Как осажденные советские солдаты в Афганистане три года удерживали кишлак Руха против 13000 моджахедов
На модерации
Отложенный
Советский разведчик Аркадий Корнев с гранатой Ф-1
Сразу после введения Советских войск в Афганистан командование 40-й армии столкнулось с крупной проблемой - трасса Кабул-Хайратон проходила в непосредственной близости от Панджшерского ущелья, которое в свою очередь контролировал Ахмад Шах Масуд по прозвищу "Панджшерский лев". "Лев" был не очень дружественен к советским войскам и колонны шедшие по трассе постоянно подвергались нападением.
Чтобы разобраться с Масудом командование армии провело три крупные операции в 1980-м, 1982-м и в 1984-х годах и ряд мелких. Но ни одна из них не привела к полному разгрому отрядов Масуда. Даже после серьезного поражения в 1980-м Ахмад Шах сумел полностью восстановить численность свои подразделений и даже выдавить из ущелья оставленный там для контроля пехотный полк Афганской армии.
Со "львом" пытались договориться. В какие-то периоды даже было заключено перемирие: Ахмад Шах не трогает советские колонны, а Советская Армия помогает ему в борьбе с Исламской партией Афганистана. Впрочем перемирие нарушалось то одной, то другой стороной.
Вторая операция в Панджшере
Чтобы сковать действия моджахедов в Панджшере командование 40-й армии оставило в двух кишлаках Руха и Анава небольшие гарнизоны для блокирования сквозного прохода врага через ущелье. Заключив второе перемирие с Масудом в 1982 году советские бойцы находившиеся там уже 9 месяцев покинули кишлак Руха. Правда вскоре им пришлось вновь туда вернуться.
За время перемирия Ахмад Шах сумел наладить в ущелье сеть фортификационных укреплений, собрать крупную "маленькую армию", подготовить множество складов с боеприпасами и даже свою агентурную сеть в прилегающих населенных пунктах.
В скалах были оборудованы позиции для огневых средств и групп мятежников, создана многоярусная оборона с искусно организованной системой огня. Расщелины скал, пещеры, трещины гор, высоты были приспособлены для зенитных горных установок и крупнокалиберных пулеметов. Против Масуда неоднократно проводили боевые операции, после которых «панджшерский лев» зализывал раны и вновь собирал наемников. (Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Ветеран". "В логове "панджшерского льва")
Моджахеды с автоматом АК
Нападения на советские колонны вновь участились. Командование Советской армии вынуждено было снова провести крупную операцию по уничтожению группировки Масуда в ущелье.
Правда операция не увенчалась успехом:
…Лишь значительно позже выяснилось, что операция окончилась своеобразным провалом. Несмотря на принятые меры по сохранению в тайне намерений советского командования, произошла утечка информации со всеми вытекающими из этого последствиями. Имея разветвлённую сеть агентуры в Кабуле, Масуд заблаговременно до начала боевых действий получил исчерпывающие данные о всех планах правительственных и советских войск… ("Памяти Ахмад Шаха Масуда". Александр Ляховский, Вячеслав Некрасов)
Моджахеды минировали дороги, устраивали засады. В результате их действий колоссальные потери в одном бою понес 1-й батальон 682-го мотострелкового полка. Он потерял почти половину личного состава. Правда и душманы понесли значительные потери, а значительная часть их "военной инфраструктуры" была разрушена. Ущелье на время стало безопасным. Но, учитывая предыдущий опыт, командование понимало, что безопасность в данном случае вещь очень временная.
Чтобы в дальнейшем сковать действия противника в ущелье было решено оставить в кишлаке Руха 682-й мотострелковый полк. С самого начала полк стал для Масуда, как "бельмо на глазу". Советские бойцы мешали группам Масуда свободно перемещаться по ущелью и частично закрывали выход из Панджшерского ущелья на Чарикарскую равнину. Масуд поставил задачу во что бы то ни стало выбить полк из кишлака.
Советская колонна в Панджшерском ущелье
Изначально полку численностью в 2200 человек противостояла банда Масуда численностью в 3500 бойцов. Но количество моджахедов постоянно росло. К 1989 году число моджахедов увеличилось уже до 13000 человек.
