НЕОРДИНАРНОСТЬ ПЕВЦА

На модерации Отложенный

 

 

3244

 

 

 

308

 

 

 

 

 

 

Насколько неординарным был Валерий Ободзинский

 

 

 

 

С чего это вдруг я после статей о рок-музыке решил коснуться эстрадного исполнителя, да ещё из прошлых времён? На самом деле, нужно понимать, что музыку некорректно делить по временам, и в этом плане есть только две категории песен: преждевременные и вечные.

«Вечная» музыка может так же характеризоваться тем, что в разные времена вновь появляется внимание к ней. Вспышки интереса к творчеству Валерия Ободзинского возникали не раз. Это было в 90-е, когда Филипп Бедросович перепел «Эти глаза напротив» (как всегда, пафосно), когда выпустили две пластинки со старыми записями Ободзинского и когда он чуть позже вернётся на сцену после длительного перерыва. Это было в 2000-е годы, когда группа «Премьер-министр» перепела «Восточную песню». Это было и недавно, когда про Ободзинского вышел сериал «Эти глаза напротив», а чуть позже сам певец попал в список популярных запросов Яндекса за 2016 год.

Многие из тех, кто жил в 1960-1970-х годах, говорят о том, что до триумфа Аллы Пугачёвой Валерий Ободзинский был самым популярным певцом в стране наравне с Муслимом Магомаевым (если не наиболее популярным). Он мог реализоваться намного шире, если бы не гнёт властей, которым не нравилась тематика песен и «несоветский» образ певца.

Можно много говорить и писать о том, почему творчество Валерия Ободзинского притягивает и по сей день. Тут дело и в его шикарном теноре (который даже используют и в лечебных целях), и в «вечных» темах (любовь, природа etc), и в том, что он не кривил душой: принципиально не исполнял «коммунистические» песни, не желал играть в бюрократические игры и так далее.

Немного начала биографии

Родился Валерий Владимирович 24 января 1942 года в Одессе. Уже с самого детства он имел необыкновенный голос и чуткий музыкальный слух, но вместо того, чтобы пойти в музыкальную школу или консерваторию (которые находились совсем рядом с его домой), молодой Валера отвлекал своим пением отдыхавших на пляже, пока его дворовые товарищи тех обворовывали. До конца жизни он так и не освоит нотной грамоты.

После школы Ободзинский сменил несколько профессий до тех пор, пока не получил место контрабасиста в Костромской филармонии. Через некоторое время он устроился массовиком на печально известный теплоход «Адмирал Нахимов». Символично, что через год после того, как затонет этот теплоход, Ободзинский уйдёт в длительный творческий перерыв.

Позже Валерий Владимирович начал работать в Томской филармонии. Примерно в это же время Ободзинский решился подойти к микрофону и запеть. На первом же своём выступлении зал встречал его овациями.

Потом Ободзинский вернётся в Костромскую филармонию, а также будет работать в Донецкой филармонии и в Оркестре легендарного джазмена Олега Лундстрема. Лундстрем однажды отметил, что Ободзинский является в нашей стране пионером жанра «соул». Такое суждение певец потом изредка поддерживал.

В 1964 году Ободзинский с успехом выступит на международном польском музыкальном фестивале «Сопот» с песней «Луна на солнечном берегу». Популярность певца набрала обороты, и уже через два года будут выпущены первые небольшие пластинки с его песнями.

Затем пойдут и другие не менее заметные работы певца: он перепоёт битловскую «Girl» и исполнит вокализ «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой». По сути, он будет первым её исполнителем, и только потом Эдуард Хиль перепоёт жизнерадостный мотив и, благодаря ему, прославиться на весь мир.

Тогда же Ободзинский знакомится с молодым композитором Давидом Тухмановым, и в данном союзе рождается «Восточная песня», в котором преобладал модный на тот момент «бит». Эта композиция стала шлягером, несмотря на то, что её с трудом пробивали на радио и на пластинке, а потом и вовсе запретили (но на время). А всё дело из-за цитаты: «В каждой строчке только точки после буквы Л». Умные люди, конечно же, подразумевали здесь Любовь, но «особо одарённые» углядели здесь намёк на Ленина, а любые намёки на вождя мирового пролетариата не приветствовались.

Через некоторое время появляется очередной шлягер – «Эти глаза напротив», написанный Тухмановым на стихи его жены Татьяны Сашко. Здесь уже играл оркестр, который дополнял и без того возвышенный голос Ободзинского. Уже тогда Ободзинского стали называть «советским Томом Джонсом».

Немного мифов и легенд

Валерий Ободзинский не так много появлялся на радио, и реже – на телевидении. Гостелерадиофонд сохранил только две записи с ним, а Свердловское телевидение в своё время снял с ним музыкальный мини-фильм. В 1970 году управлять всесоюзным телевидением и радио начал Сергей Георгиевич Лапин, с именем которого связана жёсткая цензура, а некоторые приписывали ему антисемитизм.

