востоке были бы серьезно ослаблены.

Вроде бы убедительно, правда? Но вот ведь в чем дело. В отношении французских колоний в течении всей войны, немцы так ни разу и не нарушили условий перемирия, а вот англичане…. Да, собственно, почему бы и не прихватить под шумок такой лакомый кусочек. А французы….. Ну да, были союзниками…

В мае 1941-го Британской империи переживала трудные дни. После поражения от войск Роммеля при Эль - Агейле, англичане были вытеснены в Египет. Затем, потеряв Грецию, они столкнулись с прогерманским мятежом в Ираке, поднятым премьером Рашидом Али.

2 мая он обратился за помощью к фашистской Германии. И на следующий день германский посол в  Виши запросил правительство адмирала Дарлана о возможности использования французских аэродромов в Сирии для промежуточных посадок транспортных самолетов люфтваффе. Всё – таки много непонятного в этой войне.Победители обращаются с просьбой к побежденным. Может быть, многое от нас просто – напросто утаивают? К шестому мая было заключено предварительное соглашение, по которому три четверти бывшей французской техники, собранной комиссией по перемирию в Сирии, передавалось мятежникам в Ираке, а сирийские аэродромы могли использоваться немецкой авиацией.

Генерал Уейвелл, британский главнокомандующий на Среднем Востоке, еще с марта начал уделять особое внимание событиям в Сирии. Регулярная авиаразведка французских аэродромов велась двухмоторными бомбардировщиками Бристоль «Бленхейм» Mk.IV из состава 203-го дивизиона Королевских ВВС, действующими с территории Иордании.

 

 «Бленхейм» Mk.IV

Утром 14 мая пилот одного из «Бленхеймов» обнаружил в районе Пальмиры взлетающий новейший германский четырехмоторный транспортник Юнкерс Ju 90 и несколько таких же машин на стоянках. После того, как разведка подтвердила использование немцами французских аэродромов, командующий британскими войсками в Ираке приказал начать боевые действия против вчерашнего союзника.

 

Юнкерс Ju 90

Вновь появившись над Пальмирой, этот «Бленхейм» в сопровождении двух других атаковал с пологого пикирования осколочными бомбами и пулеметным огнем немецкие самолеты на стоянках.

Разведка и удары по аэродромам продолжалась в течение недели. За это время были уничтожены на земле два Ju 90 и один трехмоторный Ju 52. 28 мая англичане потеряли над Сирией первый самолет. В районе Алеппо французским истребителем Моран - Солнье был сбит «Бленхейм

В мае 1941 года французские воздушные силы в Сирии составляли двадцать шесть относительно современных истребителей «Моран-Солнье» MS.406, пять разведывательных групп, оснащенных архаичными двухместными бипланами «Потез» 25 TOE и шесть скоростных двухмоторных многоцелевых самолетов «Потез» 63-11.

Ввиду начавшихся атак британской авиации на французские объекты, правительство  Виши приняло экстренные меры по усилению сирийской авиационной группировки. Уже 28 мая 24 самых мощных французских истребителя «Девуатин» D 520С прибыли из Алжира на аэродром Раяк через Бриндизи и Афины, контролируемые державами Оси.

 

 

«Моран-Солнье» MS.406

Желая избежать войны с превосходящими силами англичан и, нарушая указания правительства, 31 мая 1941 года французский главнокомандующий в Сирии генерал Анри Денц потребовал от представителей Берлина в кратчайший срок вывести с территории Сирии все германские силы и прекратить использование сирийских аэродромов самолетами люфтваффе. К этому времени уже шесть германских самолетов было потеряно в результате штурмовых атак британской авиации.

 

