о науке

На модерации Отложенный

Марков В.Ю.

Наука о роде человеческом

 

Желание понять человеческое общество и внутренние его законы столь давнее, что даже трудно сказать, к какому времени оно относится. Похоже, что еще к первым этапам возникновения общества как такового. Но в огромной массе трудов об обществе, появившихся в обозримом прошлом, особая роль принадлежит периоду с 10-х до 50-х годов XIX века, когда учение об обществе, действительно, становится на научную основу. Но лишь в XIX веке происходит тот скачок, который позволил говорить о настоящей революции в понимании общества. Не случайно огромное внимание к этому периоду в специальной литературе и, среди прочего, стремление найти более глубокую связь между Сен-Симоном и Карлом Марксом. Обращает внимание на две черты, которые сближают учение Сен-Симона с историческим материализмом. Подчеркнув, что существеннейшую часть учения Сен-Симона составляет философия истории. Это последовательный детерминизм - учение о закономерности исторического процесса, а в связи с этим историческое предвидение, основанное на понимании законов исторического развития. Элементы диалектики в сен-симонистском построении истории с его историческими системами, в пределах которого человечество развивается до тех пор, пока эти системы из формы развития не превращаются в препятствие развитию.

После классиков науки о человечестве описание теории личности провели Л. Хьелл и Д. Зингер [8]. «Основная цель сегодняшней психологии личности – объяснить с позиций науки, почему люди ведут себя так, а не иначе» [8, с. 20]. В описании науки о человеке дается понятие современной психологии личности. Астрология, теология, философия, социальные науки описывают сложность человеческого поведения. Истоки психологии исследовались в древней Греции и Италии, но возникающие вопросы и сегодня не решены. Концепция Фрейда дает описание теоретических принципов и методов анализа, способы истолкования данных [7]. Основные положения о природе человека включает полярные понятия: свобода и детерминизм, рациональность и иррациональность, холизм и элементализм, конституционализм и инвайронментализм, изменяемость и неизменность, субъективность и объективность, проактивность и реактивность, гомеостаз и гетеростаз, познаваемость и непознаваемость [8, с. 40].

Но и в эпоху Сен-Симона, можно сказать, создавалась наука, основанная на наблюдении, которая позволяла заметно продвинуться в понимании стадиального развития. Позднее классики марксизма называли этой строй "первобытным типом кооперативного или коллективного производства". Этот строй был результатом слабости отдельной личности, а не обобществления средств производства. Сен-Симон первым обратил внимание на роль организации и управления в развитии общества; его идеи на этот счет стали теоретическим источником выработки общих моделей работы организации, описывающих принципиальную структуру управления, стандартизированную иерархию должностей и постов, разделения функций.

Возникновение социологии невозможно представить без влияния идей Сен-Симона в «Очерке науки о человеке», «Труде о всемирном тяготении», «О промышленной системе» и «Катехизисе промышленников», где развивая идеи «социального физицизма» и «социальной физиологии, обосновывает необходимость создания новой науки об обществе или о роде человеческом. Данную науку назвал «позитивной» и стать столь же точной, как и естествознание. Главными вопросами приложения умственных сил, по Сен-Симону, являются:

1) сообщить науке о человеке позитивный характер, основывая ее на наблюдениях и разрабатывая методом, используемым в физике;

2) ввести науку о человеке (построенную на физиологических знаниях) в народное образование и сделать ее главным предметом образования.

Сущность философских взглядов Сен-Симона составляют две идеи - идея закономерности, объективности развития природы и общества и идея поступательного, прогрессивного развития человечества. Человеческий разум, по его мнению, в своем развитии прошел несколько ступеней. Будущее, писал Сен-Симон, слагается из последних членов ряда, в котором первые члены составляют прошлое, и изучение развития человеческого разума в прошлом откроет нам путь, по которому он пойдет в будущее.

Такая наука возможна и целесообразна, потому что, согласно Сен-Симону, общество - живой и целостный организм, функционирующий и изменяющийся по объективным законам, которые этой науке предстоит познать и на основе которых возможно его сознательное совершенствование.

