Неполикорректный Бунин
На модерации
Отложенный
Первый русскоязычный нобелевский лауреат по литературе с формулировкой за «строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы». Родился в 1870 году в Воронеже, позже жил в Орле, Москве, в 1918 году перебрался в Одессу, откуда в 1920 году отплыл сперва в Константинополь, затем через Болгарию и Сербию в Париж, где и умер в 1953 году.
Разумеется, издавать его большевики сразу запретили, лично А.В. Луначарский руку приложил. Однако, в годы нэпа были некоторые свободы не только в экономике, частные издательства немножко его печатали. Потом прикрыли полностью, хотя в самом начале пятидесятых в Париже специально приехавший Константин Симонов уговаривал вернуться в Союз. На тему подобных возвращенцев рекомендую фильм Режиса Варнье 1999 года «Восток- Запад». Иван Алексеевич и не против был хотя бы ненадолго вернуться, глянуть на любимую им Россию. Но отказался по состоянию здоровья.
Печатать Бунина в СССР стали уже после XX съезда в 1956 году, издав сразу пятитомник. Но многое только при позднем Горбачёве.
Вот, например, стихотворение, написанное в декабре 1918 года в Одессе:
«И боль, и стыд, и радость. Он идёт, Великий день, — опять, опять Варягу Вручает обезумевший народ Свою судьбу и тёмную отвагу.
Да будет так. Привет тебе, Варяг! Во имя человечности и Бога Сорви с кровавой бойни наглый стяг, Смири скота, низвергни демагога.
Довольно слёз, что исторгал злодей Под этим стягом «равенства и счастья»! Довольно площадных вождей И мнимого народовластья!»
Варяг в данном случае- стоящий на рейде французский крейсер. Писатель и многие другие позже эмигрировавшие надеялся, что французы вмешаются в Гражданскую войну на стороне белых. Но, вопреки устоявшимся с советских времён легендам об интервенции пятнадцати стран, французы с греками вошли на юге, англичане на севере, дабы защитить свои склады с оружием и обмундированием от союзных немцам большевиков. В ноябре Первая мировая закончилась, «интервенты» отправились домой.
В Интернете гуляет приписываемая Бунину цитата: «...я с ужасом думаю, кого нарожает это пьяное кровавое быдло, захватившее власть России и что будет с моей страной через два три поколения…». Искал подлинник. Специально перечитал полностью «Окаянные дни», первый раз читанные в латвийской русскоязычной «Даугаве» в 1989 году. Нет там такой цитаты, хотя именно в эти записки она вписывается очень органично. Вообще, стилистика похожа на бунинскую, но... Поскольку источник цитаты мне обнаружить не удалось, никогда её не привожу.
Есть реальные цитаты из «Окаянных дней»:
«А в красноармейцах главное – распущенность. В зубах папироска, глаза мутные, наглые, картуз на затылок, на лоб падает «шевелюр... ...Одеты в какую-то сборную рвань»
«А сколько лиц бледных, скуластых, с разительно асимметрическими чертами среди этих красноармейцев и вообще среди русского простонародья, — сколько их, этих атавистических особей, круто замешанных на монгольском атавизме!»
Вот ещё бунинская, часто цитируемая фраза про Ленина:
«Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин явил миру как раз в самый разгар своей деятельности нечто чудовищное, потрясающее; он разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек – и все-таки мир уже настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет?»
В «Окаянных днях» этого нет, потратил некоторое время, покуда не нашёл источник.
Речь «Миссия русской эмиграции», произнесённая в Париже 16 февраля 1924 года. В этой речи будущий нобелиант прямо обвиняет правительства демократических западных стран в невмешательстве в российские дела.
