Политическая близорукость Байдена угрожает Европе

Политическая близорукость Байдена угрожает Европе

03.07.2022   Бурак Бекдил

 

Очередной стратегический просчет президента США Джо Байдена снова вынуждает Запад платить высокую стратегическую цену.

На этот раз речь идёт об умиротворении мало чем отличающегося в своём авторитаризме от Путина — Рэджепа Тейпа Эрдогана — полновластного хозяина Турции, которую под его властью лишь условно можно считать верным членом Альянса НАТО. Хуже того, уступки Эрдогану ставят под угрозу всю энергетическую безопасность Европы.

В последние годы Восточное Средиземноморье неуклонно превращается в бомбу замедленного действия, заложенную Эрдоганом под богатые запасами углеводородов морские районы, на которые он предъявляет сомнительные претензии, выставляя Турцию в качестве региональной силы противостоящей альянсу Греции, Кипра и Израиля.

В этом опасном перетягивании дипломатического и политического каната Турция уже успела пригрозить развязыванием войны, если упомянутый альянс реализует свои планы по созданию Восточно-средиземноморского подводного газопровода (EastMed) — проекта ежегодной доставки 20 миллиардов кубометров природного газа из Израиля на европейские рынки — в обход Турции.

Турецкие власти утверждают, что любой подобный газопровод нарушит ее суверенитет над Средиземным морем, и вместо этого, что совсем неудивительно, тут же предлагают менее дорогостоящий трубопровод, по которому природный газ будет поступать в Европу уже через территорию Турции.

Однако, как видно, совсем не доверяя переменчивому и откровенно вздорному нраву турецкого главы, другие страны региона — Египет, Иордания, Ливан и страны Персидского залива, предпочитают проект EastMed, который получил поддержку и Европейского Союза. Поддерживали его и Соединенные Штаты. До не давнего времени.

Однако затем, Байден, сменивший в Белом доме Трампа, внезапно удивил партнеров по EastMed, резко отказав в поддержки трубопровода со стороны США, и тем самым, фактически уничтожив проект, предотвратив диверсификацию поставок энергоносителей в Европу, и, обеспечив еще большие доходы России и ее агрессивной военной машине.

В январе Белый дом заявил, что проект стоимостью около 7 миллиардов долларов противоречит его «климатическим целям». Байден, якобы убеждён в том, что, мол, к 2025 году — дате запланированного завершения строительства газопровода EastMed, никто уже не будет использовать ископаемое топливо, хотя реальных альтернатив, помимо энергии, поставляемой противниками Америки — Россией и Ираном, нет и в помине.

Администрация Байдена также весьма лицемерно сослалась на якобы отсутствие экономической и коммерческой жизнеспособности проекта, хотя исследование 2019 г. профинансированное Европейским союзом, подтвердило, что «Проект EastMed технически осуществим, экономически жизнеспособен и коммерчески конкурентоспособен».

Перечисленные аргументы Байдена вызывают по меньшей мере удивление.

Греческий оборонный аналитик Теофрастос Андреопулос написал, что решение Байдена стало триумфом для Турции и поражением для Греции:

«Фактически, это означает, что Турция, якобы впавшая в немилость к американцам, получила именно то, чего хотела: отмену газопровода…

Самый важный аргумент в неофициальном документе, обосновывающем позицию США, помимо экономических и коммерческих соображений, указывает на то, что этот газопровод является источником напряженности в Восточном Средиземноморье. Иными словами, — негодует греческий политолог — документ явно принимает позицию Турции!

Получается, что американцам не нужен газопровод только потому, что это может «разозлить» Анкару», — печально заключает Андреопулос.

В этой ситуации совсем неудивительно, что умиротворяющие действия США лишь ещё больше раззадорили исламистского президента Турции Эрдогана, никогда не скрывавшего своих нео-османских, ирредентистских амбиций в отношении того, что когда-то называлось «турецким озером»: Эгейского и всего Средиземного морей.

В своем выступлении в конце января Эрдоган заявил, что «без [трубопровода, проходящего через] Турцию, средиземноморский газ не будет доставляться в Европу».