При этом занявший кишлак полк находился на крайне невыгодных позициях в хорошо простреливаемом со всех сторон каменном мешке:
Размещаться в домах было нельзя – достаточно было одной пулеметной очереди, чтобы «прошить» насквозь глиняные избушки и уложить в ней всех находившихся. Руха расположен на небольшом плато, окружённом горами. Фактически, полк жил в каменном мешке, и условия существования были суровые. Передвигаться, не рискуя жизнью, можно было только в окопах, разветвлённая сеть которых охватывала весь кишлак. Издали виднелся лишь покинутый кишлак, и никакого движения. ("В логове «панджшерского льва»". Книга памяти. Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Ветеран")
Все "инфраструктурные объекты" полка - казармы, столовые, склады, санчасть и другие были буквально "вкопаны в землю" и представляли из себя скорее землянки, а не здания. При этом душманы регулярно совершали нападения и обстреливали позиции, которые удерживали советские воины:
Ежедневно с шести часов вечера по московскому времени, когда спадала жара, моджахеды напоминали о том, кто в доме хозяин. Поэтому жизнь в окопах для советских парней стала привычной. Несмотря на то что полк находился у врага как на ладони, завладеть кишлаком моджахеды никак не могли (там же)
Кишлак Руха
Впрочем, советские бойцы тоже не сидели сложа руки. Более половины личного состава полка было рассредоточено за пределами кишлака на боевых заставах. Они были раскиданы на удаление в 3-5 километров от штаба полка.
На каждом посту располагались укрытые за скалами танки. Столкновения с врагом на этих "выносных заставах" происходили буквально каждый день. Ну а у каждого танка периодически буквально "дежурил" очередной моджахед с РПГ, ожидающий, когда машина покинет свое укрытие. Лишь в темноте бронетехника выезжала с позиций и собиралась в одном месте. Так ее было проще охранять.
Также каждый день моджахеды атаковали периметр военного городка расположенного и в самой Рухе. Душманы использовали не только стрелковое оружие, но и реактивные и минометные снаряды. Полку буквально не давали поднять голову. Тем не менее бойцы и не думали сдавать своих позиций.
"Осада Рухи" продлилась более трех лет. Подобного примера, когда полк оборонял позиции собственной дислокации каждый день вступая в огневой контакт с противником в течение такого долгого периода времени в истории вооруженных сил России и СССР больше не существует. За все время "Стояния в Рухе" полк потерял в боях 386 человек. Из них больше половины, 195 человек были потеряны в первые восемь месяцев, когда бойцы еще "окапывались" и "изучали окружающую обстановку".
Советские солдаты
В конечном итоге перед самым выводом советских войск из Афганистана командование примет решение вывести полк из кишлака Руха. Желая снизить потери руководство предложило Масуду временное перемирие. Но Масуд отказался. В итоге вывод полка из ущелья происходил 26 мая 1988 года при поддержке 781-го отдельного разведывательного батальона и фронтовой авиации с базы в Баграме.
Душманы постоянно атаковали покидающих позиции мотострелков. Им удалось уничтожить большое количество техники и автомобилей полка. Тем не менее операция по передислокации была проведена успешно. Полк был размещен в город Джабаль-Уссарадж, где и продолжил дальнейшую службу до вывода Советского контингента из Демократической Республики Афганистан.
Советские воины в кишлаке Руха показали пример стойкости и мужества. При этом солдаты писали письма домой, что все у них хорошо и никакой опасности нет:
Меня перевели в войска, я стал наводчиком орудия среднего танка. Мама, ты сильно не волнуйся! В этом ничего страшного нет, я попал служить в Демократическую Республику Афганистан для прохождения своей дальнейшей службы и выполнения интернационального долга. В общем, я стал воином-интернационалистом. Наш танк стоит на точке, охраняем важный объект. У нас тихо и ничего опасного нет. На здоровье не жалуюсь, у меня все хорошо. (Из письма Кузина Евгения Николаевича. Рядовой, наводчик танка В/ч пп 86997, 682-й МСП, 108-я МСД (г. Руха, провинция Парван)
Рядового Евгения Кузина не стало 16 января 1986 года. Он пал защищая колонну попавшую в засаду в Панджшерском ущелье. Он и другие 386 ребят 682-го полка павшие в боях с врагом с честью выполнили свой долг перед Родиной. Важно, чтобы и Родина сегодня не забывала о своих героях.
Комментарии