Из эфиров практически сразу исчезли Вадим Мулерман, Майя Кристалинская, Аида Ведищева и другие. В этом плане также не повезло и Валерию Ободзинскому, которого выдало родство с Одессой, хотя сам певец не имеет еврейские корни. Доподлинно неизвестно, были ли ещё выступления Ободзинского на Центральном телевидении. Однако молва сохранила фразу Лапина «Уберите Градского!», сказанная во время просмотра очередной будущей программы, где участвовал Ободзинский. Когда Лапину сказали, кто это на самом деле, тот продолжил гнуть линию: «Тем более уберите: нам одного Кобзона хватает!».

В том же 1970 году вышла большая пластинка с песнями Валерия Ободзинского, тираж которого составил 13-14 миллионов экземпляров. Существует легенда, произошедшая на Апрелевском заводе грампластинок во время визита министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. В какой бы цех она не зашла, в каждом из них печатали какой-либо миньон или диск-гигант Ободзинского. Фурцевой это могло очень не понравиться.

Примерно в то же время в Московском Театре Эстрады Ободзинский должен был выступить с десятью концертами подряд. Но состоялся лишь один из них, так как девять оставшихся разъярённая Фурцева отменила под предлогом «Даже Райкин столько не даёт».

Что дальше?

Ещё несколько лет песни Ободзинского звучали в кино, издавались на миньонах, а между ними была выпущена вторая большая пластинка, которая не имела успеха.

В 1974 году, спустя несколько лет после премьеры в США, на киноэкраны Советского союза вышел вестерн «Золото Маккены». Была также продублирована заглавная песня, автором которой был будущий продюсер альбома Майкла Джексона «Thriller» Куинси Джонс. Песня «Золото манит нас» в перепевке Ободзинского стала не менее популярной: дворовые мальчишки её исполняли на гитаре, а кто-то даже приходил в кинотеатр с магнитофоном ради того, чтобы записать песню. Сама песня официально не выходила, и это произошло только в 1994 году (но была сделана её новая версия).

В 1978 году вышел последний миньон с песнями Ободзинского и последний фильм, где прозвучала песня в его исполнении. В то время он всё больше испытывал гнёт властей, и из-за этого он сильно переживал. Совершенно непьющий Валерий Владимирович вдруг пристрастился к алкоголю. В какой-то момент, чтобы выйти из зависимости, он начал принимать таблетки, которые впоследствии оказались чистыми наркотиками. Из-за зависимости ему пришлось расстаться с семьёй, где росла одна дочка, и не так давно появилась вторая.

Однако у Ободзинского гастрольная деятельность была довольно активной, и в свой репертуар Валерий Владимирович включал и чужие песни (в том числе Юрий Антонова и Андрея Макаревича). Певец исколесил Советский Союз по несколько раз, но вместе с гастролями не отставала и алкогольно-наркотическая зависимость.

Так продолжалось до 1987 года, когда Ободзинский принял решение уйти со сцены: он захотел пожить жизнью простого человека. Ободзинский устроился сторожем на два склада, и на один месяц ему вполне хватало заработанных 240 рублей. Ночевал он иногда то в сарае фабрики, то у своей знакомой. Кроме того, Ободзинский начал ходить в церковь и участвовать в хоре (его божественный голос не пропадал зря).

В какой-то момент Валерия Владимировича нашла давняя поклонница певца Анна Есенина, которая всячески убеждала его в возобновлении творческой деятельности. Долго они не могли найти репертуар для нового старта, пока не наткнулись на песни Александра Вертинского. В 1992 году Ободзинский постепенно начал возобновлять певческую карьеру. На студии был записан альбом «Дни бегут» с песнями Вертинского, центральная из которых является «Аравийская песня». Выяснилось, что у Валерия Владимировича практически не изменился тенор, несмотря на затишье и зависимость от вредных привычек, и это как раз слышно на «Аравийской песне».

Ободзинского стали приглашать на телевидение, он начал записывать новые песни и временами выступать. Но надо сказать, что старт не был ярким. Во-первых, певец окончательно не избавился от алкогольной зависимости, а во-вторых, Ободзинский не хотел взаимодействовать со сформировавшимися законами шоу-бизнеса. Он не участвовал в светской жизни и отказывался от выступлений перед солидными господами. Более того, неудачными оказались попытки выпустить в эфир сначала первую, а потом вторую версию клипа на «Аравийскую песню».

26 апреля 1997 года внезапно закончился земной путь легендарного эстрадного певца. Ободзинского не стало накануне Пасхи, и для священнослужителей это является приятным знаком, ибо с ушедших из жизни под этот знаменательный день снимаются все грехи. На панихиде звучало немало речей о том, как люди дружили с певцом и «каким он парнем был». В какой-то момент без посторонней помощи с подставки упала фотография в рамке со стеклом. Она с грохотом разлетелась на мелкие кусочки, и наступила полная тишина. Видимо, Валерий Владимирович, уже с того света, не желал никакого лицемерия.

Но душа такого певца как Ободзинский больше всего способна на то, чтобы как можно дольше о нём не забывали, а его пе