За «два» ответишь. Как работали учителя в СССР и что они имеют сегодня
На модерации
Отложенный
«Знания у нас дают бесплатно». – «Бесплатно… И много дают?» – «На жизнь хватит».
Так говорил самый прославленный киноучитель страны Нестор Петрович в известной отечественной комедии. Отчасти молодой преподаватель истории был прав, рассуждая о доступности советского образования. Попасть в школу на учительскую ставку, например, могли люди без вузовских дипломов, а нередко профессию педагога многие выбирали как альтернативу ПТУ. Сегодня в сфере педобразования многое поменялось. Интересные факты о том, как готовили учителей в СССР и как это делают сегодня.
Сколько бы злые языки ни говорили, что институт школьного образования себя изжил, сколько бы ни предсказывали его поражение в конкурентной борьбе с онлайн-обучением, школа продолжает стоически решать возложенные на неё задачи, а учителя – выполнять свою благородную миссию. Сегодня – в условиях, существенно отличающихся от тех, что были в советское время. Что изменилось в работе учителя?
На минном поле
Было: Учитель – непререкаемый авторитет. Как для учеников, так и для его родителей.
Сегодня: Непререкаемый «авторитет» – ученик. Он – в центре вселенной.
Можете себе представить, чтобы в советские времена кто-нибудь из школяров устроил публичные разборки по поводу «пары» за невыполненную домашку или выговора за «отвратительное» поведение? Сегодня это едва ли не в порядке вещей. Родители «обиженных» учеников зачастую не стараются вникнуть в суть конфликтов, а сразу встают на тропу войны. «Мы работаем на минном поле, – с горечью говорит учитель биологии Маргарита Бессонова. – Сто раз подумаешь, прежде чем сделать какое-то замечание, выверяешь каждое слово, чтобы оно не было двояко истолковано, в противном случае придётся держать ответ в кабинете директора перед лицом оскорблённых родителей. Это как минимум. А то ещё станешь «звездой» соцсетей. И дети прекрасно чувствуют и свою безнаказанность, и совершенно порой неуместную поддержку родителей. Для них ничего не стоит огрызнуться, а то и пригрозить учителю. В конце прошлого года, помню, один из восьмиклассников, который вообще не считал своим долгом готовиться к уроку, при всём классе заявил: «Мне ваша биология нафиг не нужна. А за «два» ответите». К счастью, далеко не все дети такие разнузданные, есть славные, старательные, воспитанные ребята. Они для нас отдушина».
«Кошмар нашего школьного детства – звонок классного руководителя родителям, – рассказывает наш читатель из Нижнего Тагила Леонид Захаров. – Мать с отцом даже не разбирались, что к чему, прилетало по полной программе. И у нас не было мысли спорить с учителем, доказывать свою правоту, а тем более дерзить. Не потому, что мы были забитые-запуганные, просто учитель, действительно, был для нас авторитетом. Сегодня, увы, всё не так».
«Вон из класса!»
Было: Удаление ученика с урока – обыденная воспитательная мера.
Сегодня: Учитель не имеет права выгонять ученика из класса, что бы он ни творил на уроке.
В советское время учителю ничего не стоило выгнать из класса возмутителя спокойствия. Во время уроков по школьным коридорам слонялись неприкаянные «хулиганы», «шуты» класса и хронические лодыри, мешающие педагогам вести урок. Правом быть удалённым обычно не злоупотребляли, поскольку за третьм-четвёртым разом следовал звонок родителям (см. выше). А там и до пропесочивания на педсовете недалеко. Чаще всего «изгнанники» подходили к учителю, посыпали голову пеплом, обещали вести себя тише воды и ниже травы. И ведь выполняли своё обещание… какое-то время.
В советское время учителя порой допоздна засиживались в школе, разбирая с двоечниками падежи глаголов, навёрстывая пропущенные темы с прогульщиками, а также «лакируя» знания претендентов на золотую медаль.
Сегодня этот метод воспитания – анахронизм. Учителя прекрасно понимают, что его использование чревато разборками в кабинете директора. Причём в качестве обвиняемого будет именно педагог. Потому что… Во-первых, Конституцией РФ всем детям гарантировано право на получение образование. Во-вторых, в Законе «Об образовании» чётко и ясно говорится, что школа несёт полную ответственность за ученика во время его нахождения в общеобразовательном учреждении.
«Было дело, пару лет назад я выставила за дверь охламона, который не давал вести урок: то песню запоёт, то ноги на парту положит, – рассказывает учитель математики Юлия Красникова. – А он на следующий урок не пришёл. Пока мы с классным руководителем всё здание оббегали в его поисках (выйти за пределы он не мог, охрана бы не выпустила), я что только не передумала, чуть не поседела! Самое интересное, где мы его обнаружили – в библиотеке! Зачитался парень и звонка не слышал. И смех и грех, честное слово».
Трудовая повинность
Было: Учитель назначал дежурных для уборки класса, а также организовывал субботники.
Сегодня: Учитель не имеет права привлекать учеников к труду.
«В школе – дело было в 80-х годах – мы сами следили за чистотой кабинета, закреплённого за нашим классом, – Учитель назначал дежурных, которые вытирали пыль, подметали и мыли полы, выгребали мусор из парт. Кроме того, весной и осенью регулярно субботничали во дворе, любили это дело, поскольку для уборки территории нас снимали с какого-нибудь урока. А субботники в школьных коридорах! Мы же ползали на коленях и бритвочками соскабливали чёрные полосы, которые оставались на плитке от обуви. Сегодня рассказываю об этом внукам, они удивляются: «А учителей за то, что вас заставляли работать, не наказывали?» Дожили… Мы эту трудовую повинность абсолютно нормально воспринимали».
