«Каждый попчик – пулемётчик»
На модерации
Отложенный
Гостиный двор в Ярославле. После белогвардейского мятежа 1918 года. Фото: РИА Новости
Ярославское восстание 1918 года – первое организованное народное выступление против диктатуры большевиков – больно ударило по образу «рабоче-крестьянской» власти. Для усмирения восставшего губернского центра Красная армия использовала артиллерию и авиацию, снаряды с химическим оружием – и это против своих же! Центр Ярославля был практически уничтожен, взрывы и пожары разрушили двадцать промышленных предприятий, десятки храмов, а количество убитых до сих пор оценивается весьма приблизительно.
Но уничтожение Ярославля не сломило дух ярославцев. Летом 1919 года прокатилась целая волна новых крестьянских выступлений: вчерашние солдаты Первой мировой войны, только вернувшиеся домой, никак не хотели идти служить в Красную армию. Вскоре восстания охватили всю Ярославскую губернию, а также часть Вологодской и Костромской губерний.
Телеграмма из Костромы предгубчека Кульпе: «Все уезды Ярославской и Костромской губ. были охвачены восстанием. Банды бело-зелёных, численность которых доходила до 35 тыс. человек, под руководством бывших офицеров и генерала Майера, хотели захватить Ярославскую и Костромскую губ. Главной их целью было: захватить все склады Ярославского округа, как то: огнестрельные и интендантские, отрезать 3-ю и 6-ю армии от продовольственных пунктов и Петроград–Москву, перервать жел.-дор. сообщение…».
Но наибольшую опасность для чекистов представляли Даниловский и Любимский уезды, покрытые непроходимыми лесами и болотами. Здесь многие сёла и волости после свержения советской власти стали жить своим умом, принимая решения на сходах граждан. «Мы теперь сами себе хозяева, – ликовали крестьяне, – и барина нет, и воли больше!»
На подавление крестьянских выступлений власти бросили множество карательных отрядов, войск ЧК, курсантских, железнодорожных подразделений, коммунистических бригад, а также частей регулярной армии, воевавших с сельскими жителями. Председатель ЧК оценивал общую их численность в 10 тысяч бойцов.
Во многих случаях уничтожение очагов повстанческого движения сопровождалось показательной жестокостью. Например, во время подавления восстания в Ярославле, то есть задолго до официального объявления большевиками «красного террора», газета «Правда» призывала к расстрелам священнослужителей: «Товарищи ярославцы! Мы ждём от вас ответа: сколько сотен гадов и паразитов истребили вы за эти три драгоценные жизни наших друзей? Поп, офицер, банкир, фабрикант, монах, купеческий сынок – всё равно. Ни ряса, ни мундир, ни диплом не могут им быть защитой. Никакой пощады!».
Также «Правда» писала, что в Спасо-Преображенском монастыре, обстреливаемом красными с первого дня, «были вооружены все монахи». Конечно, это была ложь. Но именно тогда в красном лагере во время восстания родилась страшная поговорка: «Каждый попчик – пулемётчик».
Спасо-Преображенский монастырь. Фото: Florstein / Wikipedia
Поскольку ни банкиров, ни фабрикантов, ни купцов в Ярославской области встретить было уже нельзя, а офицеры оказывали вооружённое сопротивление, то именно священнослужители стали единственной целью чекистских карательных бригад. Священников уничтожали целенаправленно, желая подрубить все духовные корни русского народа.
Одной из первых жертв большевистского террора и стал священник Владимир (Владимир Флегонтович Виноградов) из села Коза Любимского уезда.
* * *
Известно о священномученике немного.
Владимир Флегонтович родился 24 октября 1874 года. Отец его служил в церкви псаломщиком. Окончив в 1900 году Ярославскую духовную семинарию, Владимир некоторое время также служил псаломщиком в селе Староандреевском Романово-Борисоглебского уезда.
В 1903 году он был рукоположен в сан священника к Троицкой церкви села Киово Любимского уезда Ярославской губернии, одновременно преподавал Закон Божий в местной церковно-приходской школе.
В 1910 году отец Владимир был переведён в Христорождественскую церковь села Коза Любимского уезда и назначен законоучителем при Козском начальном училище. Его усердные пастырские и педагогические труды были отмечены церковными наградами.
В 1914 году отец Владимир был избран членом совета сельской библиотеки, которая являлась вторым после храма очагом духовной культуры для сельчан. Его супруга Вера Николаевна заняла должность библиотекаря. Фонд козской библиотеки составлял более тысячи томов, среди её благотворителей был известный писатель Владимир Галактионович Короленко. В библиотеке была читальня и устраивались народные чтения.
22 декабря 1919 года отец Владимир был арестован спецкомандой Ярославской губернской ЧК. В тот же день его приговорили к расстрелу.
* * *
Протоиерей Василий (Ягодин). Фото: общественное достояние
Также в этот день Русская православная церковь чтит память священномучеников:
протоиерея Владимира (Джуринский Владимир Филиппович), настоятеля храма в селе Сергеевка Кастекского района Семиреченской области;
а также его супруги – мученицы Евфросинии (Джуринская Ефвросиния Адамовна);
протоиерея Василия (Ягодин Василий Александрович), настоятеля московского кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове;
иерея Александра (Буравцев Александр Сергеевич), священника московского кафедрального Богоявленского собора в Дорогомилове.
Комментарии