А вот весьма неполиткорректные с позиций сегодняшнего дня строки:
«@о@лы мне очень понравились с первого взгляда. Я сразу заметил резкую разницу, которая существует между мужиком-великороссом и @о@лом. Наши мужики — народ по большей части изможденный, в дырявых зипунах, в лаптях и и онучах, с исхудалыми лицами и лохматыми головами А @о@лы производят отрадное впечатление: рослые, здоровые и крепкие, смотрят спокойно и ласково, одеты в чистую, новую одежду… И места за Курском начинаются тоже веселые: равнины полей уходят в такую даль, о которой жители средних и северных губерний даже понятия не имеют. И даль эта так живописно скрашивается синеющими курганами и силуэтами стройных тополей на хуторах» (И.А. Бунин, рассказ «Казацким ходом», 1898)
Так. 1898 год. «...места за Курском...». Чего у нас там Ленин-то придумал?
«На пыльной площади, у водопровода стояла красивая большая @о@лушка в расшитой белой сорочке и черной плахте, плотно обтягивавшей ее бедра, в башмаках с подковками на босу ногу. Было в ней что-то общее с Венерой Милосской, если только можно вообразить себе Венеру загорелой, с карими веселыми глазами и с такой ясностью чела, которая бывает, кажется, только у @о@лушек и полек. Наполнив ведра, она положила коромысло на плечо и пошла прямо навстречу мне, - стройная, несмотря на тяжесть плескавшейся воды, слегка покачивая станом и постукивая башмаками по деревянному тротуару... И помню, как почтительно я посторонился, давая ей дорогу, и как долго смотрел за нею!»
«Кажется, никогда не любил я так Малороссию, как в ту пору, никогда не хотел так жить, как в ту осень...» (И.А. Бунин, рассказ «В августе», 1901)
ИСТОРИЯ ОТ RAZDOLBAEFF`A
Комментарии
Что произошло?
Произошло великое падение России, а вместе с тем и вообще падение человека.
Падение России ничем не оправдывается.
Неизбежна была русская революция или нет?
Никакой неизбежности, конечно, не было, ибо, несмотря на все эти недостатки, Россия цвела, росла, со сказочной быстротой развивалась и видоизменялась во всех отношениях.
Была Россия, был великий, ломившийся от всякого скарба дом, населенный огромным и во всех смыслах могучим семейством, созданный благословенными трудами многих и многих поколений, освященный богопочитанием, памятью о прошлом и всем тем, что называется культом и культурою.
Что же с ним сделали?
Заплатили за свержение домоправителя полным разгромом буквально всего дома и неслыханным братоубийством, всем тем кошмарно-кровавым балаганом, чудовищные последствия которого неисчислимы и, быть может, вовеки непоправимы.
Миссия русской эмиграции. - Бунин Иван Алексеевич
Миссия русской эмиграции, доказавшей своим исходом из России и своей борьбой, своими ледяными походами, что она не только за страх, но и за совесть не приемлет Ленинских градов, Ленинских заповедей, миссия эта заключается ныне в продолжении этого неприятия.
«Они хотят, чтобы реки текли вспять, не хотят признать совершившегося!»
Нет, не так, мы хотим не обратного, а только иного течения.
Мы не отрицаем факта, а расцениваем с точки зрения не партийной, не политической, а человеческой, религиозной.
«Они не хотят ради России претерпеть большевика!»
Да, не хотим – можно было претерпеть ставку Батыя, но Ленинград нельзя претерпеть.
«Они не прислушиваются к голосу России!»
Опять не так: мы очень прислушиваемся и – ясно слышим все еще тот же и все еще преобладающий голос хама, хищника и комсомольца да глухие вздохи.
Знаю, многие уже сдались, многие пали, а сдадутся и падут еще тысячи и тысячи.
Но все равно: останутся и такие, что не сдадутся никогда.
Миссия русской эмиграции. - Бунин Иван Алексеевич
Россия! Кто смеет учить меня любви к ней?
Миссия русской эмиграции. - Бунин Иван Алексеевич
Когда слышу про Бунина я только один вспоминаю строки
"Сползает по крыше старик Козлодоев,
Пронырливый, как коростель.
Стремится в окошко залезть Козлодоев
К какой-нибудь бабе в постель."©
Извращенец, который обсирал всех подряд писателей, страдающий манией величия, да к тому же, судя по текстам, имевший неслабые проблемы с бабами? Один только факт того, что Нобелевский лауреат, как иудушка солженицын, говорит о многом.
Тьфу.
Читайте Бунина - сами разберетпесь