Этой осенью Путин будет вынужден отменить свою пенсионную реформу

На модерации Отложенный

По мере углубления экономического кризиса Кремлю придется вернуться к пенсионной повестке

Этой осенью Путин будет вынужден отменить свою пенсионную реформу

Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова поддержала идею снизить возраст выход на пенсию проживающим на Крайнем Севере мужчинам до 55 лет, а женщинам — до 50 лет. Об этом говорится в докладе о деятельности омбудсмена за 2019 год.

Еще в июле 2019 года председатель комитета Госдумы по региональной политике, проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов и его коллега из КПРФ Алексей Корниенко внесли в Госдуму законопроект, предложив для проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при наличии необходимого стажа, установить сниженный возраст выхода на пенсию.

В докладе Москальковой говорится, что в пенсионной реформе действительно не были учтены особые условия труда и жизни таких людей, поэтому «уполномоченный поддерживает инициативу о возвращении для указанной категории граждан прежних границ пенсионного возраста».

Возможно, снижение пенсионного возраста для жителей Крайнего Севера и станет реальностью. Но как быть с остальными пенсионерами, которым придется выходить на заслуженный отдых в 60 и 65 лет соответственно? Не исключено, что экономический кризис из-за падения цен на нефть и эпидемии коронавируса заставит власть снова вернуться к этому вопросу и «изящно» выйти из ситуации с пенсионной реформой.

Именно решение о повышении пенсионного возраста стало серьезным ударом по рейтингу Путина. Как считает большинство политологов, в Кремле не ожидали, что реакция станет настолько острой и даже не против были сделать шаг назад. Но это означало бы окончательную потерю лица, да и осадок все равно бы остался. Поэтому решили стоять на своем до последнего.

Однако экономический кризис может сделать отмену пенсионной реформы не только возможной, но даже необходимой. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин 13 апреля сообщил, что падение спроса и проблемы бизнеса приведут к сокращениям, и до конца года число безработных в России может вырасти до 8 миллионов. На этом фоне дополнительные работники, которые могли бы уйти на пенсию, но вынуждены остаться на своих рабочих местах, на рынке труда совершенно не нужны (не говоря уже о том, что и раньше они не были особо востребованы).

Таким образом, правительство или президент могли бы, не признавая ошибок, отменить пенсионную реформу в качестве поддержки населения после эпидемии коронавируса. Как считает директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин, к этому вопросу Кремль вполне может вернуться осенью, когда экономический кризис наберет обороты.

— Гипотетически снижение пенсионного возраста и отмена пенсионной реформы — это один из шагов, на которые власть может пойти с целью нивелирования рисков и выстраивания комфортной для себя повестки. В предыдущих условиях власть не могла согласиться на пересмотр параметров пенсионной реформы даже не столько по соображениям цифр и бюджета, сколько по имиджевым соображениям. У Кремля есть твердый принцип — не принимать решений под давлением, а поскольку на него оказывалось серьезное давление по пересмотру реформы, он не мог пойти на это.

Сейчас же эпидемия коронавируса поменяла все предыдущую повестку. Более того, пока все это еще не очень ощущается, но к осени власть окажется перед гораздо более серьезными вызовами, уже не медицинского плана, как сейчас. Это будет затяжной социально-экономический кризис, связанный и с последствиями коронавируса, и с вынужденными каникулами, и с падением цен на нефть.

Нужно будет что-то делать, потому что ситуация для Кремля очень плохая. С учетом того, что и население сильно устало, и у власти серьезный моральный износ, во что выльется весь этот дополнительный негатив осенью, большой вопрос с социально-политической точки зрения. Власть остро нуждается в ходах, которые могли бы переломить ситуацию. А таких эффективных шагов у нее практически нет.

Поэтому тема пенсионной реформы, действительно, может быть использована властью, чтобы переломить ситуацию в свою пользу. По сути, из тяжелой артиллерии у Кремля есть только два инструмента социально-экономической повестки — пенсионная реформа и распечатка кубышки по полной, вот и все.

«СП»: — И насколько реальна отмена пенсионной реформы в таких условиях?

— Не ясно, станет ли Кремль использовать пенсионную повестку или нет. Принимать окончательное решение будет Путин, а у него в последнее время все более спонтанные шаги, повлиять на которые может все, что угодно. Так что отмена пенсионной реформы выглядит в этих условиях логичной с точки зрения здравого смысла, но как глава государства отнесется к этой идее предугадать нельзя.

