Окно в Азию, прорубленное Иваном Грозным и Петром I

На модерации Отложенный     Россия использует транспортный коридор между Китаем и Европой, спроектированный Иваном Грозным и Петром I 

 

15–16 мая текущего года президент России Владимир Путин посетил Китай. В канун, а также в ходе визита он сделал несколько важных заявлений. В частности, президент напомнил о том, что у отношений двух стран давняя история, начало которой не ограничивается периодом СССР. При этом в качестве примера привел Китайско-Восточную железную дорогу. Ее проектирование началось во время правления Александра III и она стала частью более широкого транспортного коридора под названием Транссибирская магистраль, связавшего Китай, Россию и Европу. Этот проект имел не только экономическое, но и геополитическое значение. Причем история его появления тянется из глубины веков, еще со времен Ивана IV Грозного.

В этот период ключевыми экономиками мира являлись не только и даже не столько страны Европы, сколько Персия, империя Мин (в дальнейшем империя Цин, а сегодня – Китай) и империя Великих Моголов (Индия). Товары из этих государств очень ценились на западных рынках, особенно специи, пряности, красители, ткани, чай. Дошло до того, что наемникам в Западной Европе выплачивали зарплату, наряду с монетами, индийским перцем. Даже штрафы могли назначаться в виде восточных пряностей, поставки которых в Европу приносили посредникам прибыль в 2000–2500%. Одним из таких посредников и решила выступить Москва.


В период правления Ивана Грозного (правил в 1533–1584 гг.) произошло самое крупное расширение русского государства в истории. Под контроль Москвы перешли Поволжье, Урал, Западная Сибирь, а также часть Северного Кавказа. Общий прирост территории Русского царства составил почти 100 % – с 2,8 млн км² до 5,4 млн км². К завершению царствования Ивана IV Россия стала самым крупным государством мира, размером больше всей остальной Европы. Причем большая часть страны оказалась в Азии, что предопределило необходимость расширения ее политики. Ранее русские князья значительную часть внимания уделяли отношениям со странами Европы. Теперь же государственные интересы заключались в том, чтобы в равной мере поддерживать тесные связи и с государствами Востока, став своеобразном мостиком между последними и Западом. Историческая заслуга Ивана Грозного заключалась в том, что он быстро осознал выгоды такого положения.

Первый русский царь попытался создать сухопутный маршрут, который бы обеспечил поставки восточных тканей, специй, пряностей через территорию Русского царства в Европу. Именно с этой целью Иван Грозный вступил в борьбу за расширение выхода в Балтику. С этой же целью он установил тесные торговые отношения с Персией, создав торговые фактории во всех его крупных городах. Ради этого отправил несколько посольств для поиска пути в Индию и Китай через Среднюю Азию и Монголию.


Характерно, что переориентация политики Москвы в этот период нашла отражение и в государственных символах. Ранее на монетах и печатях правителей Руси, как правило, использовались покровительствующие им святые в образе всадников. Со времен Ивана IV официальным символом Русского царства стал двуглавый орел. Он символизировал, что русская политика в равной мере ориентирована на Запад и Восток, при условии отстаивания собственных интересов.

Политика Ивана Грозного получила особенно сильное развитие в период правления Петра I (правил в 1689–1725 гг.). Этот царь установил постоянные торговые отношения с Индией и Китаем, а также заключил первый межгосударственный договор с Поднебесной, декларировавший дружеские отношения между странами. Именно при Петре I Сибирский тракт превратился в так называемый Великий чайный путь, став крупнейшим сухопутным маршрутом поставки китайского чая в Европу. Этот транспортный коридор являлся прямым предшественником Транссибирской магистрали.


К сожалению, масштабные проекты Ивана Грозного и Петра Великого не всегда находили понимание и поддержку у их преемников. Начиная с XVII и особенно в XVIII веке русская политика была переориентирована на Запад. Эта переориентация получила официальное закрепление в Наказе Екатерины II Уложенной Комиссии 1767 года: "Россия есть Европейская держава".

Такая "стратегия" привела не только к полной утрате азиатских рынков, перешедших под контроль Запада, но и к экономической зависимости Российской империи от Европы. Хуже всего, что такая ситуация вела к диспропорции внутреннего развития. Районы, представлявшие собой основной ареал проживания русских, т.е. от Поволжья до Дальнего Востока, финансировались по остаточному принципу, не развивались. Заслуга Александра III (правил в 1881-1894 гг.) в том, что он попытался изменить это положение.

 

Император стал инициатором создания Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиба), строительство которой впервые велось только за счет государственного бюджета, без привлечения частного капитала. Железная дорога, построенная в 1891—1916 годах, стала самой длинной в мире – 7 тыс. км. Благодаря ее созданию впервые в истории Евразии можно было следовать поездом без использования паромных переправ от берегов Атлантического океана (из Западной Европы) до берегов Тихого океана (до Владивостока). В дополнение к Транссибирской магистрали в 1889 году были начаты изыскания по созданию дополнительной ветки – через северную оконечность Байкала. Эта дорога была построена уже во времена СССР и получила название Байкало-Амурская магистраль. В 1897–1903 годах была построена еще одна ветка, которая пролегла через китайскую Маньчжурию и получила название Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД). Эта ветка и позволила связать железнодорожным коридором Европу и Китай.

Больше того, такая политика способствовала политическому сближению Санкт-Петербурга и Пекина. Российское правительство официально отказалось от каких-либо территориальных и других претензий к империи Цин. В 1883 году в знак доброй воли Россия передала китайской стороне Илийский край (северная часть современного Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР). Ранее эта территория была уступлена Санкт-Петербургу Пекином. Такая политика резко контрастировала с деятельностью западных стран, которые превращали Китай в полуколонию и официально декларировали намерение его подчинить, поделить. Наконец, пиком русско-китайского сближения стал Санкт-Петербургский договор 1896 года. Разработанный при Александре III, этот документ юридически закрепил союзные отношения между Пекином и Санкт-Петербургом. Договор предусматривал совместные действия в случае агрессии против одного из подписантов со стороны третьей страны.

   

После определенного перерыва политика Ивана Грозного, Петра I, Александра III была продолжена Иосифом Сталиным, а сегодня нашла отражение в политике Владимира Путина.

Добавим, что если говорить об ориентации на Запад, то следует учитывать, что его экономика исторически формировалась за счет ограбления других народов. Некогда это было население колоний, а сегодня данная традиция нашла отражение в эксплуатации труда мигрантов. Поэтому равноправные отношения с Европой в принципе невозможны. В то же время у России и Китая есть как минимум несколько оснований если не для союза, то для долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества. Прежде всего это наличие государствообразующих народов (в России – русские, а в Китае – хань), которые характеризуются не только преемственностью в культуре, традициях, но и оседлостью в образе жизни, упором на собственный труд. Все это создает благоприятные предпосылки для сотрудничества между двумя странами, рынки которых сформированными на принципе самодостаточности.