Реновация в Петербурге: «Они готовы полгорода снести»

На модерации Отложенный

 В Петербурге продолжаются споры вокруг буксующей реновации. Власти настаивают на ее необходимости, а градозащитники и жители «хрущевок» упорно сопротивляются. Уже осенью может быть принят новый федеральный закон, который стандартизирует процедуру переселения граждан в новое жилье и исключит большинство прежних способов сохранения своей квартиры. При этом в текущем году в Петербурге именно «хрущевки» стали самым желанным жильем – спрос на квартиры в них превышает спрос на жилье в домах других серий. Так действительно ли необходимо снести эти здания? «Активатика» попыталась разобраться в этом вопросе вместе с директором Учебно-консалтингового центра по управлению проектами Петербургского архитектурно-строительного университета Валерием Фроловым.

 

3052f5120410fbd5dc761c2dc1eff2d8.jpg

Первая ленинградская "хрущевка" серии 1-507. Ул. Пинегина, 19

Широко распространено мнение, что «хрущевки» строились на скорую руку из ненадежных материалов и были рассчитаны примерно на 25 лет службы. Однако это упрощенный подход к вопросу. Во-первых, существует множество различных серий домов, которые попадают под определение «хрущевка» - у всех из них разный срок предполагаемой эксплуатации. Во-вторых, для ускорения процесса их возводили из материалов, изготовленных на местных домостроительных комбинатах, и качество панелей сильно разнилось от региона к региону.

В Петербурге основой фонда «хрущевок» стала серия 1-507 и ее модификации. Такие дома встречаются практически во всех районах города и являются удачным примером развития идеи маломерного жилья. В них тепло и неплохая шумоизоляция.

«Говорить, что нужно немедленно сносить все дома, например, 507 серии не совсем правильно, - объясняет доцент СПбГАСУ Валерий Фролов, - если там все было сделано нормально, то эта бетонная конструкция может стоять долго, десятки лет. А контроль тогда – в советское время – был достаточно жесткий в Ленинграде, я сам в те годы работал на стройке и могу это подтвердить. А, например, в южных регионах, где побережье Черного моря, Кавказ, там мухлеж такой был, цемента не докладывали в раствор порой, воровали. Получалась на вид прочная конструкция, но недолговечная. В итоге такие дома рассыпались: малейший толчок землетрясения, и весь город сложился».

Тем не менее, петербургские «хрущевки» тоже сильно разнятся и по качеству производства, и по условиям эксплуатации, и по степени износа, поэтому полагаться только на мнение жильцов в оценке их состояния неправильно. «Жильцам может казаться, что с домом все в порядке, но для объективной непредвзятой оценки необходима полноценная экспертиза, - говорит Фролов, - если остаточная прочность конструкции вышла за нормативные пределы, то, безусловно, дом надо сносить – без вариантов.

Потому что конструкция с такой степенью усталости физической уже не подлежит эксплуатации».

По словам эксперта, главные элементы, которые необходимо проверять, это фундамент (у него должен быть хороший дренаж), кровля (не должно быть протечек), стыки между плитами несущих стен и инженерные коммуникации, которые можно заменить, если по остальным вопросам все в порядке. Самый трудоемкий процесс – проверка стыков.

«Для оценки, - объясняет Валерий Фролов, - стык, как правило наружный, вскрывают и смотрят на состояние закладных деталей, то есть соединительной арматуры. Если там все нормально заполнено, состояние крепкое, то нет вопросов. А если там уже труха какая-то, тогда без вариантов, рано или поздно эти панели будут просто выпадать. Дети пошалят и вывалятся панели из дома».

Таким образом, для того чтобы реально оценить состояние сотен петербургских «хрущевок» и сделать объективный прогноз по ним на ближайшие годы, требуется очень много времени, средств и политическая воля. По мнению эксперта, это время у города есть, а вот воли – не хватает.

«Мы в нашем вузе, - говорит эксперт, - периодически делаем обследования строений по заказу владельцев или властей, и часто так получается, что конструкции уже отработали свой срок службы, но по физическому состоянию могут спокойно простоять еще лет десять-двадцать. Что касается «хрущевок», то есть лобби строительных олигархов, они давят и на правительство, и на народ, им нужны участки для застройки, поэтому они готовы полгорода снести даже хороших домов, и построить свои новые».

0b01f0eb51cd759e8219ca26b2490763.jpg

Новые дома, построенные по программе реновации в петербургском микрорайоне Ульянка

Пока реновация буксует, а независимые эксперты говорят о прочности «хрущевок», горожане голосуют за квартиры в этих домах своим рублем. По данным риэлторов, на рынке вторичного жилья по уровню спроса лидируют именно «хрущевки» - жилье в этих домах покупают охотнее, чем в зданиях других серий.

«Видите в чем дело, - говорит Валерий Фролов, - «хрущевки» строили уже пятьдесят лет назад, вокруг них выросли деревья, парки. Там готова вся инфраструктура: школы, сады и так далее. Конечно, люди не хотят оттуда переселяться в какие-то новостройки, особенно пожилые люди. Мы в университете сейчас изучали скандинавский и южно-азиатский опыт, и увидели, что все они переходят на малоэтажное жилое строительство. Они пришли к выводу, что человеку комфортно жить в малоэтажных обустроенных домах близко к природе. Это экологично, это безопасно. А на тридцатом этаже даже на балкон выйти – морально тяжело».