Парнас еще дыбится
На модерации
Отложенный
Наверное, многие знают книжечку "Парнас дыбом", в которой три харьковских автора писали пародии (вернее, подражания) на разных поэтов и писателей. "Обрабатывались" три темы: "У попа была собака", "Серенький козлик" и "Пошел купаться Веверлей".
Я решила продолжить традицию, взяв за образец "Наша Таня громко плачет". Вот несколько опусов на эту тему.
1.
Лился поток светловодный, белый песок омывая.
Юная дева пришла на берег мячом поиграть.
С ней веселились стыдливо ее молодые подруги,
Очи потупив слегка, ярким румянцем зардясь.
Прелестью дев молодых был пленен бог ручья шаловливый,
Дунул на мяч, и уже принял игрушку поток!
Девы застыли, смутясь, а Татьяна одна зарыдала.
Чудо! Не тонет в реке кожей обтянутый мяч!
Тут, чтоб утешить ее, юный Атис на бреге явился,
Свежей сияя красой, с печатью богов на челе.
Робкие девы стремглав убежали к родительским сеням,
Он же за платья подол красавицу вмиг удержал.
Больше не плачет она, забыты и мяч, и подруги!
Юному богу всегда деву утешить легко!
2.
В узком ущелье
Пенный играет поток,
У переправы
Нету с утра ни души.
Слива теряет
Последний свой лепесток.
Таня все плачет,
Мяч потерявши, в тиши.
4.
Из глаз прекрасных жемчуг катится в траву,
Упал в реку твой мяч, но он ведь на плаву.
Не плачь, дитя, для слез тут нет причины!
Я сам как мяч: я в жизнь упал, и вот – живу!
5.
Перекатываясь, не топят
волны мячик в реке.
Девочка плачет.
6.
Когда дитя любимую игрушку
Уронит в пробегающий поток,
Печаль охватит милую резвушку
Из глаз – еще один поток потек!
Но в дружеской стихии мяч не тонет.
Соседский пастушок его принес,
И что ж она? Дитя уже не помнит,
То, отчего лила потоки слез!
Так ты, моя любовь, к моим мольбам остыла.
Оставив слезы мне, оставив в сердце нож.
Ты, как дитя, свою любовь забыла.
Но и с рекою вольный нрав твой схож:
Как мяч, мое ты сердце приняла,
И, поиграв, обратно отдала!
9.
Ненастье на дворе. Об эту пору
В деревне скучно, все томит.
Занятья нет, нет неги взору,
Невольно бедный дух клонит
К прогулке. Что, готовы дрожки?
И по накатанной дорожке
Я еду на реку. Но там
Все пусто. Дети по кустам
От мелкого дождя укрылись.
Но тут Ванюша (вот пострел)
У Тани мячик углядел.
Пошло веселье! Позабылись
И дождь, и холод. Только вдруг
У Тани выпал мяч из рук.
Татьяна плачет не шутя,
И я, ругая непогоду,
Чтобы не плакало дитя
В студеную ступаю воду.
И мяч, предмет тоски сердечной,
Ватаге отдаю беспечной.
Ну что ж? Мой своенравный гений
Ни развлечений не нашел
Мне, ни пленительных мгновений.
И я кричу: "Пошел, пошел!"
15.
Ах зачем разбудила рано
Ты меня, не дала поспать.
Мне кудрей золотым бурьяном
По заметам дорогу стлать.
Заунывно поет тальянка,
Над рекою застыл туман.
Плачет из–за мяча Татьяна,
Ну а я бы – плакать не стал!
Мне ли плакать в тугую просинь!
Если б только хватило сил,
Меж березок и кленов в осень
Край родной бы я исходил!
Я шальной городской гуляка,
Только месяц – медный пятак –
Освещает, завыв, как собака,
Мне дорогу в ближайший кабак.
16.
Бывает
и вправду
есть плакать причина.
И слезы
бегут –
не утрешь!
Вы видели,
верно,
как плачет мужчина?
А девочка –
девочка
что ж!
Ей и причины
для плача
не надо:
Мячик
в реку
упал!
Его уже вынули,
он уже рядом,
Не сдулся
и не пропал.
Но может,
она вдруг
такое видит
Девичьим
взглядом
вещим,
Что чувствует,
как ее в жизни
обидят
Люди,
реки
и вещи.
17.
Блестящ поток.
Ручей
Играющий. Потоп,
Надежд не чающий,
Речей
Не знающий,
Стикс! Все
Разрозненности
Сводит он!
Меч или мяч?
Летейский плач,
Загробный стон!
Усталых плеч,
Укрытых в плащ,
Вздрог.
Не распрямишь!
Не возвратишь,
Что взял поток.
Голубка! Ласточка!
Сестра! Грешна? –
Невинна!
– Подруга! Таня!
Дочь! Жена!
– Марина!
18.
Там берег гранитный, и холод загробный,
Прохожий унылую слякоть честит.
Испуганным глазом, повязкой налобной
Калач фонаря, угасая, чадит.
Но детство! Но хмель! Но черемухи чад!
А воздух! Смородины лист духовит.
Расцвечен почтамт полосой кумача,
И мяч по гранитным ступеням бежит.
И есть ли бездоннее горе и чище
Истома, и искренней плач, чем у той,
Отважной и юной, что смысла не ищет,
А ищет лишь мяч под свинцовой водой?
