Авторитарная власть как способ уничтожить авторитаризм. Наша стратегия и тактика
На модерации
Отложенный
В последние годы в кругах как русских националистов, так и других политических течений, заговорили о том, какая власть должна установиться в России после того, как перестанет существовать политический режим, отстроенный в РФ товарищем Путиным и его верными подельниками. Само по себе это хорошее явление – значит, затеплилась надежда. Надежда на будущее, на жизнь, на развитие страны.
Важно отметить, что люди, даже вполне противоположных политических взглядов, сходятся на одном: нам потребуется неизбежный переходный период, в течение которого и сама модель, и тип поведения верховной власти в России будет не таким, какими они должны быть в принципе в уважающей себя стране.
Конечно, сам образ страны будущего у разных сил очень отличается. Но все согласны в том, что в РФ сейчас царит такой уровень внутренней разрухи, такое отсутствие самостоятельности на разных уровнях жизни общества, такое безразличие правящего слоя к судьбам страны – что любой новый политический строй столкнётся с проблемами, решить которые можно будет только в мобилизационном режиме.
Система управления РФ не может работать в режиме ответственности
Как известно, путинская бюрократия, управленцы высшего звена, правоохранители и так далее набираются не по профессиональным признакам. Принцип отбора один – принадлежность к одному из кланов, допущенных к разграблению страны, и сугубая политическая лояльность к правящей группировке. Если эти два условия соблюдены, то чиновник, в зависимости от своего места в иерархии, точно знает, сколько он может брать взяток, какой иметь теневой бизнес и с чего получать откаты. Система кормлений 21 века. Конечно, иногда они зарываются, берут лишку – и тогда их увольняют и сажают. Но большинство – вписывается в процесс.
РФ - это мафиозно - клановое государство, в котором подчинение идёт не только по формальной служебной вертикали, но и по принадлежности к экономическому или криминальному клану. Кланы тоже имеют доли и квоты, тоже соперничают. Поднимаются и падают.
Политическая самостоятельность аппаратчиков в РФ, как и управленческие решения, в пределах их уровня компетенции, исключаются. Всё заорганизовано, прикрыто инструкциями, горами бумаг, формальной отчётностью. Чиновники могут пополнять свой карман (в пределах негласной инструкции), но не могут вмешиваться в работу государственной машины ни на каком уровне. За самостоятельность наказывают. За последние 20 лет система создала аппарат, который ни при каких условиях не будет брать на себя ответственность ни за что.
Если приказа, инструкции нет, – бюрократы, и гражданские, и погонные, будут сидеть и ничего не делать. Профессионализм управленцев в РФ ниже, чем в СССР, и несравненно ниже, чем он был в Российской Империи. Но кроме того у нашего «правящего класса», «элитки» - психология потребителей. Они привыкли исполнять команды – и получать удовольствие от своих доходов. В результате коллапс власти в Москве вызовет автоматический её коллапс по всей стране.
Понимая это, мы и говорим о переходном периоде. Власть надо будет не только взять, подхватить или удержать. Надо будет заставить аппарат управления работать. Это касается не только гражданских ведомств, но и силовых структур – в первую очередь. Скорее всего, много чиновников на среднем и низшем уровнях останутся на своих местах – заменить будет некем. Кто-то на время, кто то, если потянет новый стиль работы и примет новый дух – надолго. Не думаю, что сохранятся многие из верхнего уровня – они сразу побегут на Запад. В те самые «гейропы и америки», которые сегодня они по должности ругают.
У новой власти, не сомневаюсь в этом, будет дефицит кадров. Не сомневаюсь и в том, что к нам будут стремиться примазаться новые и старые жулики. В периоды смут вся пена – наверху. Именно поэтому многие вещи придётся делать авторитарно. Не убеждать – а приказывать, если надо – наказывать. Как долго – зависит от ситуации.
То, что люди в России пассивные, знаю по своему опыту. Когда я был областным депутатом во Владимирской области, с 2001 по 2009 годы, местные власти делали всё возможное, чтобы палки в колёсах РОНС ощущались непрерывно. Приведу один пример.
В уставе нашего Законодательного собрания (ЗС) было написано, что ЗС оплачивает областному депутату муниципальное помещение для работы с избирателями, создания приёмной и так далее. За 8 лет я не смог добиться приёмной – ни обращениями в прокуратуру, ни судами. Мне говорили – «денег в бюджете нет». И намекали – наладьте отношения с губернатором – всё у вас будет. Но «наладить отношения» - значит, ничего не делать, стать белым, пушистым и послушным.
Все 8 лет, то сам, то через помощников, я вёл приёмы избирателей в актовом зале городской администрации города Покрова – и в администрациях городков и посёлков, почти на коленке.
