Слово о советском учителе

На модерации Отложенный

     

             В октябре прошел большой и великий праздник «День учителя». День советского учителя. Ведь, если сказать, положа руку на сердце, то всем будет понятно, что только советский учитель давал людям то необходимое для жизни в обществе - знания. Современный учитель - это что-то среднее между коммерсантом и библиотекой. Коммерсант потому, что половина учителей работает в коммерции, а вторая половина работая в школе, ищет возможность как бы в эту коммерцию попасть. А библиотека потому, что знания, которые храняться в голове современного учителя даются по востребованию. Хочет ученик получить знания - приходит получает. Не хочет - ну и «фиг» с ним, мне спокойнее. Советский учитель это нечто большее, чем просто учитель. Вместе со знаниями он давал еще и путевку в другую страну - страну «Взрослая жизнь». Советский учитель - это продукт совершеннейшей системы советского образования, самого эффективного образования в мире. Не верите? А я вам сейчас докажу.

            Знакомтесь. Татьяна Владимировна. Учитель русского языка и литературы. Гомельский Государственный университет. Высшая категория. Стаж 40 лет. Награждена почетным знаком от Всесоюзной пионерской организации за работу с пионерами. Грамоты и благодарственные письма администраций школ, оотделов образования и исполкомов. Ну, и к тому же просто моя жена. Круто, да? Я сам в шоке. Никогда не думал, что свою жизнь так и пройду рядом с учителем. Но сначала, тогда, еще учась в школе, я считал учительский труд эдаким незначительным, легким. Ну, что такого прийти в класс, поболтать 45 минут с учениками, дать задание на следующий урок (а, что такого, не самому же все это делать) и после пяти-шести таких уроков пойти домой. На заводе, так там по 8 часов вкалывают. Но когда я, благодаря моей жене, взглянул на работу учителя под другим углом, я просто был какое-то время в ступоре, пока не понял, что это система. Но давайте все по порядку.

 

                                                   Классные мероприятия

 

            Представьте себе школьный кабинет, в котором на сдвинутых ученических столах, покрытых скатертями, стоят разные вкусные штучки типа пирожных, тортов, конфет, печений и сладкой воды в разных цветных бутылках. За столами чинно сидят родители учеников (причем 98%), а сами ученики бегают с озабоченными лицами в разных маскарадных костюмах. В уголке парой пацанов настраивается аппаратура (ну там микрофоны, усилители, колонки,магнитофоны,цветомузыка). В общем, обычная праздничная атмосфера, какая бывает на детских школьных мероприятиях. Только, вот, что за праздник сегодня? Вроде как по календарю ничего красным не высвечено. Да, действительно, праздника как токового нет, а просто сегодня родительское собрание по случаю окончания 1 четверти. И начнется он с выступления классного руководителя Татьяны Владимировны, как и положено на родительских собраниях, с отчетом об успеваемости учеников, просмотра графиков по предметам, награждения отличившихся классными и школьными грамотами за успеваемость, за участие в общественной жизни, за помощь отстающим, за активность на урока, за... в общем никто без поощрения не остался. родители довольны и смущены ярким индивидуализмом своих чад. После обязательной программы, программа для именинников, родившихся в месяцах школьной четверти. Представители родительского комитета дарят детям подарки, гладят по головке и говорият им разные хорошие слова. И, наконец, программа развлекательная. Поедание в огромных количествах вкусных штучек и концерта, подготовленного самими учениками. И так 5 часов. В 11 вечера мероприятие заканчивается, и счастливые родители с обомлевшими от еды и танцев с песнями детьми расходятся по домам. И так 4 раза в год после окончания каждой четверти и до одиннадцатого класса. Говорить о том, сколько сил и труда учитель вкладывает в одно такое мероприятия, наверное, ни к чему. И так все ясно. Перед общим собранием в обязательном порядке проходит рабочее родительское собрание, на котором кроме вопросов по учебе, рассматривается вопрос и о проведении отчетного родительского собрания с детьми в конце четверти (полугодия, года). На этот период выбирается новый состав родительского комитета, решающего все вопросы по школьной жизни. Как правило, это родители детей, чей день рождения выпадает на текущую четверть. Они решают все финансовые вопросы, касающиеся всех мероприятий, приобретение подарков для «новорожденных», составляют программу игровых конкурсов (именно родители отвечают за проведение игровых программ), количество призов на конкурсы и программу обеспечения порядка на мероприятии. При всем при этом явка родителей на все собрания, как правило, была почти 100%. Сбор, хранение и распределение денег чисто проблема родительская.

