Кризис еврозоны зазвучал с немецким акцентом

На модерации Отложенный

Мерседес боится этих писем как огня. Ведь от размера счета за квартиру и коммунальные услуги зависит, сколько в этом месяце семья сможет потратить на еду. Кризис их оставил без работы.

"Мы стали жестко экономить, на газе, свете, еде. Мы больше не покупаем продукты не первой необходимости, больше никаких развлечений", - рассказывает Мерседес Гонзалес.

Из троих детей Мерседес не безработный только один. И это в Мадриде, в столице. На пособии в стране сидит каждый третий взрослый.

Накануне появились новые данные по безработице в странах Еврозоны. Показатели худшие за все годы наблюдений. Германия не перестает платить по чужим счетам: только недавно она выделила 100 миллиардов евро в помощь испанским банкам, но рынки это не успокоило.

"Мы живем во время постоянного попрания закона в Европе. Пора это прекратить. Мы должны вспомнить с чего начинался Евросоюз. Согласно основному договору, одни страны не платят за других", - заявил президент немецкого объединения налогоплательщиков Райнер Хольцнагель.

Немецкие налогоплательщики взбешены, обратились в конституционный суд. Они не понимают, почему должны отдавать свои деньги странам-должникам. На этом фоне в Германии усилились крайне правые. Национал-демократы, которых часто обвиняют в связях с неонацистскими группировками, организовали мегапопулярную акцию: депутатам Бундестага разослали свидетельства о смерти, где покойный - само демократическое государство.

"Мы сейчас регулярно получаем письма, нам звонят заинтересованные граждане, которые не являются членами нашей партии. Они поздравляют нас и интересуются нашими идеями", - сообщил официальный представитель партии NPD Матиас Фауст.

Тем временем электронный счетчик уже немецкого госдолга чуть ли не плавится. Задолженность растет со скоростью 1335 евро в секунду и превышает два триллиона евро.

"Если риски по немецким долговым обязательствам повысятся, тогда проблемы будут уже у нас дома.

Только за обслуживание госдолга государство сейчас ежегодно обязано платить 40 миллиардов евро. Если проценты вырастут, денег будет не хватать и повысят налоги, а повысят налоги, это напрямую ударит по экономике", - сообщил президент немецкого объединения налогоплательщиков Райнер Хольцнагель.

Американский профессор экономики Нуриэль Рубини, это он предсказал финансовый коллапс 2008 года, уверен, что Еврозона распадется не более чем через полгода. С ним согласен и нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман. По его сценарию, опубликованному на сайте газеты "Нью-Йорк таймс", Греция выйдет из Еврозоны еще до конца лета, а дальше начнется паника у клиентов итальянских и испанских банков. Свои вклады они станут выводить в спокойное место, то есть в Германию. Потом этот канал перекроют, снятия денег ограничат, а пожар будут тушить очередными кредитами. И тут ключевой становится позиция немецких властей. Либо они раскошеливаются дальше, либо евровалюте приходит конец.

Другое дело, что не платить Германия не может. Возврат к дойчмарке, о котором говорят все чаще, по немецкой экономике нанесет еще больший удар.

"Немецкая национальная валюта поднимется в цене. И это приведет к грандиозным проблемам в экспорте, который в нашей экономике играет значительную роль. Это приведет к очень сильной рецессии", - заявил Штефан Бах, замруководителя отдела "Государство и финансовая политика" Немецкого института экономики.

В то время, как испанские банки на грани коллапса, и в стране бьются рекорды по снятию наличных, немецкие банки стараются заранее защитить себя. Через несколько месяцев в Германии начнет действовать новая система мобильных платежей. С помощью мобильных телефонов она позволит свести наличные траты практически к нулю. Эксперты считают, что в условиях кризиса, эта новая система будет выгодна в первую очередь банкам. Потому что делает деньги практически виртуальными, а виртуальные деньги под подушку не положишь.

Но это хорошо, когда какие-то деньги вообще есть. Жесткая экономия на всем. В проблемных странах Еврозоны ее уже ощущают. Причем настолько, что, например, Испанию покидают даже иммигранты из бедных стран.

"Все только ухудшается. Если и испанцам невыносимо, но нам уж подавно", - говорит Патрисиа Херрера.

Эта семья уезжает домой в Эквадор. Там, они уверены, найдут стабильность, которой сейчас так не хватает в еврозоне.