Без компьютера (ноутбуки тогда ещё только появлялись). Дома мы обрабатывали безконечные просьбы, крики о помощи со всей области, делая звонки и запросы. Люди приезжали на приём даже с Ивановской и Московской областей, из округов других владимирских областных депутатов. Говорят, КПД нашей работы был достаточно высок, слава о ней далеко шла, хотя зарплаты как депутат я никогда не получал, а единственную ставку помощника (в размере порядка 2500 рублей), областное ЗС мне обнулило через очень короткое время. Когда-нибудь опишу, как бюрократически элегантно и подло они это сделали.
Встречаясь с трудовыми коллективами в своём округе, я всем прозрачно описывал ситуацию, физическую ограниченность своих возможностей и предлагал: выделите мне помощника от своего коллектива. Я дам ему полномочия, как Ваш депутат. Вы будете сами формулировать свои просьбы, прорабатывать в коллективе тексты запросов, то есть будете делать всю предварительную работу как люди, знающие существо дела. А я, как депутат, стану проталкивать в госинстанциях ваши справедливые требования.
Все очень радовались и горячо поддерживали эту идею. Но никто, ни один коллектив так и не решился за все 8 лет так сделать. Пассивность срабатывала, и страх перед вышестоящими начальниками. И бились мы почти исключительно своими РОНСовскими силами (несколько добровольцев, в основном пенсионеров, всё же было) – почти как энтузиасты. Но тратили при этом немалые свои силы и средства. На нас смотрели с надеждой, на словах очень многие поддерживали – но не очень, совсем не очень помогали.
Отмечу к слову, что местные власти, как правило, содействовать нам особо не содействовали – но в основном и не мешали. Предоставляли вспомогательные помещения, давали информацию. Иногда важную, конфиденциальную. Втихую устраивали встречи в своём кругу. Ведь по сути РОНС, как организация, и я, как депутат, делали часть их работы, решал вопросы их населения, снижал социальную напряжённость. И личные отношения с главами таких городов как Покров, Петушки, многих сельских администраций были вполне ровными. То есть власть на местах ближе к людям – и она более разумна, практична. Потом у нас появилась небольшая сеть своих депутатов – по всей области. На уровне районов и губернского центра понимания почти не было – там они привыкли только приказывать. А мы с них требовали исполнять законы, тыкали мордой в грязь.
Возвращаюсь к теме. Нельзя ожидать, что после 70 лет советской власти, а потом после почти 30 лет перестройки, развала, ельцинизма и путинщины, мы получим много добровольцев и активистов строительства национальной России. Дельные люди станут осторожничать, выжидать, искать подвохи. Большинство населения будет тащить, что можно, и наблюдать нас со стороны, как в цирке. Поэтому мы будем должны, как сможем, запускать механизмы развития экономики, создавать заново систему управления и так далее – малыми, своими силами.
Но главное, что мы должны сделать, а в условиях авторитаризма это сделать очевидно легче – надо любой ценой запустить процесс собственного народного творчества. Любой ценой, пусть с издержками, но развить местное самоуправление, передать не только часть власти и денег, но и соответствующую долю ответственности, на места.
Кадры, действительно, решают всё. Когда в обществе процветает модель коррупции и преклонения перед начальством, - страна обречена. Создание социальных лифтов, продвижение наверх талантливых людей – одна из важнейших наших задач. Надо выполнять её целенаправленно, выделяя на это государственные средства, проводя управленческие эксперименты, привлекая все силы информационного поля.
Вот то важное, что мне хотелось бы сказать, говоря об авторитаризме. Даже если он – неизбежное политическое зло, в будущем в России авторитарными могут оставаться только отдельные, специфические сферы управления. А вся народная жизнь должна основываться на земском принципе, принципе самоуправления. Только нации, состоящие из множества сильных и активных личностей, имеет будущее. Сообщества рабов, начальстволюбов и воришек и трусов обречены – и они будут сметены с лица земли.
Всё это, конечно, больше стратегия. Уходя, режтм Путина погрузит нашу страну, как минимум, в хаос. А может быть случится и кое-что похуже. Когда это будет по времени, мы точно не знаем - но тактика действий проста: надо собирать своих, искать союзников и уже сейчас планировать схватку с открытыми врагами. До того, как начать строить, надо получить возможность и время это делать. Большая часть общества, как всегда,останется равнодушной и добровольно не пойдёт ни на чью сторону. Будущее будет решаться теми, за кем есть сила или воля. Или то и другое. Вспомним ли мы в этой схватке про то, что всё уже было?
Комментарии