Ожидается, что ухудшение экономической ситуации достигнет критических для властей уровней к осени или к началу зимы. Это будет зависеть от цен на нефть, от глубины падения экономики после всех этих каникул и кумулятивных эффектов. Вопрос, когда это начнет переходить в социально-политическую сферу и в каких формах.

Апрель-май еще как-то вытянут. Лето — это всегда период политического межвременья, когда у населения повышается уровень социального оптимизма в связи с теплой погодой и периодом отпусков. Все негативные тренды замораживаются и откладываются, зато осенью они выстреливают уже в полной мере. Причем, как правило, не в начале, а в середине-конце осени, когда запас позитива у населения заканчивается.

«СП»: — То есть отменой пенсионной реформы будут гасить протестные настроения? А не достаточно будет аргументов, что всем нужно потерпеть и сплотиться после эпидемии?

— С информационной точки зрения с помощью такой аргументации переубедить население власти не удастся. Население и так давно многим недовольно. Но до последнего времени власть спасало отсутствие точек кристаллизации протеста. Как пел Высоцкий, настоящих буйных мало.

У оппозиции нет адекватных лидеров, которые могли бы грамотно переводить социально-экономическую повестку в политическую. Кому-то это частично удается, и тогда они становятся врагами номер один, как Навальный. Но тот же Навальный себя уже исчерпал, а у Гудкова занять его место не получается, у остальных все еще хуже.

Но это временный фактор, рано или поздно кто-то найдется. Поэтому сильные ходы, которые позволили бы власти окончательно переломить повестку и «смешать все карты на шахматной доске», необходимы. А их, как я уже сказал, всего два, и помимо распечатки Фонда национального благосостояния это только отмена пенсионной реформы.

Это может позволить власти на какой-то период вплоть до нескольких месяцев вернуть контроль над информационной повесткой и если не повернуть ее в благоприятное русло, то хотя бы снять наиболее существенные риски.

Глава «Союза предпринимателей и арендаторов России» Андрей Бунич считает, что отмена пенсионной реформы возможна во время выхода нашей страны из предстоящего кризиса, но только при условии полной смены руководящей команды.

— Не похоже, чтобы наша власть ни с того, ни с сего решила что-то делать в социальном направлении. К тому же, отмена пенсионной реформы потребует признания ошибок, и пока это довольно сложно представить. Хотя если произойдут изменения в самой власти, там появятся другие люди, это возможно. Нельзя исключать, что в результате кризиса политическое поле переформатируется с заменой персонажей, другими подходами и политикой, и тогда все может измениться. От нынешней команды, которая и является идеологами пенсионной реформы, вряд ли можно ждать ее отмены.

«СП»: — И насколько вероятна смена команды?

— Проблема в том, что с нынешней экономической политикой выход из сложившегося кризиса невозможен. Во всем мире меняются правила игры и сохранение нынешней экономической парадигмы нереально. А раз так, нас ждет или катастрофа с распадом страны, или борьба за существование в этом новом мире. Под руководством нынешней команды такая борьба невозможна, значит, нужны новые люди.

И эти люди могут пойти на определенные социальные послабления, потому что с точки зрения экономики пенсионная реформа была полной бессмыслицей. Она не решала ни одну проблему, зато создавала множество других, больше напоминая вредительство. Одной рукой власть вроде бы уменьшила расходы, повышая пенсионный возраст, а другой — создала дыру для взносов, потому что у людей не оставалось стимулов эти взносы делать и плательщиков стало меньше.

Но «кудринисты» вбили себе в голову, что пенсионный вопрос можно решать только так, а не иначе. Такой бухгалтерский подход не учитывает новую реальность, научно-технический прогресс, автоматизацию рост производительности труда и так далее. Поэтому только приход к власти новых, не зашоренных людей может привести к ее пересмотру.

«СП»: — То есть пересмотр пенсионной реформы возможен в рамках пересмотра всей экономической системы?

— Когда станет очевидно, что страны выходят из кризиса, формируя новую экономическую реальность, тогда и у нас люди, которые принимают решения, смогут вернуться к вопросу пенсионного возраста. Решение социального вопроса может оказаться более важным, чем незначительная выгода от того, что чуть больше людей будет платить взносы.

Более того, отмена повышений пенсионного возраста кажется логичным первым шагом со стороны тех, кто будет формировать новый мир. Другого пути выхода из кризиса нет. Поэтому отмена пенсионной реформы может оказаться реальной в результате этого потрясения и перехода к новой экономической политике. Но только при полной смене руководящего корпуса.