Стас Михайлов. Трагедия и крах русской культуры.

На модерации Отложенный

Почему я так не люблю современную эстраду? Потому что не люблю бездарность и посредственность. В последние десятилетия посредственность стала нашим национальным продуктом. Раньше мы экспортировали технологии и ученых. Теперь нефть и примитив - это наше всё. Всё что было достойного - разогнали, споили, разворовали, сдали в утиль, замочили в сортире. Умный народ не выгоден власти: им сложнее управлять. Умный народ по-прежнему слушает старый добрый рок-н-ролл, ходит в театры и даже, как ни парадоксально, в библиотеки. Но такого народа - мало. Не просто мало, а вообще чуть-чуть. Остальные ходят на Стаса Михайлова и впитывают ванильные сопли, замешанные на шансоне.
В результате имеем то, что умеем: шансон и примитив. Написал и подумал: а не одно ли это и то же.

После присуждения Стасу Михайлову звания "Заслуженный артист России" самым популярным поисковым запросом в Сети стало "Кто такой Стас Михайлов?"

И вправду. Кто? Если верить глазам и ушам, то, видимо, едва ли не самый популярный певец в стране. Если верить только глазам, то невысокого роста тщедушный мужичок с лицом хорошо покушавшего, но не очень уверенного в себе человека. Если верить только ушам, то слабоголосый вокалист среднересторанного типа. Но! Дополнительный концерт в Кремле! Спешите видеть! И очереди километровые, как когда-то в мавзолей. Радио, телевидение, - все в одночасье проснулись: вот он, национальный герой, вот он - истинный голос России, вот такая у нас теперь эстрада, извольте любить то, что предложено.

Скажите мне, как в нашей, интеллигентнейшей стране, мог появиться на свет Стас Михайлов. Нет, сам процесс можете не объяснять, я примерно представляю - откуда и при помощи каких манипуляций. Но как мог появиться Артист Стас Михайлов, вот что не дает мне покоя! Как можно рифмовать ботинок с полуботинком и при этом продавать десятки тысяч билетов ежемесячно! С каких пор рифма "я шел к тебе" стала рифмой к "я шел к тебе"??? Я не понимаю, как одна и та же песня, в которой бесконечно переставляются полтора десятка слов, а мотив "цыганочки" не меняется вовсе, может собирать стадионы! Я не понимаю, как народ огромной страны, от Москвы до самых до окраин, может с упоением внимать тщедушному мужичонке, старательно морщащему лобик в тщетном подражании Григорю Лепсу, артисту с Большой Буквы! Причем, что интересно: не имея музыкального образования (слесарь унитазной фабрики хотя бы знает, что его место - на унитазной фабрике, а не на сцене Кремля!), не умея петь, не обладая потенциалом Звезды, с бездарными песнями, написанными под копирку дилетантом-графоманом, - Стас Михайлов триумфально собирает стадионы!

Вообще тенденция к примитивизации русской культуры, к сожалению, иллюзий давно уже не рождает. За каких-то два десятилетия из самой читающей страны в мире мы превратились в пожирателей сериалов, с упоением копающихся в чужих испачканных панталонах.

Из ценителей классической музыки мы стали поклонниками шансона и розовой попсы. Даже театр, наша русская сильная сторона, утратил былое величие. Два десятилетия наши уши с завидным постоянством услаждает махровый шансон. И если десять лет назад увидеть даму, упоенно внимающую трем блатным аккордам, было чем-то из ряда вон выходящим, то сегодня дама эта наверняка хранит дома диски Стаса Михайлова и с трепетом слушает их тайком от мужа. Куда катится этот мир? - хочется воскликнуть, но мы не станем этого делать, дабы не изрекать банальность.

Но ведь песни - душееееевные, - возразят миллионы. Знаете, что я вам отвечу, миллионы? Душевность не является характеристическим свойством музыкального произведения. В музыкальном произведении, коим является эстрадная песня, есть четыре составляющих: музыка, текст, аранжировка и исполнение. Когда хлеб печет душевный пекарь, не знающий пропорций, получается не хлеб, а сами знаете что. А почему же музыку мы позволяем писать душевному автору, не знающему нот? Почему тексты песен пишут душевные графоманы, с упоением выковыривающие очередное бессмысленное творение из недр своего организма с широтой души слесаря унитазной фабрики?! Почему исполняет сие произведение исполнитель, не имеющий представления ни о музыке, ни о том, как вообще нужно петь?! И, наконец, почему вы-то ходите на эту, с позволения сказать, душевность??? Кто вам сказал, что убогие полурифмы-полусозвучия достойны ваших ушей? Почему вы тратите деньги на то, чтобы слушать это убожество - в Кремле, в Олимпийском, на других площадках? Любите хорошую музыку - сходите на Шакиру, она кстати скоро приезжает. На Скорпионз, на Аэросмит, на Айрон Мэйден. Россия не обделена гастролирующими артистами из далекого забугорья. Причем ездят прекрасные коллективы, с великолепными звуком-светом-спецэффектами! Отличные музыканты, превосходные вокалисты! Но в нашей стране принято слушать другую музыку: "я шел к тебе, я шел к тебе! А ты ушла, а ты ушла!"

Эх, где вы, золотые девяностые! "Он уехал прочь на ночной электричке, с горя б закурить, да промокли все спички". Действительно - закурить бы с горя, да бросил сто лет назад. Грустно, когда вся наша замечательная страна, издревле славившаяся своими талантами, не дала музыкальному миру ровным счетом ничего. Частушки да блатной шансон. Все наши достижения. Максим и Стас Михайлов. Дополнительный концерт в Кремле. И мне уже мерещится тщедушная фигура, старательно морщащая лобик над ровным счетом ничего не выражающими глазками, смешно взмахивающая ручками под бурные овации: привет, Олимпийский! Я - Стас Михайлов!
Боже, пусть это будет только сон.