Слежка через камеры, цифровые повестки и поражение в правах «уведомленных»: проактивная система соцрейтинга в России для призывников и мобилизованных

На модерации Отложенный

Военный комиссар Москвы полковник Максим Локтев заявил в официозных СМИ, что «столичная система видеонаблюдения используется, чтобы определить место жительства призывников». Единый Реестр воинского учета занимается тем же самым – туда вносятся сведения о подлежащих призыву/мобилизации граждан с места их работы, учебы, из налоговой и т.д. В совмещении с недавно принятым в бешеной спешке ПФЗ о новым правилах призыва, где предусмотрено внесудебное ограничение базовых прав граждан, мы видим прямую демонстрации истинных целей создания «умных городов», «проактивных госуслуг» и проч. Речь идет о непосредственном управлении людьми посредством алгоритмов, личная жизненная ситуация, вследствие которой человек мог не увидеть/не получить электронную повестку уже никого не интересует. Тебя уведомили – значит, выполняй наши правила, иначе жизни тебе не будет. Именно такой подход активно применяется в Китае и именуется социальным рейтингом. У нас, как видим, он вносится постепенно, пока за отдельные «проступки» по отношению к государству. Точнее, за невыполнение его новых, «цифровых» правил. Ранее подобное внедрялось через здравоохранение, в эпоху ковидобесия (предъявление QR-кодов вакцинации, сегрегация их не имеющих и т.д.). Теперь же в фокусе экспериментов цифровизаторов, по понятным причинам – оборона и безопасность страны. 

«Для определения места жительства призывника используются системы видеонаблюдения города Москвы, по указанию мэра Москвы организации, в которых работают призывники, предоставляют в военные комиссариаты сведения о них. Образовательные организации помогают нам определить, где призывник обучается», - заявил полковник Локтев, подчеркнув, что «с такой информацией о человеке оповестить его о явке в военкомат не составит труда».

Локтев подчеркнул, что основной причиной неявки граждан в военкомат является проживание не по месту регистрации, из-за этого им не удается вручить повестку. Сейчас этому вопросу уделяется большое внимание при поддержке мэра Москвы Сергея Собянина и главного управления МВД России по столице. 

Вот для чего столице рекордное количество камер слежения (в том числе – с функций распознавания лиц), вот для чего внедряется и расширяется использование ЕБС. Для отслеживания/отлова тех, кому ранее по закону надо было вручить повестки под роспись. Но главное здесь – полностью электронный формат выполнения воинского долга перед государством, который принял весьма странное обличье. Появилось оно после очень быстрого принятия поправок в 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", висевших в Госдуме с начала 2018 года. А именно – части об электронных повестках. 

Для начала отметим, что электронную повестку могут получить все граждане – не только срочники, но и все, подлежащие мобилизационному призыву. Из законопроекта также следует, что:

- Повестки направляются в письменной форме и дублируются в электронном виде.

- Повестка в электронной форме направляется гражданину, подлежащему призыву на военную службу по тем правилам, которые установлены Правительством Российской Федерации. Повестка считается вручённой, как только она появилась в личном кабинете гражданина на соответствующем ресурсе и в информационной системе.

Новый закон меняет смысл повестки как таковой. Все повестки теперь будут учитываться в специальном реестре (Реестр воинского учета), который содержит данные об отправлении повесток, их получении и явке по ним, а также очень много личных данных призывника, полученных по системе межведомственного электронного взаимодействия.

Самое главное: повестка считается врученной гражданину в любом случае, если она провисела в реестре в течение 7 дней с момента ее отправления.

До принятия изменений повестка считалась врученной, только если это было сделано в установленном законом порядке и с участием определенного круга уполномоченных лиц – то есть лично в руки призывнику под роспись. Теперь же повестка носит просто уведомительный характер, постановка на воинский учет и выписка теперь происходят де-факто и де-юре без участия гражданина. Да, это тот самый пресловутый «проактивный режим» цифросектантов (который постоянно анонсируется премьером Мишустиным, прописан в нацпрограмме «Цифровая экономика» и т.д.), когда управление жизнью граждан происходит без их участия, в рамках прописанных электронных алгоритмов.

Также без явки в военкомат теперь могут зачислить в запас (мобилизационному призыву подлежат только граждане, зачисленные в запас). Если вы не смогли получить повестку лично в руки или в электронном виде, скорее всего, вы узнаете о ней по ограничениям, которые появятся у вас, пока вы не посетите военкомат. Ограничения для не отреагировавших/не увидевших повестку граждан перечислены в новосозданной дополнительной статье 53-ФЗ - «Статья 71. Временные меры, направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата». 

С момента вручения (условного!) повестки гражданину запрещается выезд за границу. В течение суток с даты, когда повестка считается врученной, гражданин получает предупреждение (оно вносится в Реестр воинского учета и направляется ему в личный кабинет на Госуслугах) о ряде ограничений, которые появятся по истечении 20 календарных дней с даты, указанной в повестке. Вот какие ограничения:

- Запрещается регистрировать ИП.

- Запрещается регистрироваться в налоговой в качестве плательщика налога на профессиональный доход (у ранее зарегистрированных самозанятых статус не снимается).

- Приостанавливается постановка недвижимости на кадастровый учёт и / или государственную регистрацию прав.

- Ограничивается право на управление ТС.

- Запрещается регистрация ТС.

- Запрещается заключение кредитных договоров или договоров займа.

После всего этого думается, что неслучайно между появлением текста закона в обновленном втором чтении и его окончательным принятием парламентом прошло всего три часа. Насколько парламентарии успели вникнуть в новую часть ПФЗ, касающуюся электронных повесток и поражения в правах граждан – судите сами. Мы же считаем, что налицо очередное внедрение в традиционное законодательство РФ антиконституционного «цифрового права», когда у человека отменяется презумпция невиновности. И нарушив определенные правила Правительства (рамочные, кстати), гражданин без решения суда лишается права на свободное передвижение, на работу в качестве ИП/самозанятого (то есть права на труд), право владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью. А это все, подчеркнем – базовые права, прописанные в Конституции РФ.

Если подобным закручиванием гаек цифросектанты во власти надеются вызвать всплеск патриотизма, массовое желание народа защищать их с оружием в руках – полагаем, что они просчитались. На практике эффект будет прямо противоположным. И последний, риторический, вопрос – кому же и зачем надо раскачивать общество во время горячей войны с Западом?

РИА Катюша