Мифы о девяностых. Миф первый

На модерации Отложенный

                                                    Содержание:

   Вступление

   Миф первыйРеформы девяностых разрушили великую и могучую советскую промышленность.

   Миф второй. Действия команды Гайдара привели к высокой, более 1000% в год, инфляции.

   Миф третий. Разгон Съезда народных депутатов в октябре 1993 года и принятие Конституции с сильными полномочиями президента привели к подавлению демократии в России и в итоге к сегодняшней политической и экономической жопе.

   Миф четвёртый. В результате приватизации, особенно залоговых аукционов, народ был ограблен.

   Миф пятый. Результаты выборов 1996 года были фальсифицированы в пользу Ельцина.

   Читаем миф первыйРеформы девяностых разрушили великую и могучую советскую промышленность. Мол, СССР был второй экономикой мира..

   А вот уж пенис вам. Скорее уж сто второй. Если, конечно, учесть горы стреляющего ржавого железа, произведённого многочисленными «вагонзаборзаводами» и тонны перемещённого грунта, посчитанные в фантиках, называвшихся рублями, и пересчитанных в доллары по какому-то фантастическому курсу 60 копеек, по этим расчётам могло выйти, что и второй. Только где вы видели доллар по 60 копеек? Где вы его по этой цене покупали?.. И второе. Кто у кого то ржавое железо покупал. Да государство у себя же самого. И причём тут реальная цена?

   Советская экономика была сизифовой, если помните такого древнегреческого царя. То есть, производила на@уй никому не нужное говно- упомянутое уже ржавое железо, правда, умевшее стрелять, плюс земляные работы («перекрываем енисей»(С)). Превращаться в сизифову она стала со сталинской индустриализации. Напомню, практически всю советскую тяжёлую промышленность построили американские инженеры и рабочие вместе с заключёнными ГУЛага в начале тридцатых. Хотя Германия стала строить военные заводы в СССР несколько раньше, благодаря чему им удавалось обходить жёсткие условия Версальского договора.

   Цели сталинской индустриализации чОтко выражают советские стихи и песни: «Мы на гОре всем буржуям мировой пожар раздуем...», «Чтоб землю в Гренаде...», «А мы ещё дойдём до Ганга... ...чтоб от Японии до Англии...», «Принимай нас, Суоми- красавица...». Пушки вместо масла. Наделаем много пушек, завоюем весь мир, отнимем у завоёванных масло и будем жрать. Заодно учредим лионские, гаагские, миланские, базельские и прочие обкомы КПСС.

   «Всё для фронта, всё для ...», «Мы за ценой не постоим...». Что в стране жрать нечего, я даже не про голодомор тридцатых, который был не только в Украине. Жрать нечего было и в благословенные семидесятые, о том в дневниках писали и зав. отделом ЦК КПСС Черняев, и писатель Нагибин.

   Из произведения Александры Марининой "Тьма после рассвета". Место действия- Москва. Время действия ноябрь 1982 года, как раз Брежнев помер, и сюжет заверте... Марине Анатольевне Алексеевой было 25, жила в Москве, мне 28- в Ленинграде. Ребята, это Москва, в которую народ из ближних областей за едой ездил! "Зато вторая, на которую участковый надеялся особенно, оказалась ранней пташкой, поднималась чуть свет и к восьми утра уже стояла на вахте, совершая обход сначала ближних, а потом и дальних магазинов. Ей очень хотелось быть полезной своей семье, в которой все или работали, или учились, уходили рано и возвращались уставшие, поэтому Валентина Семеновна взяла на себя роль старательной добытчицы: ходила, смотрела, «что дают» и «что выбросили», терпеливо стояла в очередях, порой и не по одному разу, если какой-то товар продавали с ограничениями. «По две штуки в одни руки», а этого нужно больше — значит, очередь приходилось занимать во второй раз. Была Валентина Семеновна дамой крепкой и выносливой, несмотря на солидный возраст, в магазинах самообслуживания отчаянно дралась за куски сыра или колбасы, вывезенные в торговый зал на тележках, не давала спуску тем, кто пытался пролезть без очереди...

"

   Мои воспоминания о жизни в СССР в статьях: «Страна советов и её ништяки», «Капитализм лишил меня скупых телеграмм радости», «Back in the USSR. Как оно там было», «СССР и параллельные миры», и других...

