От кухонной диагностики до проблем психиатрии

На модерации Отложенный

 Данное эссе было написано под воздействием ознакомления с завязавшимся в сообществе Религия и вера обсуждением статьи "Продолжаем разговор об атеистах. Ибо весело" -  http://gidepark.ru/community/43/article/250986 У почтенной публики на сей счёт было несколько иное мнение: вместо того чтобы окончательно разобраться с атеизмом, множество вопиюще некомпетентных в вопросе людей принялось упражняться в постановке диагнозов друг другу. Как оказалось, здесь тоже не всё гладко.

К религии и вере у меня интерес сугубо профессиональный, посему в нижеследующем тексте речь пойдёт о несколько иной материи - как ни странно, о психиатрии. Практикую, знаете ли, а вышеупомянутый балаган произвёл столь шокирующее впечатление, что вклиниваться в тамошнюю словесную перебранку (пожалуй, наиболее точное определение происходящего) я счёл невозможным, посему - дистанцируюсь.

Понимание того, что есть шизофрения (и есть ли она), не будет полным без краткого описания ситуации, сложившейся в современной психиатрии. Думаю, текст этот будет небезынтересен каждому из посетителей gidepark.ru, ибо каждый из вас, дорогие читатели, - потенциальный (или фактический - как вам угодно) душевнобольной, что явственно следует из последней редакции публикуемого Американской Психиатрической Ассоциацией DSM ("Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders"), в котором психических расстройств насчитывается порядка четырёх сотен.

Строго говоря, на сегодняшний день клиническая психиатрия стоит на пороге кризиса, который более всего проявляется в области систематизации заболеваний. АПА работает в этом направлении с попеременным успехом, несмотря на то, что каждый раз пытается убедить весь мир в непогрешимости своей нозологической системы, в том, что эта-то редакция - окончательная. Один серьёзный изъян до сих пор не устранён, и это принципиальное игнорирование психиатрией философии и культурологии -  психические заболевания рассматриваются вне контекста мировоззренческого содержания. Не столь давно имело место упоминание о значительных затруднениях в лечении мессианского комплекса (разновидность религиозного психоза) в Израиле. Как нетрудно догадаться, еврейская традиция непроизнесения имени Бога вносит в процесс определённую специфику, однако на помощь догматически мыслящему врачу пришли куда менее консервативные коллеги. Да, ныне риск наткнуться на абсолютно некомпетентного психиатра ниже, нежели двадцать лет назад. Однако он, в свою очередь, несоразмерно превышает опасность угодить в лапы профана от хирургии. Странно, неправда ли? Разгадка, как это часто бывает, таится под покровом истории.

Корень всех зол психиатрии кроется, как ни странно, в триумфе естествознания, имевшем место ещё в конце XIX (!) века. Медицина оперировала, в основном, "аллопластической картиной болезни", картиной из перспективы взгляда извне. Дескать, пациент не может знать, что с ним происходит, посему возникает необходимость в применении внешних фиксирующих средств (термометры, снимки etc). Однако, как оказалось, то, что идеально работает с телом, полностью непригодно в психиатрии. Психическое расстройство - это совокупность мыслей и чувств самого больного, взгляд изнутри т.е. аутопластическая картина. С течением времени ситуация несколько улучшилась, однако следует признать неприятный факт: на данный момент психиатрия в медицине играет роль догоняющего, пусть и с заметным успехом.

Ещё одной фундаментальной проблемой психиатрии является то, что в ней, в отличие от большинства прочих разделов медицины, имеет место рефокусировка на пациенте как личности.

Сюда же следует отнести наиболее курьёзный момент в практике: конвенциональное понятие "нормы" в психиатрии попросту отсутствует. Как таковое. Поясню. Попадая в психиатрический кабинет, не надейтесь на то, что содержание вашего с врачом разговора будет адекватно переложено на бумагу. Отнюдь, состояние пациента описывается исключительно в терминах патологии, а не нормы. То есть, так или иначе, вы обязательно выйдете из кабинета психиатра старой школы с каким-нибудь диагнозом. Весьма показателен в этом отношении довольно известный "парадокс СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)", который можно "выявить" практически у любого здорового ребёнка.

Симптоматическое поле СДВГ чрезвычайно обширно. Судите сами:

Невнимательность. Невнимательным людям очень тяжело сосредоточиться на одном предмете. Им становится скучно, если они выполняют какое-нибудь задание в течение даже нескольких минут. Трудно сознательно, намеренно сконцентрироваться. Им бывает сложно собраться и выполнить рутинную работу. В глаза бросается неугомонность этих детей. Они откладывают дела напоследок, не выполняют свои обязанности, не в состоянии сидеть, когда пришли гости, начинают много дел сразу и ни одного не заканчивают.

Гиперактивность. Гиперактивные люди всегда в движении. Они не могут сидеть спокойно, снуют, суетятся или беспрестанно о чем-то говорят. Дети, страдающие СДВГ, не могут сидеть спокойно в классе. Иногда они слоняются по классу или ерзают за партой, нервно качают ногой, за все хватаются, стучат карандашом по столу. При этом они могут сильно волноваться.

Импульсивность. Кажется, что эти люди неспособны подумать прежде, чем что-то сделать. В результате они отвечают на вопрос первое, что придет в голову, позволяют себе неуместные замечании или выбегают на проезжую часть, не посмотрев по сторонам.

http://www.e-apteka.ru/ugolokpat/adhd.asp

Мило, не правда ли? И СДВГ - не единичный случай, уверяю. Sapienti sat.

Что же касается шизофрении, то ответственно заявляю: на данный момент исчерпывающе описать её на языке нейрофизиологии принципиально невозможно. Более того, вследствие отсутствия чёткой формулировки, психиатры вынуждены регулярно нарушать некий негласный кодекс чистоплотности, ставя этот диагноз больным с зачастую разнящимися девиациями. Иллюстративен пример Блейлера, который первым стал употреблять термин "шизофрения" - он использовал так называемую "интуитивную диагностику", выдавая перлы, вроде "От больного повеяло шизофренией". Думаю, сведущим людям понятна цена подобного "диагноза".

В конечном итоге, содержание рассматриваемого понятия обусловлено исключительно совокупностью метода диагностики и лечения, т.е. шизофреник вы или нет, - решает конкретный врач. И всё это безотносительно хоть сколько-нибудь объективного положения дел.

Лишь учитывая вышесказанное (и никак иначе), вы имеете моральное право назвать оппонента в дискуссии шизофреником. С последующим обоснованием, саму правомерность которого, в свою очередь, придётся обстоятельно доказать.

Уверяю, с этого момента ваша страсть к "кухонной диагностике" начнёт сходить на нет. Поздравляю, вы выздоравливаете.

Впрочем, всегда найдётся что-нибудь ещё.

Спасибо за внимание.

P.S.: тем же, кто всё-таки хочет находить у противников собственной точки зрения какие-либо психические отклонения, осмелюсь дать небольшой совет - попробуйте абстрагироваться от общеизвестных клише и просто описать виртуальную фигуру оппонента такой, какой она видится непредвзятому стороннему наблюдателю. Только один нюанс - в терминологическом поле психиатрии. Эффект гарантирован.