Советская идеология
На модерации
Отложенный
Если мы хотим как следует понять и осмыслить историю СССР, ее начало, середину и бесславный конец, то мы, прежде всего, должны совершенно четко представлять себе СОВЕТСКУЮ ИДЕОЛОГИЮ. Но хорошо ли мы её представляли теперь уже в далеком (по меркам одной человеческой жизни) прошлом, представляем себе её в настоящем и будем ли мы правильно себе представлять её в ближайшем будущем? Этот вопрос сегодняшним утром внезапно показался автору настоящей публикации интересным и заслуживающим специального разговора. Вы, возможно, спросите, с чего бы это какому-то технарю вдруг спустя 20 лет после начала горбачевской "перестройки", когда вокруг него давным-давно уже наличествует множество всевозможных буржуев и капиталистов, вдруг вспомнилась эта самая "советская идеология"? Казалось бы, ответ на этот вопрос тоже давным-давно должны были бы дать ученые-марксисты, которых в период развитого социализма (который "победил полностью и окончательно", как писала когда-то Программа КПСС) было, как говорится, пруд-пруди, но как только Советский Союз, как государство, канул в лету, так всех этих ученых-марксистов словно корова языком слизала. Вместо них возникло великое множество доморощенных горе-теоретиков, среди которых можно насчитать достаточное количество самых настоящих дебилов, которые не смогли сделать ничего более умного, как навесить на всех бывших советских, в том числе и на самих себя, мерзопакостный ярлычок "совки" и тем самым сделать вид, что весь вопрос, таким образом, как бы решен сам собой. Однако на самом деле всё обстоит гораздо сложнее, и анализ данного вопроса, возникший в сегодняшней утренней голове автора, вдруг показался ему заслуживающим самого пристального внимания.
Но что такое идеология вообще, спросим себя? На этот вопрос ученые-обществоведы, казалось бы, должны были ответить еще в 19-м веке. И они как бы ответили...
Идеология - это не наука, а система взглядов. Идеология - это такая система взглядов людей, составляющих историческую общность на определенном пространстве, которая выражает их интересы. А все люди, как известно, очень разные. И интересы их, и соотвественно взгляды у них тоже очень разные. На счет взглядов и интересов в русском народе есть удачная поговорка: "Одному нравится поп, а другому - попадья". Макспарк в этом отношении - прекрасная иллюстрация: чего только здесь мы с вами не вычитаем...
После данного введения, автор считает возможным вставить длиннющую цитату, в которой всё очень здорово расписано и расставлено по полочкам, и данная цитата, написанная А.А.Зиновьевым, - прекрасный материал для обсуждения, если в нашем сообществе есть люди, умеющие вести квалифицированную и аргументированную дискуссию на высоком интеллектуальном уровне. Вот эта цитата:
". . . . Советский Союз был первым в истории человечества сверхобществом огромного масштаба. В его социальной организации сложилась не просто государственность, а сверхгосударственность, не просто экономика, а сверхэкономика, не просто идеология, а сверхидеология. К этой теме я специально вернусь ниже. А здесь дам краткое описание советской идеологической сферы. Я буду употреблять слово [идеология], а не [сверхидеология], чтобы не усложнять изложение.
.. . . . Советская идеология была государственной, обязательной для всех советских граждан. Отступления от неё и тем более борьба против неё считались преступлением и карались.
. . . . Официально считалось, что советская идеология была марксизмом-ленинизмом. Это верно в том смысле, что марксизм и ленинизм послужили основой и исторически исходным материалом для нее, а также образцом для подражания. Но неверно сводить её к марксизму-ленинизму. Она сложилась после революции 1917 года. В разработке её приняли участие тысячи советских людей, включая Сталина и его соратников. В неё вошла лишь часть идей и текстов марксизма XIX века, причем в основательно переработанном виде. Даже из сочинений Ленина в неё вошло не все буквально в том виде, как оно возникло в свое время. Ленинизм вообще вошел в неё в значительной мере в сталинском изложении. Отражение жизни человечества и интеллектуального материала ХХ века заняло свое место в ней.
