4 июля 1773 г.- Балаклавский морской бой, первая победа русского парусного флота на Черном море!

На модерации Отложенный

Чтобы победить в битве, имея подавляющее превосходство над противником, большого ума не требуется. Выиграть сражение, находясь в заранее невыгодной позиции – вот, настоящий пример мастерства. И немалого мужества, поскольку в подобной ситуации пасть духом и заранее смириться с поражением крайне просто. Как утверждают японцы, неплохо разбирающиеся в самурайских тонкостях: "Воины-победители сперва побеждают и только потом вступают в битву; те же, кто терпит поражение, сперва вступают в битву и только затем пытаются победить". И очень приятно осознавать, что подобные случаи знает и русская история.

Классический образец такой победы – сражение брига "Меркурия". Произошло оно в 1829 году. Но мало кто помнит, что русский военно-морской флот уже знал примеры подобной доблести – 23 июня (4 июля) 1773 года в Балаклавской бухте два русских корабля с 32 пушками бились против трех фрегатов и шебеки, носивших 168 орудий. И не просто достойно сражались, но и одержали победу!

Бриг "Меркурий" против турецких гигантов, 1829 год. Художник: Михаил ТкаченкоБриг "Меркурий" против турецких гигантов, 1829 год. Художник: Михаил Ткаченко

В ноябре 1768 года началась пусть не плановая, но уже привычная и давно ожидаемая война России с Турцией. На суше у русских все обстояло более-менее хорошо. А вот на море имелись серьезные проблемы. Точнее не на море, а на морях. И не на самих морях, а на реках, впадавших в эти моря. Больше всего беспокоил Дон. Существовала вероятность, что турки прорвутся в Азовское море и где-нибудь в устье Дона высадят десант. Который таким образом минует хорошо укрепленные города на побережье и развернется там, где держава нежная и мягкая, оттого что неприкрытая. Требовалось срочное противоядие. Желательно недорогое – основные ресурсы шли на главные театры военных действий.

Результативное решение нашлось быстро. Решили использовать уже устаревшие и почти было заброшенные верфи времен Петра. На которых придумали строить плоскодонные корабли. Штука в том, что небольшие посудины не могли эффективно действовать против османа в случае разворачивания десантной операции. А большие суда имели сложности с прохождением мелководного устья Дона. Вот и порешили строить что-то более-менее приличное пушек эдак на 16-20. Но плоскодонное. Чтобы имелась возможность действовать и на море, и в речной акватории. Так появились "новоизобретенные корабли". Вроде бы построенные на старой оснастке и по архаичным чертежам. Но вот разработанные и оснащенные прямо сейчас. Как бы современные, но совершенно не похожие на общепринятые проекты.

Всего построили одно трехмачтовое судно и семь двухмачтовых. К ним присовокупили два бомбардирских корабля и пару транспортов, занятых доставкой боезапаса. Позднее один транспортник переделали в бомбардирский корабль. Как боевая единица на реке новые корабли смотрелись неплохо. Вот на море они чувствовали себя не очень уверенно. И остойчивость из-за плоскодонности не та. И на курсе капризные. Тем не менее новичков богато привлекали к патрулированию побережья. Все же они могли рыскать даже в самых неудобных для основных сил русского флота местах.

Эпизод русско-турецкой войны, 1773 год. Художник: Андрей ТроньЭпизод русско-турецкой войны, 1773 год. Художник: Андрей Тронь

В начале лета небольшой отряд Донской флотилии, состоявший из двух двухмачтовых кораблей "Таганрог" и "Корон" под командованием капитана 2 ранга И. Кинсбергена осуществлял патрулирование в Крымских водах. В конце концов, он зашел в бухту Балаклавы для исправления мелких повреждений. И тут, 21 июня, с казачьих форпостов пришло донесение, что у русских берегов заметили турецкий корабль. Срочно завершив работы, Кинсберген вывел свой отряд на поиски противника. Причем численности экипажа до штатного не хватало. И пришлось добирать из местных греков, часть которых не так давно воевали на турецкой стороне. Правда, не особо охотно.

Утром 23 июня русские обнаружили неприятеля и пошли на сближение с ним. Вот только вскоре оказалось, что искомый неприятельский корабль сопровождают еще три. Причем по пушкам один турецкий фрегат равнялся всему русскому отряду (на турке имелось 36 пушек против 32 русских). А два других превосходили его (по 54 орудия на каждом). Не говоря о шебеке (еще 24 пушки), набитой под завязку десантом. Тем не менее русские продолжили сближение с неприятелем и в полдень подошли на дистанцию боя.

Турецкий флагман открыл огонь по "Таганрогу". Потом к нему присоединились еще два фрегата. Шебека тем временем тоже постреливала по русским и старалась приблизиться для абордажа. "Корон" присоединился к схватке только через полтора часа – именно столько потребовалось ему для сближения под неблагоприятным ветром. Который к тому же несколько раз менял направление.

1773 год, Балаклавское морское сражение. Художник: Сергей Макаров1773 год, Балаклавское морское сражение. Художник: Сергей Макаров

В итоге бой длился 6 часов. Русским пришлось много и интенсивно маневрировать, чтобы предотвратить охват. Попытки абордажа отбивали мушкетными залпами. Пушками же вели огонь (старались, по крайней мере) по рангоуту. В итоге на шебеке сбили бушприт и несколько рей, отчего она стала практически неуправляемой. На флагманском фрегате начался пожар, и ему пришлось выйти из боя. А второй большой фрегат получил такие повреждения борта в носовой части, что у него несколько пушек вывалились за борт, и воевать ему получалось с трудом. По итогу турки отказались от попыток абордажа и попросту бежали.

Русский отряд пытался преследовать неприятеля, но встречный ветер помешал этой затее. Тогда корабли легли в дрейф до утра – на тот случай, если осман вернется и предпримет новую попытку гостить в русских краях. Но турки ушли надолго, и утром 25 числа русский отряд вернулся в Балаклаву. Итог сражения: 5 русских моряков убитыми (из них два офицера). Турецкие потери неизвестны. Но, как сообщали очевидцы, они в разы превосходили русские, поскольку под мушкетные залпы попали абордажные команды, собиравшиеся на открытой палубе.