Эволюция сознания за полвека

На модерации Отложенный

За что переживали наши родители в прошлом веке? Так как диссидентов в СССР было, надо честно признать, ничтожно мало, то, значит, за права человека и гражданские свободы у них душа шибко не болела. Если учесть, что эти понятия у нас в стране до сих пор остаются малопонятным предметом, то неудивительно, что в соцсетях к борьбе за них не призывают: если ценность предмета непонятна, то кровь в борьбе за него никак не закипает. Быть может, граждане с крепкой памятью и вспомнят, что были у нас в ХХ1 веке какие-то белоленточники, и была какая-то Болотная площадь, но ещё неизвестно, КАК они про это вспомнят: с сочувствием или с комментарием, что, мол, это ж было движение, явно проплаченное Западом.

Так что мнение наших родителей по вопросу диссидентов тем более не вызывает сомнений.

По логике, наиболее заметным является то, чего НЕТ. Если при СССР за права человека кто-то и боролся, то история не сохранила нам ни одного имени, кто боролся бы за качество жизни. Того, кто сказал бы:

«Граждане, что за фигня? Если наше государство – рабоче-крестьянское, то зачем нас селят в убогие дома с низкими потолками и полами-окнами-дверями, явно по качеству хуже тех, что мы видим на экскурсиях в барских усадьбах и дворцах?- наука у нас, что ли, слабая?

Почему так мало продают личных автомобилей и почему они, и вообще все товары, рядом с заграничными выглядят как сирые родственники? Почему в магазинах малых городов не продают говяжьи языки, индеек, уток, гусей, баранину и конину?- они что, являются вредной западной химией? Почему супы из пакетиков имеют вкус баланды (или вообще чего?), а на прилавках холодильников – только синтетический жир и синие куры? Почему у нас в стране созданы какие-то схемы, когда в министерствах работникам продают страшно дефицитные продукты, и даже в малом городе есть хитрый склад, где «свои» могут купить вкусный чай и даже импортный линолеум?»

Вместо этого граждане, если и занимались обсуждением больных вопросов, то только в разрезе того, что «у нас всё делается через ж*пу» и что «коммунизм – это сказка». Так как понятие «коммунизм» было вписано в Устав правящей партии, то отрицание коммунизма было, несомненно, критикой внутренней политики. И выражением несогласия.

Поэтому рисовать прошлое в радужных красках типа того, что граждане СССР жили абсолютно настолько счастливыми, что им даже и поругать-то было нечего, можно лишь тогда, когда сам в это веришь. Если бы в СССР был бы такой же открытый Интернет, то, безусловно, в него сливали бы вопросы, подобные тем, что я накидал выше. И так же несомненно: туда сливали бы примеры того, как советские начальники чем-то злоупотребляют и крутят схемы «ты мне – я тебе». Надо трезво понимать: простой советский человек, читая каждый день сливаемые примеры и разглядывая карикатуры, очень быстро перестал бы быть таким простым, и стал офонаревшим: его психология и восприятие окружающего мира оказались бы сломлены. Мегатонны негатива ломают психику не менее надёжно, чем наркотики (это не моя выдумка); при этом обыватели сами тянутся хлебать негатив: это уже факт, давным-давно установленный и поэтому учитываемый в механизмах манипуляции сознанием. Вам об этом расскажут даже те же специалисты сетевого маркетинга,- правда, в разрезе того, что людям, наоборот, нужно преподносить красивые картинки, а не чернуху.

Но Интернета в СССР не было, и наши родители, сохраняя свою психику, бухтели только, что, мол, жёны начальников в магазины на служебных авто ездят, и им-то, конечно, полегче: у них БЛАТ есть. Собственно, это всё, что крутилось в головах граждан СССР. Рыбалка, огород, хоккей по телеку, сообразить втихаря на троих – а о чём ещё переживать простому мужику??? За то, что страна и лично он делает только плохие товары и халтурную работу, и поэтому товары заграничные стали фетишем и мерилом успеха, социального статуса?- эка сколько умных слов сразу…

В стране ВСЯ продукция должна быть современной, и ВСЕ товары должны быть не хуже заграничных. Конечно, найдутся государства, которые могут думать и по-другому, но, уж коли в России есть ДВЕ Академии наук, то в ТАКОЙ стране как-то несолидно иметь железные дороги с потрескавшимися деревянными шпалами, деревянными вагонами и цистернами, вечно облитыми мазутом или чем там ещё. Вопрос только в том, как перейти из одного состояния, когда масса населения бесплатно использует государственное имущество как своё и не умеет делать современные товары, в другое, когда такие товары всё-таки делаются, и даже «Жигули» в немецкие страны начали продавать, а железные дороги стали другие, и созданы двухэтажные пассажирские вагоны.

Фраза «население бесплатно использует государственное имущество как своё» требует уточнения. На моей памяти набрались примеры вот такого плана: массовая перевозка стройматериалов, сена и навоза для личного использования на рабочих машинах, поездки в свой огород на рабочей машине, получение со склада ТМЦ по сговору с кладовщиком, слив топлива из рабочих машин: для своего авто или на обмен. Так как СТО в малых городах не было, то люди, не шибко заморачиваясь, загоняли свои легковушки на ремонт в мехмастерские предприятий, если сосед по гаражу помочь не смог. Ну, и при этом всякая мелочь типа того, как воровство моркови, капусты, картофеля, свеклы с колхозных полей. Раз мимо едешь – почему и не взять бы хотя бы сумку гороховых стручков?- вкусный он, свежий горох-то, и стручки обсасывать можно: по вкусу болгарский перец напоминают, про существование которого мы тогда и не подозревали. (А в Уголовном кодексе товарища Сталина за воровство чего угодно свыше 1 кг. полагалась уголовная ответственность,- до 10 лет. Т.е., лепили сразу десятку – и с концами. К слову.)