Для достижения этой цели [9] нужно составить Сен-Симону следующие ряды:
Первый ряд: сравнение между структурой неорганизованных и организованных тел. Результат этого сравнения - доказательство, что действия, производимые неорганизованными телами, и воздействие организованных тел на внешний им мир пропорциональны степени совершенства в структуре тех и других. Второй ряд: сравнение различных организованных тел по степени их организованности. Результат этого сравнения - доказательство: 1) что из всех известных нам тел человек наилучше, т. е. наиболее организован; 2) что чем более животное организовано, тем более оно разумно. Третий ряд: сравнение ума животных в различные эпохи их существования. Результат этого сравнения - доказательство, что все животные способны совершенствоваться пропорционально степени совершенства их первоначальной организации и что если человек является единственным животным, которое совершенствовалось, то это потому, что он мешал умственному развитию других животных, к которому они были способны. Четвертый ряд: сравнение состояния человеческих знаний в различные эпохи. Результат этого сравнения - доказательство, что человеческий ум беспрерывно прогрессировал и никогда не делал попятных шагов. Пятый ряд: хронологическая картина главных научных и политических событий с XV в. до настоящего дня. Результатом обсуждения фактов, отмеченных в этой картине, должно быть: объяснение причин кризиса, переживаемого ныне человеческим родом, анализ этого кризиса предположение о пути его окончания, указание средств, находящихся в распоряжении ученых, для сокращения его длительности и для завершения его в согласии с интересами всех европейских народов.

Г.В. Лейбниц был великий ученый и увлекался философией, экономикой, математикой, логикой, физикой, историей, теологией, космосом. При описании проблемы жизни философ обнаруживает «главное свойство человеческого духа – его способность к высшим проявлениям познавательной деятельности» [3, с. 49]. В философии существуют истинные и ложные идеи, но чтобы понять природу идей, обратимся к познанию. «Отчетливое познание имеет степени, ибо обыкновенно понятия, входящие в определение, сами нуждаются в определении» [3, с. 149]. Выделяются определения номинальные и реальные, поэтому для автора статьи аксиома – это принятое понятие, а для Г.В. Лейбница – нечеткое утверждение. Поэтому исследователь утверждает, что порядок есть в природе. «Этот порядок должен исходить от некоего Реального Существа или причины» [3, с. 234]. Возможное стремится к существованию, таким образом, мы определяет порядок.

Фрейд представлял доказательство в области гипнотических явлений. «Когда человека привели в сомнамбулическое состояние, заставили в этом состоянии галлюцинаторно пережить всевозможные ситуации, а затем разбудили, то сначала ему казалось, что он ничего не знает о происходившем во время гипнотического сна» [7, с. 57]. Потом индивид вспомнил все из состояния сна. Фрейд не хотел навязывать никаких убеждений, а пробудить мысль читателей и поколебать предубеждения. Мысли могут быть бессмысленными, безразличными, нелепыми, но они являются результатом напряженной мыслительной деятельности.

Фрейд описывал взаимосвязь сновидения и оккультизма, где утверждал, что сновидение – это мир мистики и оккультизма. Мистика и оккультизм – обратная сторона управляемого неумолимыми законами мира, который создала для нас наука. Во-первых, оккультизм утверждает реальное осуществление связей между небом и землей. «Целый ряд оккультных утверждений действует на нас подобно мармеладной гипотезе, так что мы считаем себя вправе отвергнуть их сразу же, не подвергая проверке. Но все не так просто» [7, с. 287]. Во-вторых, психологический аспект, то есть склонность индивидуумов к легковерию и вере в чудеса. Индивидуум протестует против непреложности и монотонности законов мышления. В-третьих, в оккультизме не происходит ничего нового, а реализуется чудеса, пророчества и явления духов. К тайным мотивам оккультного движения относится помочь религии.

В русском большевизме теоретический марксизм обрел мировоззрение, но критика марксисткой теории запрещена, а произведения Маркса заняли место Библии и Корана. Практический марксизм покончил с идеалистическими системами, но создал свои иллюзии. Неизбежные в обществе ограничения влечений переносятся на другие цели, борьба бедных с богатыми. Поэтому большевизм описывает новый строй могущим и неуизвимым.

Теория – это система идей и принципов с целью объяснения определенных наблюдений над реальностью. Теория выполняет функции объяснения и функции предсказания, функции анализа и синтеза. «Теория личности является объяснительной в том смысле, что она представляет поведение как определенным образом организованное, благодаря чему оно становится понятным» [8, с. 26]. Теория должна предсказывать прогнозируемые результаты. Для реализации предлагаемой теории необходимо описать структуру личности, мотивация, развитие личности и другие параметры.

