ЧТОБЫ ПОНЯТЬ СОЦИАЛИЗМ, НАДО ПОЗНАТЬ КАПИТАЛИЗМ. ЧАСТЬ 1.

На модерации Отложенный

          Ссылаясь на Гегеля, Маркс где то пишет, что история повторяется дважды: один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса. Если бы он жил в настоящее время в России, то, пожалуй, сказал бы, что история повторяется трижды: третий раз в виде трагедии и фарса в одно и то же время. Трагедия России заключается в том, что перестройка и перекройка откатили Россию на целое столетие назад, а фарс власти достиг предела в виде шоу. Для понимания этого сальто-мортале приходится возвращаться к прошлому и прежде всего к работам Маркса.

               Рассматривая происхождение товара и денег, Маркс обнаруживает всеобщий закон рынка, который гласит: стоимость товара или затрата труда в производстве продукта обратно пропорциональна росту производительности труда. Если, напаример, производительность труда в производстве данного продукта увеличится в два раза, то его стоимость (затрата труда) уменьшится в два раза и поэтому в единице продукта будет в два раза меньше стоимости, т.е. затраты труда. Состав рабочей силы при этом предполагается данным. Что же касается цены товара, то в нормальных экономиках, где не существует диктата продавцов, она определяется гармоничным сочетанием затраты труда и потребностью в чужом продукте. Так что в зависимости от притягательной силы потребительной стоимости чужого продукта цена может отклоняться от стоимости: повышаться или падать.

             Чудеса "капиталистического мозга" обнаруживаются при рассмотрении рынка труда. Все считали и Маркс первоначально в том числе, что рабочий продаёт свой труд. Но последовательность действий рабочего противоречит этому. Труд рабочего начинается после продажи. Но после продажи чего? Рабочей силы! Я этот момент конкретизирую: рабочий продаёт свой прошлый труд и опыт труда накопленные в его живом организме, потому что рабочий после продажи этого своего "золота" знает что делать и как делать!

И именно это последнее является доказательством того, что он продаёт!

                   Нижний предел стоимости рабочей силы ограничен минимумом жизненных средств, верхний предел стоимости рабочей силы ограничен прибылью. Стоимость производимого товара делится надвое: на затрату труда рабочего для самого себя и дополнительную затрату его же труда для владельца прибыли. Стоимость рабочей силы и плюс прибыль дают стоимость товара в целом и эта стоимость обратно пропорциональна росту производительности труда, т.е. подчиняется тому закону, который был открыт в самом начале. Что же изменилось после того, как стоимость продукта была поделена надвое? Да только одно:различие величин стоимости рабочей силы и прибыли, которые находятся в обратном отношении друг к другу. Если прибыль растёт при той же самой производительности труда, то стоимость рабочей силы падает. И наоборот. Оба фактора растут вместе только при условии, когда производительность труда падает и падают, когда производительность труда повышается. Отсюда вывод: при росте производительности труда прибыль может повышаться лишь постепенно с одновременным постепенным падением стоимости рабочей силы. Противоречие между ростом производительности труда и падением стоимости продукта разрешается лишь путём кризиса системы в целом. Периодические кризисы становятся необходимой формой общественной жизни капиталистической системы. Чтобы смягчить кризисы и противостоять им, необходимо вмешательство государства: частному магазину должен противостоять государственный магазин, частному банку -- государственный банк. Но главное при этом заключается в следующем: государственное учреждение ни в коем случае не должно гнаться за прибылью, его главная функция -- ускорение оборота, а не прибыль. Только такая конкуренция субъектов с разной формой собственности способна противостоять кризисам.

    Во второй части я покажу  основную причину распада СССР на составные части.