Сегодня всё тот же Закон «Об образовании» запрещает учителям привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия их родителей. Много ли найдётся согласных? «О чём вы! – искренне восклицает учитель химии Александра Фирсова. – Как классный руководитель седьмого класса, предложила минувшей весной на родительском собрании организовать детей для генеральной уборки кабинета. Что тут началось! Теперь даже доску вытереть опасаюсь детей попросить».
«За уши тянем»
Было: Учитель тратил своё свободное время на «подтягивание» отстающих учеников.
Сегодня: Учитель не обязан тратить своё свободное время на занятия с отстающими. Но тратит.
В советское время учителя порой допоздна засиживались в школе, разбирая с двоечниками спряжения глаголов, навёрстывая пропущенные темы с прогульщиками, а также «лакируя» знания претендентов на золотую медаль. Кроме того, они регулярно наведывались к заболевшим ребятам, объясняя им в индивидуальном порядке темы уроков. Словом, успеваемость учеников была их личной головной болью. Сегодня закон не обязывает учителя восполнять пробелы в знаниях нерадивых учеников в своё нерабочее время. И родители не вправе это требовать. Но… «К концу каждой четверти выясняется, что у одного не закрытая двойка, у второго – не сдано сочинение, третий пропустил диктант. И всё это вспоминается в последний момент, – рассказывает учитель русского языка и литературы Евгения Михалёва. – В начале каждого учебного года даю себе слово никого не тянуть за уши, но традиционно «договорённость» с самой собой нарушаю. И так большинство моих коллег. А что делать? Смотришь на них, неприкаянных, растерянных, и сердце сжимается. Вот и сидишь, занимаешься… Как однажды справедливо заметила моя коллега, учитель – это диагноз».
Педагоги на втором месте после айтишников
В последние годы развитию педобразования уделяется особое внимание. Благодаря различным мерам господдержки, выросло и количество бюджетных мест в вузах по этим направлениям. По итогам последней приемной кампании педагогические специальности вышли на вторую строчку после информационных технологий по популярности среди абитуриентов.
Конечно, не все выпускники педвузов впоследствии становятся учителями. Известно, что до школ доходит и остается там работать примерно треть таких специалистов. Впрочем, в последнее время в педвузы стало поступать больше абитуриентов с высокими баллами.
Чтобы с честью выполнить свою миссию, учителю нужно, на самом деле, не так уж и много. Преданность своему служению, возможности для постоянного самосовершенствования, признание общества, житейско-бытовое благополучие (об этом, я считаю, должно позаботиться государство) и поддержка близких.
Комментарии
В СССР в школе меня научили ,стрелять из автомата,делать взрывчатку из товаров магазина химии,делать различные пистолеты из старого трактора ,паять,,варить, даже один год собирали безпилотники на эфире,,но потом запретили
Николай Ломоносов, а у девочек были уроки домоводства и нас учили как делать простейшие стежки, пришивать пуговицы, вышивать и пр., готовить элементарные блюда, салаты.
Тома, у нас все девчёнки палили из автомата на стрельбище и из мелкашки в подвальном тире
Николай Ломоносов, не-е-е, у нас такого не было. У нас был другой профиль.
Тома, Все девчёнки из нашего класса во время ВОВ летали на самолётах и били фашистов!
Николай Ломоносов, Лучше бы Вас научили писать по-русски грамотно...
slavaor2010, кто меня научит грамоте? паяльник? я только с ним разговариваю
Раньше - родителей борзого ученика вызывали на родительское собрание или педсовет. Не помогает - 2 по повелению и на второй год.Продолжает дерзить - перо в жопу и вон из школы.Это было в сталинские и немного в после сталинские времена.В сталинских школах - на 1 этаже обязательно была квартира директора школы.
После Великой криминальной революции 1991Гг/ по Говорухину / лоботрясов богатеньких буратино наказывать сталсто опасно.
В корне неверные выводы сделаны в статье. На основании направленной сверху деградации российского массового образования делается неграмотный вывод о том, что "школьное образование изжило себя" и пора переходить на онлайн-домашнее обучение. Отчасти, разрушители массового образования и добиваются именно этого. Но человек существо прежде всего общественное, нормальное его формирование возможно только в условиях общества, коллектива. И это не моё частное мнение, а основные положения НАУКИ, в том числе, ПЕДОГОГИЧЕСКОЙ. И автор, вместо того, чтобы предложить меры по прекращению дальнейшей деградации образования, возвращения его к научным принципам, выработанными в течении многих веков классиками педагогической науки, предлагает школу уничтожить вовсе. Это либо глупое, либо вредительское предложение.
Владимир Лендяев, Приношу извинения автору и блогеру за выше написанный комментарий! А попытка редактировать почему-то не удалась. Я не очень внимательно прочитал текст, в том месте, где автор, наоборот, протестует, против продвигаемых руководителями нашего образования мероприятий к переходу на онлайн-обучение. К сожалению, остановить деградацию нашего массового образования невозможно без кардинальной замены всех руководящих органов, которые по указке и стимулирования Запада нацеливали именно на разрушение российского образования. Ещё раз прошу извинить за мою невнимательность!
Владимир Лендяев, Не волнуйтесь! Главное разобрались.
Тома, очень рад этому.