Характерно и то, что отказ Байдена от поддержки EastMed произошел в то самое время, когда Турция принялась играть мускулами в Эгейском и Средиземном морях.

Игнорируя серьезные бюджетные ограничения и тяжелый экономический кризис, правительство Турции начало строить для ВМФ три новых фрегата, беспилотные противолодочные корабли, подводные лодки, беспилотные надводные корабли, разведывательный корабль, штурмовые катера, разрабатывать собственную противокорабельную ракету и создавать посадочный вертолетный док стоимостью 1,2 миллиарда долларов.

Однако, что ещё печальнее, грубый просчет Байдена произошел всего за несколько недель до того, как Россия вторглась в Украину, попутно объявив о своих требованиях перекроить всю энергетическую карту Европы.

Вскоре после того, как Россия официально признала два самопровозглашенных сепаратистских анклава на востоке Украины — Донецкую и Луганскую области, Германия объявила о приостановке проекта газопровода «Северный поток — 2» по Балтийскому морю, призванного удвоить поток российского газа напрямую в Германию и Западную Европу в обход Украины.

Заметим, что «Северный поток-2», стоивший 11 миллиардов долларов и, возможно, самый спорный энергетический проект в Европе, был завершен ещё в сентябре, но простаивал в ожидании сертификации со стороны Германии и ЕС. Таким образом, Германия «героически» приостановила работу того, что вообще пока и не работало.

«Добро пожаловать в дивный новый мир, где очень скоро европейцы будут платить 2000 евро за 1000 кубометров природного газа!»

— написал в Твиттере Дмитрий Медведев, бывший президент и премьер-министр России, а ныне заместитель председателя Совета безопасности, предположив, что из-за приостановки цены поднимутся вдвое. Как мы знаем теперь, на фоне войны в Украине, цена на 1000 кубометров природного газа уже перешагнула порог в 2000 евро.

Серьёзное предупреждение о драматических последствиях закрытия трубопровода EastMed — и таким образом предотвращении диверсификации поставок энергоресурсов в Европу — было сделано буквально накануне российской военной интервенции в Украину. Увы, оно стало лишь еще одним ясным сигналом, который Байден предпочел проигнорировать. Согласно пресс-релизу от 24 января, опубликованному на сайте Конгресса, республиканский конгрессмен из Флориды греческого происхождения Гас Майкл Билиракис заметил:

«Природный газ, который является более чистым источником энергии, чем уголь — это важный источник энергии для правительств, стремящихся перейти на более экологичные источники энергии. Европейский Союз признает этот факт и объявил Восточно-Средиземноморский трубопровод «специальным проектом…

Действия администрации Байдена в этом вопросе особенно пагубны и лицемерны в свете ее молчаливого одобрения российского газопровода «Северный поток — 2», который лишь усугубит энергетическую зависимость Европы от изменчивого противника», — заявил конгрессмен Билиракис.

Однако, все эти предупреждения оказались тщетны.

Байден был слишком занят подрывом трех верных союзников США в Средиземноморье, ради умиротворения Эрдогана, и поддержания вздорных фантазий о «зеленой энергии» за годы до того, как она станет доступна и конкурентоспособна — всё ради удовлетворения самых радикальных кругов Демократической партии Америки и временного расположения со стороны Анкары.

При этом, уже после вторжения России в Украину, 25 февраля, Турция воздержалась при голосовании о приостановке членства России в находящемся в Страсбурге Совете Европы. «Во время голосования в Страсбурге Турция решила воздержаться», — заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу. «Мы не хотим прерывать диалог с Россией». Союзник Запада из Турции, одним словом, вышел — так себе…

Если бы Байден был президентом, заботящимся об американских и в целом западных интересах, ему следовало бы немедленно отменить свое решение и разрешить продолжение проекта газопровода EastMed.

К слову, в декабре 2019 года Байден назвал Эрдогана автократом, пообещав расширить возможности оппозиционных партий Турции посредством демократических процессов. Но может эти слова были всего лишь шуткой, а Байден на самом деле — скрытый фанат Эрдогана?