Возвысившие свой голос в поддержку армян: Евреи, открывшие миру глаза на великую армянскую трагедию

На модерации Отложенный

Вспоминая жуткую трагедию Геноцида армян в Османской империи, я хочу вспомнить и тех людей, которые возвысили свой голос в защиту уничтожаемого народа. Тех, благодаря кому мир узнал о зверствах османских властей и о героизме армян, вступивших в борьбу с государственной турецкой машиной уничтожения.
Среди этих людей были и евреи.

Вопреки устоявшимся стереотипам Геноцид начался не в 1915 году, а гораздо раньше.
Первые массовые этнические чистки османские власти осуществили еще в 1883 году на территории Эрзурумского велаята, где были убиты почти 30 тысяч армян. Это были жители деревень, на чьи земли турки заселяли мухаджиров — беженцев из получивших независимость от Турции балканских стран и черкесов, изгнанных со своих земель Россией.
Резня армян продолжалась и до Первой мировой войны.
Только в 1909 году число жертв составило 55 тысяч человек.

Одним из первых, кто написал об этом, стал еврейский журналист, человек, которого называли «первым ивритским ребенком» — Итамар Бен-Ави, сын возродившего разговорный иврит Элиэзера Бен-Иегуды.
В своей газете «Давар», выходившей в Иерусалиме, Бен-Ави сообщал об ужасах резни и страстно призывал еврейскую общину Эрец Исраэль возвысить свой голос в поддержку армян.
«Кто как не мы, евреи, пережившие погромы и массовые убийства, должны поддержать наших армянских братьев?» — писал Итамар Бен-Ави.

Но это был глас вопиющего в пустыне. Лидеры Старого Ишува, тесно связанные с турецкими властями финансовыми и политическими интересами, обходили статьи Бен-Ави молчанием. Лидеры сионистов также не реагировали на происходящее.
Более того, Итамару прямо предлагали заткнуться и больше не поднимать эту тему, дабы не злить турок.
Первая мировая война развязала османам руки для «окончательного решения армянской проблемы» (да-да, похожий термин потом использовали нацисты в отношении евреев).
По всей Османской империи прокатилась волна погромов – банды, регулярная армия и жандармерия вырезали целые селения.
24 апреля 1915 года были убиты духовные и политические лидеры армян, представители интеллигенции.
В крупных городах начали создаваться гетто и перевалочные базы. Поезда с женщинами и детьми шли в южном направлении, где людей, сформировав колонны, без еды и воды гнали в сирийские пустыни «маршами смерти».


Мужчин еще до этого под предлогом мобилизации согнали в концлагеря в пустынях и оставили там на смерть.
В это время из Стамбула (тогда Константинополя) в Эрец Исраэль возвращалась на поезде молодая женщина Сара Ааронсон.

 

Семья Ааронсон

 

Своими глазами она наблюдала за ужасами, которые творят турки – тела армян, лежащие вдоль железнодорожного полотна и распятые на крестах вдоль дорог, огромные массы голодных женщин и детей, бредущие под конвоем турецких солдат под палящим солнцем.
Приехав в Зихрон-Яаков, Сара написала письмо своему брату, знаменитому ученому Аарону Ааронсону, в котором рассказала о том, чему она была свидетельницей.
Ааронсон переправил это письмо в Великобританию, где оно попало в руки министру иностранных дел лорду Бальфуру – так мир впервые узнал о масштабах трагедии.
Под впечатлением от происходящего брат и сестра Ааронсоны создали в Палестине подпольную шпионскую сеть, получившую название «Нили». Они понимали, что после армян, греков, ассирийцев очередь дойдет и до евреев, и видели в поражении турок единственный путь спасения.
Во многом благодаря работе «Нили» британцы сумели разгромить османские войска в Палестине. Как писал генерал Алленби, деятельность «Нили» позволила сохранить жизни как минимум 30 тысячам британских солдат. Высоко оценивая эту помощь, лорд Бальфур отправил второй экземпляр своей знаменитой Декларации Аарону Ааронсону.

Однако не стоит думать, что армяне покорно шли на убой. По всей империи вспыхивали очаги вооруженного сопротивления убийцам – героическая оборона города Ван, восстания в Тебризе, Эрзуруме, действия партизанских групп в горах Кавказа и по всей территории Османской империи.
И снова, как и о трагедии, так и о героизме армян первым написал представитель еврейского народа.
Книга австрийского писателя Франца Верфеля «Сорок дней Муса-Дага» о 53-дневной обороне армян на горе Муса-Даг в 1915 году стала мировым бестселлером.
История сопротивления, потрясшая читателей всего мира, была настольной книгой Мордехая Анилевича – одного из лидеров восстания в Варшавском гетто.
Два народа.
Две истории, тесно переплетенные в тысячелетиях.
Две трагические судьбы.