Еврейская община Норвегии
Еврейская община возникла в Норвегии в середине XIX века – до 1851 года евреям был запрещен въезд в эту страну. Сразу же после отмены запрета в Норвегию перебрались несколько еврейских семей из России и Польши. Каким образом до них дошла весть о возможности эмиграции в эту скандинавскую страну, можно только догадываться. Новым переселенцам были предоставлены все гражданские права – «черты оседлости» и «процентной нормы» в Норвегии не существовало.
Но их примеру последовали немногие. К началу ХХ века в Норвегии насчитывалось чуть более шестисот евреев. В основном, это были выходцы из Восточной Европы. В 30-е годы в Норвегию потянулись еврейские беженцы из Германии и из Австрии. Но и их было не так уж много. К началу Второй мировой войны в Норвегии насчитывалось около двух тысяч евреев. Они жили, в основном, в столице страны, Осло, и в Тронхейме, небольшом портовом городе, где в 1925 году открылась самая северная синагога в мире. Малочисленная еврейская община не оказывала заметного влияния на политическую жизнь Норвегии и ее экономику. Никаких конфликтов на межнациональной почве в стране не отмечалось.
Правда, после Первой мировой войны и победы большевистской революции в России в некоторые консервативные политики и деятели культуры Норвегии стали поговаривать о мировом еврейском заговоре. Коммунистическая угроза в этих разговорах идентифицировалась с еврейской. Немало способствовал распространению антисемитских мифов знаменитый норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии Кнут Гамсун.
В 30-е годы, после прихода к власти Гитлера в Германии, в Норвегии активизировались местные нацисты. Их лидер Видкун Квислинг основал партию «Национальное собрание», которая сразу же стала выступать с резкими антисемитскими заявлениями. В это же время в Норвегии поднялась общественная кампания против ритуального забоя скота, поскольку он носит якобы негуманный характер. В результате стортинг (парламент) принял закон о запрете деятельности резников. Религиозные евреи были вынуждены закупать кошерное мясо в Швеции. Но на этом в 30-е годы все и закончилось.
В ночь с 8 на 9 апреля 1940 года немецкая армия вторглась в Норвегию. Правительство во главе с королём Хоконом VII приняло решение оказать сопротивление немцам. Норвежская армия вступила в бой с наступающими частями вермахта. Но, несмотря на помощь Великобритании и Франции, долго норвежцы не продержались. К 16 июня вся территория страны была оккупирована. Король Хокон VII и его министры успели покинуть Норвегию и добраться до Лондона. С июня 1940 года и до конца войны в Великобритании действовало правительство Норвегии в изгнании.
С приходом немцев жизнь норвежских евреев, конечно, изменилась, но не так, как это было, например, в Прибалтике или на Украине. Никаких обращений к «жидам города Осло», никаких арестов и массовых расстрелов сразу не последовало.
Немцы старались не осложнять отношения с местным населением. При этом очень многие граждане Норвегии, судебные органы, профсоюзы и церковь отказывались сотрудничать с оккупантами. В конце 1941 года был образован координационный комитет «Сиворг», который координировал деятельность сопротивления в различных городах Норвегии. Комитет издавал директивы о проведении акций протеста по всей стране.
Но петлю на шее еврейской общины оккупационные власти постепенно затягивали. В октябре 1940 года евреям было запрещено заниматься свободными профессиями. В мае 1941 года у членов общины были изъяты радиоприемники, в июле они были уволены с государственной службы, еврейские адвокаты лишились лицензий. Был принят закон о запрете смешанных браков. С начала 1942 года в удостоверениях личности евреев полиция начала ставить специальную отметку.
1 февраля 1942 года премьер-министром Норвегии был назначен лидер местных фашистов Видкун Квислинг. Спустя месяц был восстановлен принятый в 1814 и отмененный в 1851 году закон о запрете на въезд в страну евреев. Таким образом, все находившиеся в Норвегии евреи был объявлены вне закона.
В начале октября 1942 года бойцы Сопротивления в Тронхейме совершили несколько диверсий против оккупантов. Немцы объявили в городе чрезвычайное положение. Все мужчины-евреи, начиная с пятнадцатилетних подростков, были арестованы и отправлены в Осло. Женщин и детей переселили в специально отведенные для них дома. 25 октября то же самое произошло в Осло – мужчины-евреи были арестованы, а женщины и дети интернированы.
Многие норвежцы открыто протестовали против арестов и депортаций. 11 ноября 1942 года епископы норвежской церкви отправили Квислингу официальное письмо с протестом против преследований евреев. Но судьба общины была уже предрешена.
Утром 26 ноября началась операция по депортации евреев из Норвегии. В ней приняли участие около трехсот полицейских. Арестованные мужчины были доставлены в порт Осло, туда же доставили женщин и детей. Их погрузили на борт парохода «Донау» и отправили в Польшу. 25 февраля 1943 года таким же образом были депортированы еще 178 человек. Всего в Освенциме оказались 763 норвежских еврея. Дожить до конца войны удалось лишь 26-ти из них.
Но все же большинству норвежских евреев удалось избежать ареста и впоследствии бежать в соседнюю Швецию. Многие норвежские полицейские сообщили о готовящейся акции своим знакомым. Так эта информация оперативно была доведена до сведения евреев. Кроме того, движению Сопротивления удалось организовать сеть временных укрытий для евреев. Потом находившиеся там люди были переправлены в Швецию. Таким образом было спасено 930 евреев. В 1979 году всем членам норвежского Сопротивления присвоено звание Праведников народов мира.
Комментарии
В 2000 г. еврейское население Норвегии составляло 1200 человек, которые в подавляющем большинстве (включая детей) состоят в еврейских общинах Осло (около тысячи человек) и Тронхейма (125 человек).
Около 400 человек, в большинстве израильтяне, проживают в Норвегии, не состоя в еврейских общинах.