Интеллигенция в России – менеджеры, раньше назывались управленческий персонал, и занимаются управлением. Менеджер управляет собой и решением необходимых задач, взаимодействует окружающими (официально или неофициально) и пытается повысить эффективность работы. Опытный менеджер пытается угадать проблемы, избежать негативные последствия в работе. Теория менеджмента насколько развита, что менеджеры стараются управлять открыто и четко. Но существует три аргумента ухода от ошибок в общении: сложность и многообразие менеджерских аудиторий выросла, общение является наиболее распространенной деятельностью менеджера, создать сильную команду сотрудников. Менеджмент – достижение результатов благодаря усилиям других людей.

Существует «восемь разумных советов для общения» [1, с. 15], в которые входят: во-первых, коммуникативные навыки приобретаются, а не наследуются, во-вторых, вдумчиво составляйте информацию с учетом обратной связи, в-третьих, изъясняйтесь просто, чтобы поняли вашу мысль, в-четвертых, значение употребляемых слов находится в голове индивида, в-пятых, смысл сообщения в вашей уверенности, в-шестых, два человека общаются между собой, в-седьмых, большую часть информации человек получает от веры в вас, в-восьмых, общение означает сложный поведенческий, динамичный и изменяющийся процесс.

Стремительные перемены, происходящие во всем мире, приобретают просто страшную крутизну в нашем обществе. Огромные массы России страдают от всевозможных психологических травм (многие из которых, правду сказать, даже не снились, например, не дай бог когда-нибудь обратиться в наш ЖЭК). Немедленным следствием психологических травм являются тривиальные и нетривиальные физические болезни, против которых совершенно бессилен и к которым, в сущности, совершенно безразличен непомерно раздувшийся местный фармакологический и медицинский бизнес. Население бывшего Союза мучительно переживает грабеж, унижение, бесправие, необеспеченность и незащищенность. А пытается избавиться от диабета, сглаза, бородавок, и других болезней, в результате продолжительность жизни сокращается, да и радости от нее не прибывает.

Первостепенная миссия данной статьи - дать людям своего рода инструментарий для раскрытия сознания, а также ответить на множество вопросов о том, как им быть, делать, иметь. Обращение к сознанию человеческого существа с той главной целью, чтобы индивидуум научился познавать себя, а в итоге - дало себе право быть самим собой. И это только первые шаги на пути человека к важнейшей цели - любить себя, открыть и развить внутреннюю способность к счастью. Некоторые тезисы сами по себе не являются инструментами личностного роста, введены с единственной целью - пополнить источник информации и сделать статью более насыщенной.

Развитие человеческого существа возможно только через познание себя и через истинное осознание, которое приобретается лишь на собственном опыте. В результате внезапного осознания человек внезапно сам открывает свои возможности, научаясь познавать и любить себя. Обычно чем больше человек имеет (денег, материальных благ, почестей, дипломов и т. п.), тем больше хочет. Он постоянно сосредоточен на поиске того, чего, как ему кажется, не хватает для полного счастья. Когда человек страдает, эмоции часто берут верх - и здоровье сдает. Наша душа просит нас использовать все, что нас окружает, все наши состояния бытия, чтобы помочь себе на духовном пути, который ведет нас к соприкосновению с Богом, пребывающим внутри нас и вокруг нас.

Решение любой проблемы уже есть в нас. Достаточно войти в контакт с нашим внутренним могуществом v использовать наш самый лучший инструмент - собственное тело во всех его измерениях - физическом, эмоциональном и ментальном. Если сумете принять проблематичную ситуацию как отражение некоторой страдающей части меня самого, легче будет стать наблюдателем этой ситуации, легче будет ею управлять и больше не выпускать из рук вожжи собственной жизни. Опыт, который кажется самым трудным, на самом деле оказывается самым лучшим средством осознания нашего внутреннего богатства - как ни тяжело бывает это понять и принять.

Наш внутренний Бог, или «сверхсознание», постоянно шлет нам сигналы: он сообщает, что в нашем образе мыслей появилось что-то нездоровое. Поскольку каждое человеческое существо уникально и сложно своей личностью и багажом персонального опыта, получается, что к одной и той же ситуации может приводить множество различных причин.