. . . . Советская идеология декларировала себя как науку. Эта её претензия обусловлена причинами историческими. Трудно назвать тему, которая не была бы в сфере внимания советской идеологии. Но ядро её составляли такие три раздела: 1) диалектический материализм (философия); 2) исторический материализм (социология); 3) учение о коммунистическом обществе (его называли [научным коммунизмомk).
Марксистская философия не стала наукой о мире, о познании мира и о мышлении по причинам как идеологического, так и неидеологического характера. Однако это нисколько не умаляет ту роль, какую она фактически сыграла в советском обществе. Она возглавила колоссальную просветительскую работу, какую до того не знала история. Через неё и благодаря ней достижения науки прошлого и настоящего стали достоянием широких слоев населения. В антисоветской критике обратили внимание на отдельные случаи, когда советская философия играла консервативную роль (отношение к теории относительности, генетике, кибернетике и др.), и раздули эти случаи так, что они заслонили собою все остальное. Но они на самом деле затронули незначительную часть прозападно настроенной интеллигенции, которая мало что понимала в этом. Причем они привнесли с собою новые виды идеологической фальсификации достижений науки.
. . . . В сфере общественных явлений советская идеология ощущала себя полным монополистом. Она была искренне уверена в том, что она одна давала подлинно научное понимание общества. И она имела для этого основания. Все то, что делалось вне марксизма в отношении понимания общества с точки зрения уровня и широты понимания, нисколько не превосходило то, что было сделано в марксизме. В современной науке об общественных явлениях вздора не меньше, чем в идеологии, а узость и мелочность результатов не тянет на уровень общей социологической теории. В современной науке об обществе нет не только приличной общесоциологической теории, но нет даже теорий, относящихся к отдельным типам обществ.
А марксистско-ленинское социальное учение, хотя и не являлось научной теорией в строгом смысле этого слова, все же претендовало на объяснение исторического процесса в целом и на объяснение основных участников этого процесса - капиталистической и коммунистической систем.
. . . . Основной целью коммунистической идеологии в некоммунистическом обществе было обоснование путей превращения данного общества в коммунистическое, каким последнее представлялось, а именно - как обобществление всех средств производства, ликвидация классов частных собственников и предпринимателей (капиталистов и помещиков), захват политической власти коммунистической партией, централизация всей системы власти и управления и т.д. И то, что говорила идеология на этот счет, есть не ложь и не чепуха, а в высшей степени серьезное дело. Это была установка для действия, отражавшая какой-то аспект реальности. Это был интеллектуальный аспект социально-политической борьбы.
. . . . Основной целью советской идеологии в сложившемся коммунистическом обществе была апологетика этого общества, обоснование путей его сохранения и укрепления, обоснование наилучшей тактики и стратегии его отношений с внешним миром. И опять-таки это была не ложь и не чепуха. Когда советская идеология, например, говорила об отсутствии классов капиталистов и помещиков в СССР, об отсутствии антагонистических противоречий между рабочими и крестьянами, о руководящей роли партии, о расколе мира на две системы, о борьбе народов мира за освобождение от колониализма и т.д., она не лгала. Она просто констатировала некоторые очевидные факты реальности и давала им свое истолкование.
. . . . Идеология с первых дней существования коммунистического общества стала практически орудием деятельности генерального руководства обществом. Когда руководители Советского Союза говорили, что они действовали в соответствии с учением марксизма-ленинизма, они не обманывали и не лицемерили. Марксизм на самом деле был для них руководством к действию. Но не буквально, а через определенную систему истолкования, как это и следовало делать в отношении идеологических текстов. Идеология в данном случае ставила перед руководителями страны общую целью, которая, независимо от её достижимости или недостижимости, играла организующую роль и указывала основные пути движения общества в направлении этой цели. Идеология давала единую ориентацию процессу жизни общества и устанавливала единые рамки и принципы деятельности его руководства.
. . . . Учение о высшей стадии коммунизма (о полном коммунизме) образует своего рода райскую часть марксизма. Здесь этот рай спущен с небес на землю. И обещался он хотя и в неопределенном будущем, но все же не после смерти всех людей, а при жизни наших потомков.