 

                                               На уроке русского языка

 

            Как-то так получилось, что однажды побывав на одном уроке своей жены, я стал частым гостем в ее классе. Ученики меня уже считали за своего и, как бы, я был уже одним из членов этого удивительного семейства. Я любил наблюдать, как идет процесс учебы в классе. Вот несколько удивительных эпизодов. В классе рабочая обстановка. Учителем дано задание подготовиться к какому-то вопросу по русскому языку. И начинается работа. Кто-то сосредоточенно листает учебник, кто-то пишет. Вот кто-то встает с места и идет в другой конец класса, чтобы выяснить какой-то вопрос у другого ученика. Учитель сидит за столом и что-то пишет в классный журнал. В помещении слышится не громкий шум голосов, шуршащих страниц, открываемых и закрываемых сумок, который, как ни удивительно, никому не мешает. Наконец учитель отрывается от журнала и говорит, что пора отвечать на вопросы. Над партами моментально взлетает лес рук. Представляете, все хотят отвечать. Оказывается, рецепт был простой. Ответ с места считался как дополнение и за него нельзя было получить неудовлетворительную оценку. Любой ответ приветствовался и принимался за гипотезу, пока кто-то не представлял аргументы более значимые и близкие к правильному ответу. Получается это что - демократия? Да! Получается так.

            Однажды я очередной раз был поражен увиденным. К доске был вызван ученик, который не особо отличался усердием в учебе. По заданию учителя ему нужно было разложить предложение по каким-то частям. Начал он вроде бы как ничего, но в одном месте засел намертво. В классе полная тишина. Паренек повернул свое растерянное лицо к классу и замер. Но, что это? В его взгляде я не увидел мольбы о помощи или ожидания «профессиональной» подсказки. В его глаза я увидел работу мысли, поиск правильного решения и предложение товарищам присоединиться к нему в смысле сочувствия и поддержки. Я перевел взгляд на лица ребят, сидящих за партами. В этих глазах я увидел неподдельное переживание за товарища, сочувствие его положению и все, что угодно, но... не было там ни одной попытки подсказать или еще каким-то неправедным образом выручить товарища. Но самое интересное дальше. Ученик, наконец, находил правильное решение, вспоминал правильный ответ и с победным выражением на лице, заканчивал задание. Но больше всего радовались его товарищи. Вздох облегчения прям-таки был такой, буд-то бы все закончили копать яму 2х2х2. Радостные лица, похлопывание друг друга по плечу и множество кулаков с торчащим большим пальцем вверх.

            Хочу сказать еще о таком. В классе принято обращаться друг к другу только по имени. Кстати сказать, учитель обращается к своим ученикам всегда тоже только по имени. Никаких кличек и никаких фамилий. Даже когда возникали конфликты, то обращались только по именам.

                                              

                                                           Оценка знаний

 

            Представьте себе, что вы пришли на урок русского языка или литературы в класс Татьяны Владимировны, ну, допустим, просто как родитель. После окончания урока вы останетесь в недоумении. Учитель за урок не выставил в журнал ни одной оценки. Как же так? А пресловутое –«К до-оске пойдет...пойдет…»? Но, потом оказывается, что в классе накопляемость оценок самая высокая среди всех предметов по школе. Как правило за неделю у каждого ученика по предмету не менее 5-и оценок. Загадка? Нет. Все очень просто. Оценки выставляет во время урока ученик в специальный журнальчик. Учитель опрашивает класс по предмету и только говорит кому какую оценку поставить. Зав.журнальчиком тут же заносит ее в журнал. Но и здесь не все просто. Есть оценка, которая ставится за ответ на конкретный вопрос, а есть просто за дополнение с места. Та, которая за ответ, потом учителем переносится в классный журнал, а оценки за дополнение, то их нужно набрать три или пять штук для того, чтобы получить за это оценку в журнал. Оценки за дополнение можно собирать в течение всей четверти. В обязанности ведущего журнал входит обязательное информирование каждого ученика о положении его оценок за дополнение. Как правило, на перемене ученики сами просят показать им их расклад оценок. И еще. За дополнение учитель ставит только положительные оценки. Не знание вопроса или не правильный ответ не влечет за собой наказание отрицательной оценкой. Поэтому на уроке во время опросов постоянно виднеется лес рук.

            Заодно я хочу сказать о том, почему на родительских собраниях в этом классе очень высокий процент посещаемости. Как правило, родительские собрания проходят с учениками. Татьяна Владимировна никогда и ни при каких обстоятельствах прилюдно не говорит что-то плохое ни об одном ученике. О каждом будет сказано что-то хорошее. Даже о самом отъявленном классном «террористе». Если есть какие-то вопросы по прилежности ученика в учебе или его не очень хорошего поведения, то учитель найдет время поговорить с родителями индивидуально. Но здесь надо сказать, что ребенку нужно очень постараться, чтобы учитель с такими вопросами вышел на родителей. Обычно такие проблемы между учеником и учителем решаются в классе и, как правило, положительно к обоюдному удовольствию сторон.