Мой список, конечно, можно дополнить и своими примерами типа того, когда склад ресторана моего городишки использовался для хранения товаров для продажи налево, т.е.

для личного обогащения, но, думаю, в целом всё должно быть и так понятно: у нас сложилась гибкая философия, не делающая разницы между «своим» и «государственным». Экономика, мол, у нас вот такая народная, и поэтому взять что-то государственное - греха никакого нет. Государство ведь у нас народное, и твоя доля – везде…

Возможно, где-то он и был – вариант мягкого и безболезненного перехода из одного состояния в другое. Возможно, дело в том, что наше население – всё же не китайское, и вариант перехода по-китайски с его понятиями «Перестройка», «новое мышление», «гласность» для нашей страны не годился изначально. То ли это могла быть программа «500 дней» Явлинского, то ли ещё что. Но по факту нам достался вариант очень жёсткий.

Настолько жёсткий, что наше мышление резко сместилось в другую плоскость: вместо рассуждений про коммунизм появились разговоры, что, мол, Россия к 2050 году, через 50 лет, вообще перестанет существовать как государство. И это, мол, совершенно точно, и поэтому совершенно непонятно, что будет завтра. При таком переходе совершенно не удивительно, что появились какие-то рэкетиры и, наоборот, «крышеватели» из силовых структур: если раньше можно было брать у народного хозяйства, то почему бы сейчас не брать у частного бизнеса??? А, раз непонятно, что будет завтра, то, значит, нужно и брать/гулять побольше – нужно жить здесь и сейчас, сию минуту. Совершенно неудивительно, что топливо рабочих машин стали сливать не только для себя, но и на продажу, и сложилась система откупа от гаишников на дорогах. Как говорится: новые времена – новые возможности.

Разумеется, сам факт того, что появились какие-то олигархи, создавшие охранные структуры, которые мешают брать «с работы» то, что раньше бралось легко и беззаботно, не мог не вызвать ненависти в массах: «Наши родители создавали промышленность, которую раздали хрен знает кому!» Действительно, парадокс: олигархи имеют возможность получать от экономики огромные доходы, тогда как раньше мужик, «сделавший» за бутылку грузовик кирпичей или досок для строительства своей огородной будки, считался «умеющим жить».

Разумеется, наше население в душе желает, чтобы экономика и дальше оставалась такой же «общенародной», чтобы из неё можно было брать так, как раньше, и не обогащались непонятные олигархи. Но сейчас госчиновники стали такие ушлые, то смогут запросто использовать производство для личного кармана, при этом не переживая за него так, как олигархи, ибо – не своё, и, значит, сегодня статус «государственное» для предприятия ещё ничего «народного» не означает, кроме риска разграбления директором-чиновником. Вот поэтому любые примеры о том, что, мол, в других странах экономика (или добыча ресурсов) на 50, 60, 70, 100% государственная, совершенно бессмысленны, пока «индекс восприятия коррупции» у нас «не такой», как в этих странах, взятых для образца.

Как-то незаметно прошли годы, когда жила массовая уверенность, что Россия к 2050 году исчезнет. Как-то незаметно пришло время, когда Россия начала создавать современные товары, которые можно продавать за границу, привлекая в производство менее 30% работоспособного населения, как в среднем по Европе. Когда в подъездах появились домофоны, городские котельные стали блочно-модульные, автоматические, а строительство не принимают, если окружающая территория – не благоустроена. Когда ремонты и благоустройство принимают только в современном стиле, а не с деревянными детскими горками, и магазины наполнились всеми возможными товарами – в любом количестве и бесконечном ассортименте.

Никуда не делось только убеждение, жившее ещё в царские времена, что твое рабочее место – это источник твоего кормления. Но, так как появилась определённая свобода в выражении своего мнения и Интернет, где можно копить и изливать негатив, то у «простого народа» сложилась стойкая ненависть к руководителям, использующим своё положение в преступных целях. Но, так как нет аудитории, которая бы высказывала недовольство ещё и «простому народу», что он тоже не желает отказываться от теории «бери всё, что плохо лежит», поставляя в ряды чиновников и высших руководителей своих детей с такой же философией (у кого сейчас из «верхов» биография уходит корнями в элиту царской эпохи, а не в «простой народ»?), то получается однобокость какая-то… Когда «низы» не хотят изменяться, но желают, чтобы для них подобрали идеальные «верхи». И сделает это кто-то очень-очень бескорыстно переживающий за Родину и думающий только про благо «простого народа»,- наперёд даже блага государства.

Не удивляет, что люди, для которых гражданские права и свободы,- пустой звук, видят только примитивные решения от тоталитарных режимов с их массовыми арестами и расстрелами, и бесятся, когда видят, что страна их применять не собирается. И я тоже не вижу смысла объяснять, почему ТАКИЕ методы НЕЛЬЗЯ применять в стране, где люди с царских времён жалуются, что им никак не везёт с начальниками: вечно попадаются идиоты какие-то или дуболомы.

Уверен: подсознательно все прекрасно понимают, что чуда не произойдёт, если всё население дружно не возьмётся за перелом своего сознания, ВСЕХ своих стереотипов. И подсознательно признают невозможность такого перелома. А от этого понимания ломается сама психика, и приходит ТУПАЯ ненависть как наиболее простая форма существования, которую никак невозможно использовать во благо страны – только для её разрушения,- как в Сирии, например.