Акцент ставится на осознание, на установки типов поведения, которые нужно пересмотреть, на действия, которые следует предпринять, на средства, которые помогут тебе полнее примириться с собой.

Из всех предлагаемых средств наиболее важным для настоящей трансформации является приятие. Оно прямо подводит нас к опыту безусловной любви: принимаем всякий переживаемый нами опыт и узнаём, кто мы есть на самом деле. Мы - духовные существа, которые решили пережить определенный человеческий опыт в материальном мире. Все живое тянется к свету, и мы тоже хотим возвратиться к нему, а лучшим для этого средством на нашей планете является безусловная любовь. Любить означает принимать, невзирая на все наши установки. Принимать  послужит единственной цели: мы обретем любовь к себе и другим.

Нежелание принимать пережитый опыт, отказ от ответственности и недостаток любви — главные причины нашего сопротивления и наших трудностей. Часто поднимается вопрос о системах ценностей и верований, ведь они тоже лежат в основе многих наших трудностей. Из этого следует, что не так уж необходимо все понимать интеллектуально. Пытаться понять - это ментальная категория, порождаемая нашей системой ценностей, то есть тем, что мы уже пережили и чему научились в прошлом, — а этот опыт у всех различен. Поэтому приходит и уверенность, и чувство освобождения, когда мы осознаем, что вовсе не обязаны понимать все - откуда, каким образом, когда и зачем возникла та или иная ситуация. Принять и признать, что мы —существа ответственные и что всякая ситуация становится частью нашего ученичества и нашего личного расцвета, —- этого достаточно, чтобы достичь великой трансформации. Это пример безусловного приятия.

«Абсолют, абсолютный. Это слово, будь оно в форме имени существительного или прилагательного, означает «не содержащий никаких ограничений или оговорок». Выражения «мир абсолютного», «в абсолюте» обычно используются для обозначения противоположности ограниченному миру людей. Доказать существование абсолютного мира нельзя, его можно только почувствовать. Это мир, в котором все возможно и где нет никаких пределов, независимо от области бытия. С другой стороны, мы должны быть рассудительными и ради мира абсолютного не пренебрегать нашим миром материального, человеческого. Оба мира реальны, но прикоснуться к абсолюту на Земле можно не раньше, чем добьешься самообладания» [4, с. 18].

Агрессия или чувство угрозы означает нарушение психологической  или физиологической целостности личности визуальным, звуковым и т. п. окружением. Чувство угрожающей агрессии возникает из-за внешних обстоятельств, которые мы рассматриваем как враждебные. Оно провоцируется нашим восприятием различных ситуаций, связанных с нашей жизнедеятельностью. Чувство угрозы агрессии может вызвать громкая или крикливая музыка, внезапный резкий жест, взгляд или слово, дым сигары или сигареты, человек, стремящийся все контролировать, надвигающийся сзади автомобиль, который как бы вынуждает нас ехать быстрее, и т. д. Словом, это все то, что заставляет нас «напрягаться».

Существует «семь альтернативных стратегий поведения с взрывной аудиторией» [1, с. 84-85]. Упоминайте имена болтунов в качестве примера, называя их четко и громко. Если вы можете пройти по аудитории, подойдите поближе к нарушителям. Попросите аудиторию успокоится, потому что самые разговорчивые затихнут. Прекратите говорить и посмотрите в сторону нарушителя. Ничего не делайте, пока слушателям не надоедят нарушители. Напугайте или заинтересуйте аудиторию. Задайте вопрос по теме выступления нарушителям.

«Аура — это магнитное поле, которое, словно ореол, окружает всякое живое существо. Люди могут видеть ауру, но способны на это лишь немногие. Аура человека подобна свечению, которое излучается всей поверхностью тела, особенно головой. В действительности аура представляет энергию, излучаемую людьми; цвет ее может быть различным, в зависимости от состояния индивида. Например, когда человек исполнен гнева, он излучает темно-красный цвет, когда испытывает нежность - розовый, и т. д. Легче всего видеть белую ауру эфирного тела; она присутствует вокруг всего живого, будь то минералы (аура скалы), растения (аура дерева), животные или люди. Понятно, что чем выше ступень развития живых существ, тем более мощную энергию они излучают и тем виднее их аура. Кроме белой ауры, у человека есть также аура его других тел, так называемых тел тонких, от тела эмоционального до тела Христова; каждое из них излучает свой цвет. Поэтому человеческая аура состоит из слоев, и, хотя для большинства людей она еще невидима, многие без труда ее ощущают» [4, с. 27].