. . . . Райский коммунизм идеологии - не просто прекрасная сказка. Он выполнял определенные идеологические функции. Людям свойственно мечтать о лучшем будущем. Мечтать - не значит верить. Мечтать можно и без веры. Мечта сглаживает неприятности реальной жизни и приносит некоторое облегчение. Идеология удовлетворяла эту потребность людей с избытком, причем все варианты таких мечтаний. Разные люди представляли себе райский коммунизм фактически по-разному. Одним он представлялся в виде общества, где между людьми будут душевные отношения, другим - как изобилие предметов потребления. Одним - как возможность самоотверженно трудиться, другим - как возможность столь же самоотверженно бездельничать.
. . . . Райский коммунизм играл роль идеала, к которому должно стремиться общество как целое. И дело тут главным образом не в изображении идеала, а в самом факте его существования, в его формальной организующей роли. То, что цель была недостижима, играло роль второстепенную. Цель играла роль не научного предсказания, а ориентировочную и организующую массовое сознание. Страна жила с сознанием великой исторической миссии, что оправдывало все трудности и несчастья, обрушивавшиеся на нее. Возникновение такой эпохальной цели не являлось случайностью для коммунистического общества. Она была необходимым фактором его жизни как органического целого. Она придавала исторический смысл его существованию.
. . . . Идеологический механизм советского общества в основных чертах сложился ещё в довоенные годы. Но высшего состояния он достиг в послевоенные годы, в особенности после смерти Сталина. В задачу идеологического механизма входило следующее. Во-первых, сохранять идеологическое учение в том виде, в каком оно канонизировано в данное время. Охранять его от ересей, расколов, ревизий, чуждых влияний. Содержать учение в состоянии актуальности. Принимались важные партийные и государственные решения. Вожди произносили длинные речи. В мире происходили важные события. Так что идеологам постоянно приходилось [подновлятьk учение хотя бы свежими примерами к старым догмам. Осуществлять истолкование всего происходящего в мире в духе идеологического учения и в его интересах. Во-вторых, осуществлять тотальный идеологический контроль за всей [духовнойk сферой жизни общества. В-третьих, осуществлять идеологическую обработку населения, создавать в обществе требующееся идеологическое состояние, пресекать всякие отклонения от идеологических норм.
. . . . Идеологическая обработка людей (идеологическое оболванивание) была основой, сущностью, стержнем процесса формирования человека коммунистического общества и сохранения его в этом качестве. Этот процесс начинался с рождения человека, продолжался всю его жизнь и заканчивался лишь с его смертью. Идеологическая обработка охватывала все слои общества и все сферы жизни людей - их трудовую и общественную деятельность, нерабочее времяпрепровождение, отдых, развлечения, семейные отношения, дружбу, любовь и даже болезни и преступления. И это не было только оболванивание и обман. Это была и позитивная деятельность по адаптации масс людей к условиям их социального бытия, без которой длительная жизнь человейника как целого вообще невозможна" (конец цитаты, источник - http://rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/zinovev/0/j16.html)
Комментарии
Единственный Путь Спасения человечества - это ПРОЗРЕНИЕ, ОЧИЩЕНИЕ, ВОЗРОЖДЕНИЕ!
Вакуума в идеологии не может быть по определению, пусть Вас не смущает декларации об отказе от идеологии, это всего лишь декларации.
На постсоветском пространстве царит буржуазная идеология.
Это обычная практика буржуазии - заворачивать в красивый и демократический фантик свою диктатуру.
Буржуазия всегда говорит одно, а делает другое, потому, что она составляет подавляющее меньшинство любого народа. Обман, одурачивание и разврат - вот суть идеологии буржуазии.
Скажи она правду, допусти инакомыслие в СМИ - будет немедленно сметена.
Государство это буржуазное и всё, что в нём делается делается не для вас, а для буржуазии причём забугорной, а именно - США.
Уверен, что 17 млн, а то и больше обилеченных были просто карьеристами.
Служа в ВМФ, я могу, например, утверждать, что не встретил за 30 лет службы ни одного коммуниста среди политработников.
Может просто не повезло?
А вот а КПСС вступать не хотел.
Я был капитан-лейтенантом, когда вышел из комсомольского возраста, аккурат в 75-м.
Мне тупо тормознули карьеру, не допустили к экзаменам в академию ВМФ, прокатили с должностью и званием.
Пришлось написать заявление.