И Млечным путем, задыхаясь в ознобе,
Раскинулся мертвый, как туча, проспект.
И пчелы, и звезды – все это подобья,
Их нет. И меня, и тебя уже нет.
20.
Девочка плачет: мячик утонул.
А он по весеннему Арбату плывет.
Синий троллейбус с улицы свернул.
Загрустивший дворник воду метет.
Музыкант на скрипке пиликает вальс.
Маленький оркестрик вторит ему.
Да куда ж мне ехать? Как оставить Вас?
Может, я сегодня главное пойму!
Девочка тихо мне песню споет,
А оркестр сыграет торжественный марш.
Улыбнется грустно странный пешеход,
Прошлогодним снегом поделится март.
На углу художник прищурил свой глаз,
Живописец пишет не кистью, судьбой.
Пишет, как видит, девочку и нас.
А мячик достали – а он голубой!
Небосвод темнеет, зажгли фонари,
Музыкант и дворник прибились к огню,
А художник скрылся еще до зари.
А что непонятно – потом объясню!
21.
Как это море сегодня шумит для меня и призывно, и внятно,
В детские годы меня невзначай, впопыхах возвращая обратно.
Девочка, сверстница, нежный воробышек мой беззаботный,
К морю зачем ты пришла, одинока и грусти полна безотчетной?
Мяч твой в руках был забытой, случайной игрушкой ненужной,
Тоненькой ниточкой к детству, мимозой, попыткой натужной
Перед самою собой оправдать это странно–внезапное бегство
От непонятной, от взрослой тоски. Ах, наивное, детское средство!
Ты уронила его в набегающий вечной своей чередою
Моря холодного шум, отдающий поныне тщетой и бедою.
И потекли, пролились, заструились обильные горькие слезы,
Не было в них ни обиды, ни горя, ни страха, ни позы.
Я же, за камнем прибрежным, покрытым и мхом, и следами былого,
Мог ли промолвить, сказать, прокричать мне еще самому непонятное слово?
Мог ли прервать тот поток изливавшегося так свободно и горестно детства?
Где это было? Когда это было? И есть ли вернуть этот миг чудотворное средство?
Вот интересно, получилось ли узнаваемо? Кто отгадает, кому "принадлежит" каждый стих?
Предлагаю присоединиться и что-нибудь написать в таком роде.
Комментарии
Первое - Гомер. Пятое - японское ( хокку?)
Имхо. Дальше надо думать.
Может любители поэзии набегут, ведь интересно. ))))
А Вы раскроете интригу, после, попозже, кто где?
Кстати, посмотрела в Википедии: хайку - это современный вариант хокку. Но я, оказывается, не соблюла размер 5-7-5...
Да я просто деревенщина неумытая!
Делать?
Ну ладно,пошутила,обуви и белья))
Честно говоря, я предполагала, что будет коллективное творчество. Например, категория "Парнас". Сама я пишу скорее про образование и науку. Да и то редко.
Может завтра...
Регулярное участие, наверное, пока не потяну...
Загружая статью,нажимаете-категория,ищите свое имя- и Вы-на месте
В могиле Кант Иммануил
Прегель, семи мостов задача,
Что Эйлер некогда решил,
Блиндаж с войны, музей янтарный
Собор в развалинах пока
Там некогда бывала я ...
Но нету визы у меня!
Живем .Совсем почти Европа.
И все же-россияне мы.
И потому такая попа))))
6 - Шекспир 9 -Пушкин 15 - Есенин 16 Маяковский 17 Цветаева 18 -? 20 -Булат Шалвович 21 - Ахмадулина
Ахмадуллину знаю мало, поэтому 21 - Юрий Левитанский. Для него характерны такие длинные строчки, с нагромождением эпитетов. Например, так:
Шла дорога к Тракаю, литовская осень была еще
______________________________в самом начале,
__________________________________и в этом начале
Нас озера Тракая своим обручали венцом,
______________________________а высокие кроны лесные венчали.
(Почему -то пропадают пробелы, я их заменила подчеркиванием)
Наиболее известное его стихотворение - Вальс у новогодней елки. на которое есть песня С.Никитина
звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Это стихотворение по своей ритмике мне показалось похожим с №18. На бумаге или мониторе все по другому.
Да и я ,признаться, кроме названного Вами, из стихов Левитанского могу вспомнить только "Кинематограф" и "Каждый выбирает для себя".
Спасибо Вам! Продолжайте пожалуйста!
1. Гекзаметры. Пусть не Гомер, т.к. по-русски, но в духе стилизаций первой половины XIX века, Пушкин, Дельвиг, Жуковский, Гнедич. Я бы так пометила.
5. Понятно, что японское трёхстишие, хокку.
6. Стилизация времён как минимум (не раньше) Серебряного века под идиллическую поэзию сентиментализма. О как! Мне трудно назвать фамилию. Анненский? Ну, не буду позориться.
9. Пародия Дмитрия Минаева на Пушкина. :)))))) Потому что начало уныло-некрасовское, а окончание, как будто спохватившись, напоминает игриво-романтический стиль а ля "Граф Нулин". Для чисто Пушкина уныловато.
15 Есенин.
16 Маяковский. Обе пародии лобовые.
17 Цветаева.
18 Мне напомнила Пастернака, его аллитерации и ритмику.
20 Лобовая окуджавская.
Остальное не угадала.