НЭП: «Экономика Калашникова»:

На модерации Отложенный

 Путин разрушит Россию быстрее любого НАТО


Война – забава дорогостоящая. Выдержит ли экономика России новую украинскую авантюру Кремля или рухнет под весом непомерных затрат в сочетании с новыми санкциями?

Российская «экономическая крепость» уязвима в долгосрочной перспективе, утверждает Клара Маркес в Bloomberg. Она отмечает, что Путин годами готовился к худшему, он с 2014 года укреплял макроэкономическую дисциплину, дистанцировался от доллара и пытался осуществить импортозамещение. В результате Россия подготовлена к сегодняшнему кризису, особенно с учетом ее доходов от нефти и газа. Но окажется ли этого сочетания достаточно, чтобы нивелировать последствия санкций?

Преимущества жесткой путинской экономики легко переоценить, так как рост может быть принесен в жертву задачам сохранения режима. Зависимость России от нефти и газа и плохая демографическая ситуация делают ее уязвимость очевидной. Централизация и поддержка крупных госкомпаний помогают удержаться на плаву, но уничтожают конкуренцию и ведут к неправильному распределению ресурсов. Реальные прямые инвестиции минимальны. Ориентация на Пекин не поможет России, так как китайцы предпочитают диверсифицировать импорт энергоносителей и тоже опасаются американских санкций.

Ричард Коннолли, директор Eastern Advisory Group, называет российскую экономику «экономикой Калашникова». Расходы на науку и развитие составляют только 1% от бюджета – это втрое меньше, чем тратят большинство стран свободного рынка. Две трети бюджета уходят на армию и поддержание нефтегазовой отрасли, но итогом становится все большее технологическое отставание. За отказ от локдаунов Россия заплатила человеческими жизнями в виде избыточной смертности от коронавируса. Государство защищает крупные госкомпании, но это нанесло удар по домохозяйствам и малому бизнесу.


Эрозия российского человеческого капитала тоже имеет свои последствия: ухудшаются демографические показатели, снижается уровень компетентности, что отразится в будущем и на социальной стабильности.

Но если предположить, что новые санкции не особо беспокоят Путина – в крайнем случае за все расплачиваться вновь придется бесправным пенсионерам, бюджетникам и малым предпринимателям, то вероятность удара по личным богатствам может оказаться более эффективным сдерживающим фактором. Сразу 150 конгрессменов от Республиканской партии США начали продвижение законопроекта, направленного против самого центра путинской коррупции – всех членов его кабинета, членов семьи и приближенных, в числе которых упомянута даже Алина Кабаева.

Putin Accountability Act (Закон об ответственности Путина) продвигается командой республиканцев с целью заставить команду Байдена ввести санкций против Путина и России прямо сейчас, до нового вторжения в Украину, а не потом.

Группу возглавляет конгрессмен Джим Бэнкс от Индианы. Законопроект уже получил поддержку 30 конгрессменов, пишет The Washington Post.


Законопроект предлагает ввести санкции против капиталов на сотни миллиардов долларов, которые записаны на уголовных подельников Путина, а также чиновников, олигархов и лиц, замешанных в отравлении Алексея Навального. Если закон будет принят, под санкциями помимо лично Путина и всех его министров могут оказаться:

Роман Абрамович,
Денис Бортников, вице-президент Банка ВТБ,
Андрей Костин,
Михаил Фридман,
Петр Авен,
Искандер Махмудов,
Андрей Бокарёв,
Дмитрий Рыболовлев,
Михаил Гуцериев,
Рубен Варданян,
Александр Винокуров, зять главы МИД Сергея Лаврова,
Дмитрий Патрушев,
Игорь Шувалов,
Алишер Усманов,
Олег Дерипаска,
Алексей Миллер,
Игорь Сечин,
Геннадий Тимченко,
Николай Токарев,
Андрей Воробьёв,
Михаил Мурашко,
Владимир Соловьев, пропагандист,
Александр Бастрыкин,
Александр Бортников,
Константин Эрнст,
Виктор Гаврилов,
Дмитрий Иванов,
Александр Калашников, глава ФСИН,
Сергей Кириенко,
Елена Морозова, судья Химкинского суда,
Денис Попов, главный прокурор Москвы,
Маргарита Симоньян,
Виктор Золотов,
Александр Беглов,
Юрий Чайка, бывший генеральный прокурор,
Андрей Картаполов, заместитель министра обороны,
Павел Крашенинников,
Михаил Мишустин,
Елена Панфилова,
Дмитрий Песков,
Сергей Собянин,
Антон Вайно,
В законопроект республиканцев включены элементы другого законопроекта, который поддерживают сенаторы Шумер и Менендес, – об отключении России от международной системы банковских переводов SWIFT. Разница в законопроектах в том, что республиканцы хотят ввести санкции до вторжения Путина, в то время как администрация Байдена и демократы в сенате считают, что только вторжение станет триггером введения санкций.

В администрации говорят, что сейчас не время для новых санкций, потому что Путин воспользуется ими как поводом для вторжения – хотя понятно, что Путину вообще не нужен повод, а когда вторжение начнется, угроза санкций станет менее эффективной. Возможно, самим фактом продвижения законопроектов американцы пытаются заставить лиц, имеющих доступ к Путину, попытаться образумить его – пусть даже в собственных корыстных интересах.