Два приговора Сталина Токареву
На модерации
Отложенный
Накал Сталинских репрессий нарастает год от года. Помнится, в своё время лауреат премии Госдепа Юлия Латынина по малограмотности сожгла в книжке астронома Коперника. Нынешние либеральные девицы пошли дальше – у них Сталин расстрелял молодого конструктора Токарева. Да-да, того самого создателя легендарного пистолета ТТ и снайперской винтовки.
Сам обалдел, на голубом глазу нынешняя борцунья с кровавым режимом рассказывает поразительную историю. Оказывается, людоед Сталин приговорил молодого и «неразобравшегося» паренька, талантливого изобретателя Токарева к высшей мере. И только умница Троцкий с трудом спас будущего гения.
Мне был известен только один приговор Токареву. Пришлось покопаться и не поверите, отыскался ещё один. И там, правда, товарищ Сталин приложил руку, только в довольно юморном варианте.
Давайте по порядку. Тысяча девятьсот двадцатый год. Бушует Гражданская. Красноармейцы с большим трудом выбили Колчаковцев из Ижевска.
В городе остался разрушенный оружейный завод, а фронту позарез нужны винтовки. Царские инженеры давно разбежались и что делать? И тут на сцене появляется тот самый «молодой специалист Токарев».
Который сообщает, что готов возглавить завод. И ему поверили, доверили поднимать производство. Но через месяц работы – скандал. Почти все выпущенные винтовки к стрельбе непригодны! Сохранилось упоминание о девяноста процентах брака.
Напоминаю, бушует Гражданская. На фронтах не то, чтобы одна винтовка на троих, но очень нездорово. И тут потрачена дефицитная оружейная сталь, месяц работы завода и весь пар в свисток. Что за такое полагается по законам военного времени?
Фигура директора завода Токарева в глазах трибунала тоже, как бы это помягче. «Молодому специалисту» Токареву тикает пятидесятый годок. Можно ли поверить, что не разобрался по неопытности?
Хуже того, перед нами не просто царский инженер. Это казачий есаул, командир казачьей сотни в Первую Мировую. Патентованный царский головорез, вся грудь в орденах святых с бантами.
Надо напомнить, кем был в глазах революционных ребят обычный казак. Это - не просто иное сословие. Это – по большей части, каратели, которых пригоняли, чтобы давить стачки и демонстрации. Казачки простых рабочих за людей не считали и нимало не смутясь, рубили шашками и баб и малых деток. Примеров описано предостаточно.
Слов нет, были и настоящие патриоты казаки. Которые и на фронтах за Родину бились храбро. И многие кубанские казаки перешли к красным и в Великую Отечественную там герои через одного были!
Но основная масса донских казаков ушли к белым и сражались против большевиков до последнего. И к Гитлеру на службу через двадцать лет перешли от белых по наследству. Помните такого гитлеровского генерала фон Паннвица? Повесили сего командира донских казаков, конечно, в сорок седьмом.
И вот, при таких раскладах есаул Токарев предстал перед трибуналом. Приговор несколько предсказуем – стенка. По временам Гражданской тут бы и кончили за ближайшим сараем.
Токарева спасает начальник трибунала. Вместо того, чтобы исполнить приговор – отправляет Токарева зачем-то за триста километров в Казань. И тут же пишет докладную товарищу Фрунзе. Что так и так, есть толковый военспец Токарев, известен доработкой трёхлинейки под автоматический механизм. Разобраться бы.
Пока Токарев катался до Казани и обратно, документы дошли до Фрунзе. Тот вытребовал Токарева к себе. Напомню, это двадцатый год, идея автоматического оружия – это примерно космос и коллайдер. Почти никто в России таким не занимается, а явно за этим будущее.
Да что там, читаешь царское задание на разработку самой массовой винтовки – трёхлинейки Мосина и волосы дыбом.
Прямым текстом написано, патронов никогда не будет в избытке. Потому из карабина Нагана нужно сделать добротное копьё. С хорошим прикладом и длинным штыком. Почти прямым текстом. И тут Токарев ладит из неё автомат.
Фрунзе поручает Токареву доработку пулемёта Максим для фронтовых подразделений. Конструктор блестяще справляется с работой. Новая задача – для аэропланов нужен толковый пулемёт взамен санкционного Виккерса. Токарев и тут находит блестящее решение.
Кстати, легендарный пистолет – тоже сделан по заказу. На сей раз маршала Будённого. Большой любитель девятьсот одиннадцатого кольта, Будённый в одном из боёв чуть не погиб. В грубой кавалерийской перчатке не мог на скаку снять предохранитель. Он заказывает Токареву разработать полевой пистолет без предохранителя. Так рождается пистолет ТТ.
Неудивительно, что уже в конце двадцатых Токарев получает Героя Труда. При этом, современники вспоминали, что при всём своём таланте конструктора, как организатор производства Федор Васильевич откровенно хромал.
Царский есаул – самоучка, кустарь. Ему проще самому выточить деталь, чем составлять по всем правилам чертежи и маршрутный техпроцесс. Собственно, дело пошло когда большевики приставили к изобретателю технолога, который ходил за ним по пятам. Поэтому в том провале с винтовками в Ижевске удивительного мало. Действительно, не справился в условиях разрушенного завода.
Ну и разумеется, никакого отношения товарищ Сталин, а тем более Троцкий, к приговору ижевского трибунала не имели. Оба занимались своим делом очень далеко от Ижевска.
А вот второй обещанный приговор, в котором Сталин таки поучаствовал. Дело было после Победы, в 1948 году. Токареву, уже семьдесят семь, давно на пенсии.
Конструктор изобретает невиданную по тем временам штуковину – панорамный фотоаппарат. Он и на привычный фотоаппарат не похож совсем. И снимает диковинные панорамы, длинные снимки.
На знаменитом Красногорском заводе, где раньше делали «Зениты», от новинки конструктора отказались. Нельзя же подписаться, что целое конструкторское бюро завода обскакал на голову какой-то пенсионер. Пусть и изобретатель легендарного пистолета.
Тогда Токарев с хитрой усмешкой отправился с кустарным аппаратом фотографировать Кремль. Сдаётся мне, прекрасно понимая чем дело закончится.
Охрана Кремля среагировала быстро, дедушку с диковинной техникой задержали. Явно – вражеский шпион что-то выведывает. И Токарев принялся откровенно издеваться над комендантом.
Сохранилась его крайне едкая объяснительная. Начинается она словами «Я не шпион и не мальчишка». Дедушка настаивал, что он родственник того самого Токарева, лауреата Сталинской премии и дважды Героя Труда, требовал отвести его к товарищу Сталину, благо, идти недалеко.
Комендант настолько опешил от напора «родственника», что доложил в приёмную вождя. Оттуда потребовали задержанного к себе. Сталина история «родственника того самого Токарева» позабавила. Конструктора вождь знал прекрасно и высоко ценил.
Приговор вождя на объяснительной тоже известен. Так и написал – Красногорскому заводу новый аппарат срочно в производство. И размашисто подпись – Сталин.
Эту машинку многие помнят – замечательный был фотоаппарат. Восемь лет выпускался без изменений, уж больно удачная конструкция. И очень немногие знали что за буквами ФТ кроется «фотоаппарат Токарева». И не какого-то родственника, а самого настоящего оружейного конструктора.
А в остальном да, либеральная девица права. Приговорил злодей Сталин молодого специалиста Токарева к чему-то. Как в старом анекдоте: и не выиграл, а проиграл, ну дальше сами помните.
Комментарии