«Девуатин» D 520С

В этот день английские войска после небывало ожесточенных десятидневных боев на Крите прекратили сопротивление. Уцелевшие самолеты были переброшены на сирийский ТВД. Между тем стычки с французской авиацией становились все чаще. Так, рано утром 2 июня «Бленхейм» Mk.IV был атакован во время разведывательного полета истребителями «Моран» MS.406. Спасаясь от преследования, он оказался далеко над морем, но сумел дотянуть до берега и совершить вынужденную посадку с сухими баками на пляж. Пользуясь некоторым затишьем на африканском фронте и окончанием греческой кампании, англичане продолжали наращивать силы в Палестине. 3 июня два звена «Харрикейнов» прибыли в Хайфу, а третье звено на самолетах Вестланд «Лайсендер» Мk.II - на площадку у насосной станции Н-4, Утром 5 июня три «Бленхейма» атаковали аэродром Алеппо-Нераб, на котором в этот момент находились помогавшие иракским мятежникам итальянские трехмоторные бомбардировщики «Савойя-Маркетти» SM79 и истребители «Фиат» CR.42. Стоящий в ангаре бомбардировщик был уничтожен прямым попаданием 250-фунтовой авиабомбы, а поднявшаяся на перехват тройка «Моранов» не успела догнать британские самолеты.

 

«Савойя-Маркетти» SM79

Утром 6 июня французский бомбардировщик «Мартин» 167 скрытно приблизился к аэродрому в Хайфе и сбросил пачки листовок с призывом к английским военнослужащим не начинать войну против своего бывшего союзника. К сожалению, для вишистов листовки не оказали ни малейшего воздействия, так как были напечатаны на французском языке.

Вечером 7 июня пара истребителей MS.406 атаковала дальний разведчик «Харрикейн» PR. I, сильно повредив его и заставив прекратить выполнение задания. Напряженность достигла точки кипения.

К 8 июня германская авиаций покинула сирийские аэродромы, выполнив требования французской колониальной администрации. Формальный повод к объявлению войны исчез.

 Однако в тот же день, рано утром войска стран Британского содружества начали вторжение в Сирию. Англичанам противостояло около 35000 военнослужащих колониальных войск и подразделения Иностранного легиона. Воздушные силы состояли первоначально из 92 самолетов. Французские войска были прекрасно подготовлены, превосходили британцев в знании местности и стремились не допустить дальнейшего развала огромной колониальной империи. Офицеры были настроены строго провишистски и считали солдат «Свободной Франции» бандой дезертиров, изменивших присяге. Можете называть меня как угодно, но я считаю их абсолютно правыми. В сирийской войне, начатой после ухода немцев, части «Свободной Франции» вели себя как наемники, состоящие на службе английского правительства. Они не воевали за Францию. Они воевали против неё.

Утром 8 июня три «Харрикейна» предприняли попытку штурмовать на авиабазе Раяк только что прибывшие из Туниса бомбардировщики «Мартин» 167F, но аэродром был пуст. Бомбардировщики атаковали колонну австралийских войск. Появление в тот же день над этим аэродромом английских «Томахауков» поначалу не вызвало никакой реакции у зенитчиков, так как посты наблюдения приняли их за давно ожидаемые истребители «Девуатин». Беспрепятственно обстреляв аэродром из пулеметов, «Томахауки» вернулись на базу без потерь. Когда же шестерка французских истребителей появилась над аэродромом, она была встречена шквальным зенитным огнем, от которого два самолета получили повреждения.

 

 

наступление британских войск из Ирака

            А теперь подумайте, зачем англичане вторглись в Сирию, если поставленные цели о нейтрализации мятежников в Ираке и лишении их поддержки были выполнены? Зачем они начали новую войну в тот момент, когда сами стояли в одном шаге от поражения? Военного значения операция уже не имела. Оставалось только одна цель – новый передел мира в свою пользу. И в этом вся сущность политики и существования Британской империи. Передавать и захватывать…

Конечно, можно сказать, что задавив в зародыше иракский мятеж и укрепившись в «подбрюшье» Турции, Англия сдержала Турцию от вступления в войну, тем самым позволив СССР избежать ведения войны на два фронта. Но что – то мне в это не верится…

Продолжение следует...

Андрей Сотник © 2014


Начало можно прочитать по ссылке:
 

Неизвестная война. Глава 1. Операция «Катапульта». Расклад сил.

Неизвестная война. Глава 2. Операция «Катапульта». Оран. Часть 1.

Неизвестная война. Глава 3. Операция «Катапульта». Оран. Часть 2.

Неизвестная война. Глава 4. Операция «Катапульта». Оран. Окончание

Неизвестная война. Глава 5. Операция «Угроза». Дакар

Неизвестная война. Глава 6. Арктический переход рейдера «Комет». Начало пути

Неизвестная война. Глава 7. Арктический переход рейдера «Комет». Сквозь льды среди врагов