 

                                                           Классное самоуправление

 

            Естественно в классе, как и в любом коллективе, есть свои лидеры. Их может быть один или сразу несколько. Индивидуальное лидерство пресекается сразу и жестко. Обычно такие дети стараются своих товарищей подчинить своей воле и сделать из них эдаких своих подчиненных. Бывало пару раз, что родителям приходилось такого своего ребенка переводить в другую школу. Но Татьяна Владимировна всегда до конца старалась не допустить такого развития. Поэтому для выражения своих лидерских качеств, ребенку учителем предоставляется большой выбор. Это и внеклассные мероприятия, и помощь отстающим, и дежурства, и тот же журнал и, даже, возможность опрашивать своих товарищей по предмету с выставлением оценок в журнал (естественно в журнал прописывает оценку учитель, но ту, которую представил ему проверяющий ученик). Здесь нужно, конечно, пояснить. В классе выделяются ученики, знающие предмет лучше других и учителем предоставляется им право на прием зачетов по предмету. Это может происходить и на уроках, а может и после во время классного часа. Зачет сдают те, кто не выполняет минимум по знаниям и те, кто желает повысить свою оценку. Но проверяющие дети самую высокую оценку могут поставить не выше четверки. Если кто-то желает получить пятерку, то это уже к учителю. Сразу скажу, что никогда не было, чтобы ученики, сдающие зачеты своим товарищам, как-то старались решить вопросы силовым давлением. Были, конечно, возмущения за строгость и придирчивость, но все решалось полюбовно. Бывало и так. Ученик, имеющий задолженность по зачетам, наотрез отказывался идти сдавать своему товарищу, мотивируя тем, что тот слишком строго придирается и просто требовал разрешения сдать зачет учителю.

            Результат такой работы был просто потрясающий. Однажды Татьяне Владимировне по семейным обстоятельствам пришлось уехать на два месяца и во второй четверти оставить свой 8 класс без учителя русского языка и литературы (в школе в то время была большая «напряженка» со специалистами этого профиля). Это было ужасно. Единственное, что могла она сделать, это дать задания ребятам на всю вторую четверть как по языку, так и по литературе. Не поверите!!!! Через два месяца, когда она вернулась в класс, ее ждали выставленные в журнальчик оценки по этим двум предметам не только текущие, но и четвертные. Учитель выборочно проверила соответствие их со знаниями и доложила директору. Была создана комиссия для проверки. Выборочно взяли несколько учеников и совершили над ними эдакую экзекуцию по выуживанию из них знаний за четверть. Причем брали учеников разно-полярных по успеваемости. В итоге комиссия утвердила четвертные оценки и они были выставлены в журнал. И огромную роль здесь сыграли именно лидеры. Безусловно, такого бы никогда не случилось, если бы учитель не делал упор по воспитанию учеников посредством создания коллектива. После 1991 года, когда в школе началась обвальная реформа образования по искоренению коллективизма, упор на индивидуальные качества детей, формирование классов по успеваемости и снижение или, даже, отказ от методики классного руководства, Татьяна Владимировна не отказалась от своей системы в работе с детьми и на этом фоне ее результаты стали вообще фантастическими. Никто не мог поверить, что все это достигнуто обычным самоотверженным повседневным трудом. Сразу возникли трудности в общении с коллегами, которые считали такую работу обычным «выпендрежом», показухой и показать себя перед начальством. Однако, кто бы и что не говорил, но результаты были поразительными.

            В начале учебного года по указанию ГОРОНО из каждой параллели классов собирали один из лучших учеников. Оставались «середнячки» и «плохиши». Так случилось и с классом Татьяны Владимировны. Оставшиеся ребята приуныли. Списывать-то уже будет не у кого. Говорить о том, что чувствовал учитель, у которого забрали лучших – лучше вообще ничего не говорить. Большая трагедия была и для родителей. Большинство были против перевода своих детей в сборный класс, но администрация на своих позициях стояла жестко. Одной только девочке удалось вернуться обратно. Она просто приходила в этот класс на уроки и никто и ничего не мог с ней сделать. Решением краевого ОНО, как исключение ей пошли на встречу. Ну а дальше… а дальше вот что. Через год этот класс (я имею ввиду класс Татьяны Владимировны) сравнялся по учебным показателям со сборным классом, а еще через год этот класс составил ядро выпускного сборного 10-го. 14 из 19-и продолжили учиться в школе после выпускного 9-го. Тоже самое произошло и со следующим 5-м классом. 

           

Продолжение следует.