Многобоярщина по-немецки
На модерации
Отложенный
Блок немецких консерваторов Христианско-демократический союз Германии (ХДС) и Христианско-социальный союз в Баварии (ХСС) во главе с Фридрихом Мерцем ожидаемо занял на парламентских выборах в Германии первое место, заручившись поддержкой 28,5 процента избирателей. Крайне правые из «Альтернативы для Германии» (АдГ) под руководством Алисы Вайдель, известные своей жёсткой антимиграционной риторикой и пророссийскими взглядами, завоевали второе место с 20,8 процента голосов.

Анна Цыба
Финальные результаты явки на прошедших выборах могут стать одними из самых высоких с момента объединения Восточной и Западной Германий – по неподтверждённым данным число пришедших на избирательные участки немцев превысило 84 процента. При этом политический раскол в немецком обществе никогда ещё не был настолько глубоким.
Развёрнутая травля АдГ со стороны более умеренных партий и медийного мейнстрима не стали для крайне правых и их многочисленных сторонников препятствием. В этой предвыборной гонке они неожиданно получили серьёзную поддержку из-за рубежа – сначала в лице Илона Маска, до последнего ратовавшего за победу АдГ, способной, по его словам, спасти Германию, а позже – от вице-президента США Джея Ди Вэнса, указавшего на то, что европейские политики боятся собственных избирателей и не готовы к конструктивному диалогу с оппозицией.
Впервые в истории ФРГ крайне правая партия – АдГ – набрала столь внушительное количество голосов (за неё проголосовал каждый пятый немец. – Прим. τ), автоматически перейдя в разряд одной из крупнейших оппозиционных партий в Бундестаге. По уставу немецкого парламента, теперь партия сможет рассчитывать на существенные полномочия в руководстве парламентских комитетов и получит возможность оказывать влияние на принятие решений правительства и, разумеется, на инициативы парламента.
Крайне правая партия Алисы Вайдель набрала рекордное количество голосов. Фото: Michael Probst/AP/TASS
Из-за официального запрета всех «мейджоров» немецкого Бундестага сотрудничать с АдГ вероятность войти в новую правительственную коалицию у крайне правых близка к нулю. Победившая на выборах ХДС/ХСС скорее всего сформирует коалицию или с Социал-демократической партией Германии (СДПГ), получившей 16,4 процента голосов – самый низкий с 1887 года показатель, или с набравшим 11,6 процента блоком «Союз 90»/«Зелёные». Или, на худой конец, с левыми, получившими 8,8 процента голосов. Сразу после выборов экс-канцлер Германии и глава СДПГ Олаф Шольц ещё раз заявил, что партия «никогда не примет АдГ».
И всё же влияние партии Алисы Вайдель и её постепенное погружение в политическую среду нельзя недооценивать, о чём свидетельствует ослабление немецкого политического брандмауэра – табу на сотрудничество с АдГ, проявившееся во время январского голосования за ужесточение немецкой миграционной политики. Антимиграционная риторика на фоне участившихся террористических актов и нападений, совершаемых мигрантами в Германии, за последние несколько месяцев вошла в программы ведущих немецких партий – от ХДС до СДПГ.
Шольц уже заявил о необходимости ускоренной и более решительной депортации мигрантов, совершающих преступления на территории страны, а Мерц во время предвыборной кампании многократно повторял тезис о том, что границы ФРГ должны быть закрыты. Очевидно, что избиратели, голосовавшие за эти партии, ожидают теперь более жёстких мер в этом направлении.
Тяжёлое наследие
Новому руководству Германии предстоит найти и пути выхода из экономического кризиса, парализовавшего немецкую промышленность и негативно сказывающегося на рынке труда. Именно на фоне общего экономического и социального неблагополучия, по мнению многих экспертов, и выросла не так давно числившаяся в маргиналах АдГ.
Необходимость победившей на выборах фракции ХДС/ХСС сотрудничать с «Зелёными» при вхождении последних в будущую правительственную коалицию может затормозить планы Мерца по оживлению немецкой экономики и освобождению её от гнёта так называемого «зелёного курса» Евросоюза.
Дональд Трамп поздравил победившую на выборах партию Фридриха Мерца. Фото: Markus Schreiber/AP/TASS
Влияние «Зелёных» в Германии нельзя недооценивать, поэтому избавиться от их «экологического наследия» будущему немецкому правительству будет непросто. В связи с этим поздравления Трампа в адрес ХДС/ХСС, якобы не намеренной дальше поддерживать старые нарративы как в отношении мигрантов, так и в отношении «зелёной энергетики», возможно, преждевременны.
Влияние извне
Продвижение крайних правых политических сил на первые позиции происходит по всей Европе. В соседней Австрии лидеру крайне правой «Австрийской партии свободы» было поручено формирование правительства. Во Франции несколько месяцев назад радикально правое «Национальное объединение» было как никогда близко к победе на выборах. А партии премьер-министра Венгрии Виктора Орбана «ФИДЕС – Венгерский гражданский союз» и итальянского премьер-министра Джорджи Мелони «Братья Италии» пришли к власти уже несколько лет назад.
Все они – жёсткие критики неолиберальных ценностей Евросоюза, сторонники ужесточения национальной миграционной политики, а также инициаторы (за исключением партии Мелони) снятия антироссийских санкций и сближения с Россией. Намеренная изоляция и медийные нападки на эти партии – свидетельство того, что Брюссель неспособен с ними взаимодействовать. Верхушка ЕС, симпатизирующая проевропейскому Мерцу, была бы рада загнать АдГ и её сторонников в политический угол, но реальных мер влияния, особенно после намёков Вашингтона на «недемократичность» выборов, у неё нет.
Недаром Вэнс в своей уже вошедшей в историю мюнхенской речи заявил:
«Угроза, которая меня больше всего беспокоит по отношению к Европе, – не Россия, не Китай, не любой другой внешний игрок. Меня беспокоит угроза изнутри – отступление Европы от некоторых из её краеугольных ценностей – ценностей, разделяемых США».
Вице-президент США имел ввиду именно неспособность европейской демократии принимать, контролировать и направлять в нужное русло крайне правые настроения своих граждан. Результаты борьбы таких недемократичных начинаний и реальных пожеланий европейских избирателей будут видны по тому, как будет сформировано большинство в немецком Бундестаге и какое правительство возглавит бывшего форварда ЕС.
Комментарии