Бедность – это состояние человека, которому не хватает материальных или моральных ресурсов, средств или денег. Необходимо различие между бедностью (ее противоположность -процветание) и отсутствием средств, лишениями (им противоположно изобилие). «Бедность - это состояние бытия, тогда как недостаток денег, лишения - это уровни иметь и делать» [4, с. 30]. Бедность показывает состояние человека, который обычно не сознает, что верует в  недостаток средств и боится, что ему чего-то будет недоставать. Бедность не имеет ничего общего со счетом в банке или количеством материальной собственности у данного человека. Можно обладать огромным личным состоянием и оставаться в сущности своей бедным из-за неотвязного страха - осознанного или бессознательного — перед возможной потерей своих богатств. Состояние бедности может наблюдаться также у людей, которые считают, что они недостаточно умны, чтобы обладать большими деньгами или материальным имуществом. Лучшее средство, которое можно противопоставить состоянию бедности, — осознать свои верования, а затем применить законы процветания. Абсолютное доверие, которое человек испытывает к кому-то, чему-то или к некой силе.

В духовной сфере иметь веру означает обладать непоколебимой уверенностью в своей творческой силе. Это значит знать, что эта божественная энергия управляет всем живущим. Мы часто совершаем акты веры, даже не сознавая этого. Вера относится к духовному миру, тогда как доверие исходит из мира психики, то есть от наших эмоциональных и ментальных измерений. Иметь веру - это означает знать, что с нами всегда происходит то, что нам нужно, и в тот момент, когда нужно. Нам не следует перескакивать через этапы или контролировать их. Мы совершаем действия, которые считаем необходимыми, и при этом отпускаем ситуацию, зная, что божественная энергия обо всем позаботится.

Помни, что у веры и страха одинаковая сила творческой энергии, хотя они и различаются вибрациями. «Вера это абсолютная убежденность в том, что то, чего ты хочешь, осуществится; страхэто убежденность, часто бессознательная, в том, что то, чего ты хочешь, не осуществится»  [4, с. 42]. Вера не оставляет места беспокойству, ибо в глубине души ты знаешь: все, что с тобой происходит, составляет часть твоих потребностей и божественного плана. В жизни все связано — взгляды, действия, желания, — как твои, так и других людей. Вселенная держит порядок во всем. И потому совершай акты веры так часто, как только это возможно. Сохраняй веру в жизнь, веру в твоего ближнего, в самого себя - в свою ценность, в свои таланты и возможности. Так ты разовьешь абсолютное доверие к своему колоссальному могуществу - к Божественному в тебе. Помни, все, что происходит в жизни, составляет часть общего плана и, следовательно, является опытом, который людям надлежит - каждому в своем ритме прожить и понять, чтобы подниматься все выше к свету, к истинному сознанию, к свободе бытия.

«Власть - это право распоряжаться, подчинять себе, пользоваться силой» [4, с. 50]. Определенная власть нужна для того, чтобы управлять, указывать направление, руководить; она необходима родителю, учителю, директору предприятия, главе государства — каждому человеку, ответственному за других людей. Тот, кто умеет пользоваться своей властью, без труда завоевывает эту роль и соответствующее ей признание. Он применяет свою власть в определенной сфере, не испытывая желания навязывать ее. Уважение к такой власти возникает само собой. Кроме того, иметь власть, авторитет можно в какой-то области, где ты уже многому научился и многое испытал. Все зависит от мотивации и от того, какой ход мы ей даем. Властность становится важной и ценной, когда ее употребляют для пользы дела или кому-то в помощь. Но если человек использует ее, желая доминировать, контролировать или изменить других, он вредит и сам себе: вместо повиновения он вызывает лишь отчуждение тех, кого любит и с кем работает. Поэтому самая мудрая установка такова: общаться просто и понятно, принимать в расчет нужды каждого, вести людей - всегда предоставляя им выбор, не стремиться любой ценой навязать свои верования и свои ценности.