    То есть. «Вагонзаборзаводов» и «перекрытых енисеев» в СССР было до факаной мазы. С остальным хуже. Дефицит всего. Еды, одежды, обуви, бытовой техники, книг, мебели, автомобилей, возможностей для комфортного отдыха. Подробности в упомянутых статьях.

   А экономика это не магнитки, днепрогэсы и гагарины. Экономика- прилавки магазинов. Если прилавки пусты- экономика говно. А они были пусты при Брежневе. Резкое ухудшение в конце восьмидесятых вызвано падением цен на нефть, потерей водочного бюджета и хаотичными действиями Горбачёва в попытках спасти, что само рушилось. Когда ползёшь по песчаному склону, не надо дёргаться, будешь сползать медленно. Начнёшь рыпаться- полетишь быстрее. Горбачёв рыпался.

   Реформы типа гайдаровских (в 1993 году один из соавторов программы «500 дней» Е.Г. Ясин писал, что Гайдар выполнил эту программу) были неизбежны. Только начинать их надо было раньше. В ноябре 1991 года в бюджете государства денег было меньше суммы, за которую Аршавина в 2008 году в «Арсенал» продали.

   «Бывает такая ситуация, когда выбора нет. Все не усложняется, а упрощается до края: да или нет. Вот это все Гайдар сделал. Поэтому – памятник ему!» (Е.Г. Ясин, один из соавторов программы «500 дней», профессор ВШЭ) «Илларионов о 500 дней»

   Мне известна точка зрения А.Н. Илларионова, сравнение гайдаровских реформ с реформами Бальцеровича, Клауса, Лаара. Хотя вроде бы принципиально они не отличались. Тут результаты оказались хуже, так они и не могли быть иными. Упомянутая структура экономики. Соотношение сизифовой и несизифовой экономики. В России доля первой была намного, предположу, в разы выше, чем у поляков, чехов, эстонцев.

   Не было у «младших братьев» такого безумного числа «вагонзаборзаводов». Последние не подлежали никакому реформированию, никакой конверсии вообще. Ибо кроме производства стреляющего ржавого говна больше ничего не умели. Их можно было только закрыть и закатать в асфальт. Цель экономической деятельности- прибыль. «Вагонзаборзаводы» убыточны априори, ибо их продукция не продаётся на рынке.

   Только так. Закрыть, всех работников на пособия по безработице. Хотя, понятно, в девяностые платить было нечем. Золотовалютный резерв меньше цены футболиста среднеевропейского уровня. Печатание рублей- разгон инфляции, что позже и случилось. Конечно, если эти «вагонзаборзаводы» кому-то были нужны, например, военным или патриотам, так отдать им в частные руки даже бесплатно (можно и приплатить, чтобы избавиться) и пусть крутятся, как хотят, но ни копейки от государства не давать. Выпускайте востребованную продукцию и продавайте на рынке. Не можете продать- банкротьтесь.

   Чтобы народ, ранее занятый обтачиванием ржавого железа на станках ДИП-300, разработанных в начале тридцатых годов двадцатого века на основе немецких станков VDF, не хулиганил на улицах, занять его какой-нибудь хернёй типа вышивания крестиком, выпиливания лобзиком, чеканки по металлу, выжигания по дереву... Только при предъявлении вышивок и прочего платить пособие. Всё меньше затраты, чем переводить добытую из земли железную руду в ненужное говно.

   А вот полезных предприятий, выпускавших нужную продукцию, в совке было намного меньше, чем у «младших братьев». Во второй половине восьмидесятых в пятимиллионном Ленинграде было три пивзавода, в стосемидесятитысячном чешском Пльзне два. Полагаю, объёмы производства сопоставимы, ибо «Праздрой» и «Гамбринус» шли не только на внутренний рынок, продавались по всей планете. Советское же пиво никому в мире нах было не надо. И в Пльзне пиво продавали на каждом углу, в Ленинграде в ларьки очереди по часу- два. Сам стоял. Перестроить несизифову экономику на рыночные условия оказалось несоизмеримо проще, чем сизифову с её «вагонзаборзаводами».

   Читать дальше: Миф второй. Действия команды Гайдара привели к высокой, более 1000% в год, инфляции.