Почему люди диссоциируют во время травматических событий?

На модерации Отложенный

Во время травматических ситуаций люди могут испытать волну эмоционального оцепенения или почувствовать, что они оторвались от реальности и переживают внетелесный опыт. Эти симптомы разъединения описывают диссоциацию, защитный механизм, который отделяет угрожающие чувства и идеи от остальной части психики. Но почему наш разум иногда диссоциирует, когда мы переживаем тревожные события?

Диссоциация может быть полезна в ситуациях, когда кто-то физически не может избежать стресса или опасности, например, когда он стал жертвой насильственного преступления или жестокого обращения, поясняет Стивен Дубовски, почетный профессор психиатрии Университета Буффало в Нью-Йорке.

Как правило, симпатическая нервная система, которая отвечает за нашу реакцию "дерись или беги", активизируется, когда человеку угрожает неминуемая физическая опасность. Диссоциация - это способ, которым нервная система реагирует на травму, когда борьба или бегство кажутся слишком опасными или невозможными. Дубовский описал сценарий, в котором группа людей может преследовать кого-то и напасть на него на темной улице. Если человек не может найти способ убежать или дать отпор, он застревает в ситуации.

"Если вы не можете сбежать от стрессовой ситуации, то без подавления страха вы не сможете функционировать", - добавил Дубовский.

Диссоциация может защитить так, что человек мысленно отделяется от происходящего, причиняющего физическую, эмоциональную боль или и то и другое. Согласно исследованию, опубликованному в 2017 году в журнале Current Psychiatry Reports, эта стратегия преодоления также может быть связана с отделением человеком памяти о травматическом событии.

Часто жертвы жестокого обращения или сексуального насилия сообщают о диссоциации во время события, говорится в исследовании 2015 года, опубликованном в журнале Medicine. Некоторые люди сообщают, что у них туманные воспоминания о событии постфактум из-за диссоциации. Хотя отсутствие четкой памяти может раздражать, диссоциация способна избавить от болезненных воспоминаний, поясняет Дубовски.

Рут Эллингсен, адъюнкт-профессор психологии в Университете штата Орегон, добавляет, что для некоторых людей диссоциация может быть единственным способом оставаться в безопасности при жестоком обращении. "Бывают также случаи, когда попытка диссоциировать может привести к еще большим травмам, - говорит Эллингсен. - Например, если вы ребенок, подвергшийся жестокому обращению, диссоциация потенциально может дополнительно спровоцировать обидчика".

Проблемы могут возникнуть, если люди продолжают диссоциировать даже после того, как сильная травма осталась в прошлом. Возможно, что из-за того, что отключение от травматического события помогло им или, по крайней мере, отгородило от плохих воспоминаний, этот механизм преодоления становится стандартным для других форм стресса, говорит Эллингсен.

"Если вы сильно диссоциируетесь, когда сталкиваетесь со стрессом, это указывает на то, что, возможно, у вас нет более здоровых стратегий совладания с ним", - отмечает она.

Целью лечения хронической диссоциации является не ее устранение. В конце концов, это может быть полезной тактикой, помогающей пережить опасную ситуацию. К тому же воспоминания о травматическом событии часто разрушительны и болезненны, поэтому некоторая дистанция от этого может значительно улучшить качество жизни после травмы, заключает Дубовски.