Индивидуум живет во внутреннем мире, где спокойствие, ясность ума; состояние души, не встревоженной никакими конфликтами. «Внутренний мир ощущается как состояние благополучия и счастья» [4, с. 55]. Мы чувствуем в себе полную ясность, и ее не омрачают никакие обстоятельства. Мы живем в мире, когда нам удается избежать бесполезных тревог, когда мы знаем, что в состоянии справиться с любым событием на нашем пути. Быть в мире означает также испытывать доверие к жизни. Это состояние благополучия никто не может у нас отнять, как никто не может его и дать. Мирная жизнь не означает, впрочем, существования без препятствий. Скорее это такая жизнь, когда неприятные события и ситуации переживаются с ясностью и внутренним миром и поэтому не имеют власти над качеством нашей жизни. Внутренний мир можно испытывать даже тогда, когда фактические события отнюдь не делают нас счастливыми. Счастье связано преимущественно с приятными ситуациями в жизни. Если мы поддерживаем и культивируем этот внутренний мир, радуемся счастью жизни и любви с Вселенной, если мы принимаем каждое новое событие как раскрытие сознания.

Важнейшее условие успешной работы оператора — быстрота и точность его реакций. Вместе с тем, требуя от оператора быструю реакции, нельзя доводить ее до нарушения точность реакции, где возникают утомление, ошибки. «Интервал между сигналом и ответной реакцией принято называть временем реакции» [6, с.22]. Случайную последовательность, в которой вероятность появления сигнала зависит от того, какие сигналы ему предшествовали, в математике называют марковской последовательностью. В случайной последовательности другого типа, так называемой бернуллиевской, вероятность появления сигнала не зависит от предшествовавших сигналов (так, при бросании монеты вероятность выпадения «орла» равна 0,5 независимо от того, что выпадало в предыдущих случаях).

«Учение о человеке предполагает выработку понятия о нем, то есть определения его сущности, ответа на вопрос: что есть человек как человек?» [5, с. 13]. В данной статье пытаемся показать, кто есть человек, а не что. «Всякий материализм есть установление определенной связи между природой и человеком, причем мера понимания природы есть в то же время мера понимания человека, и наоборот» [5, с. 21]. С данной мыслью вынуждены согласится. Человеческие отношения связаны с вещами, поэтому существует градация классов индивидуумов на любящих богатство, любящих здоровье и т.п. Сущностная связь человека с природой есть познания и преобразования человеком природы. Поэтому изучается родовое определения человека.

Развитие современных наук связано с решением ряда фундаментальных проблем, описано единство психической регуляции, микро- и макромира. «Именно теперь современный человек, полностью осознавший безграничные возможности своего интеллекта и естественных наук, готов в самом широком смысле приступить к научному анализу парапсихологических явлений» [2, с. 16]. В основе необычных явлений человеческой психике лежит особая реальность, отличная от материи и информационных процессов, которые можно изучать обычными научными методами (эксперимент, наблюдение). Изучение телепатии, телекинеза возможно с решением объективных научных методов.

Резюме данной работы означает, что Сен-Симон, Карл Маркс, Л. Хьелл и Д. Зингер создали науку о роде человеческом. Данная наука имеет альтернативные названия - учение об обществе, наука о человеке, наука о менеджменте и другие. Миссия работы показать людям инструментарий для раскрытия сознания. Основные направления рассмотрения науки о роде человеческом: исследование индивидуума, исторический анализ, новые пути исследования, математические методы исследования.

 

Литература

 

  1. Дип С., Сесмен Л. Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам. – М.: Вече, Персей, АСТ, 1995. – 384 с.
  2. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. – М.: СП «Соваминко», 1989. – 280 с.
  3. Лейбниц Г.В. Сочинение в четырех томах: Т. I. – М.: Мысль, 1982. – 636 с.
  4. Лиз Бурбо, Мишлин Сен-Жак. Большая энциклопедия Сущности / Перев. с фр. — М.: ООО Издательский дом «София», 2005. - 416 с.
  5. Смольянинов И.Ф. Сущность человека и гуманизм искусства. – Л.: Художник РСФСР, 1983. – 272 с.
  6. Феигенберг И.М. Мозг, психика, здоровье. М.: из-во «Наука», 1972. – 52 с.
  7. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.
  8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер, 2008. – 607 с.
  9.  PORTALUS.RU PORTALUS.RU