Промышленные компании Ленинградской области заинтересованы в сборе берёзового сока в лесах

На модерации Отложенный

В России усилился контроль за состоянием лесов со стороны государства. Это может усложнить жизнь тем, кто занимается сбором берёзового сока, хотя этот продукт имеет хорошие перспективы для использования в быту и коммерции.

Инспекторы не дремлют

В 2024 году в Ленинградской области комитет государственного экологического надзора наложил штрафов на сумму 15,9 млн рублей по «лесным статьям», что на 8,5 млн больше, чем в 2023 году. Количество проверок увеличилось на 26%, а количество возбуждённых административных дел достигло 318, что на 154 больше, чем в 2023 году.

Наиболее распространёнными нарушениями стали те, которые связаны с нарушением санитарных и пожарных норм, что вполне логично. Нарушение санитарных норм может привести к гибели деревьев из-за размножения короеда-типографа. А нарушение пожарной безопасности очевидно даже для тех, кто далёк от лесного хозяйства. Профилактика в этой области принесла ощутимые результаты.

В 2024 году в период пожароопасности в Ленинградской области общая площадь лесных пожаров на территории лесного фонда сократилась в три раза. Средняя площадь пожаров уменьшилась вдвое по сравнению с предыдущим годом.

То есть государственные органы делают упор не только на штрафы, но и на профилактику.

«Мы продолжим работу по повышению эффективности контроля и выявлению нарушений в 2025 году. Благодаря изменениям в законодательстве у нас появилась возможность провести большую работу по сохранению лесов от пожаров и нерационального использования», — отметила председатель комитета государственного экологического надзора Ленинградской области Рамила Агаева.

Таким образом, количество вырубленных деревьев сокращается, количество пожаров уменьшается, а ужесточение государственного контроля только усиливает эту тенденцию. Однако для обычного гражданина повышенная активность инспекторов может вызывать опасения.

Если массовый сбор грибов и ягод для личного пользования не вызывает интереса у надзорных органов, то с добычей берёзового сока ситуация сложнее.

Добыча берёзового сока безопасна только при соблюдении определённых условий. Для этого подходят деревья с диаметром ствола более 20 см и развитой кроной. С одного такого дерева можно получить около 100 литров сока. Однако не стоит ориентироваться на максимальный объём, если дерево не планируется рубить в ближайшее время. Лучше ограничиться 2–3 литрами, замазать древесную ранку и собрать ещё немного сока поблизости. Нарушение этих простых правил может привести к преждевременной гибели дерева.

Для промышленной добычи берёзового сока юридическими лицами отводятся массивы, которые планируется вырубить менее чем через пять лет.

За сбор сока в неположенном месте штраф по статье 8.39 КоАП РФ может составить от 3000 до 4000 рублей. «Неположенными местами» являются особо охраняемые природные территории — заповедники, памятники природы и так далее.

Также запрещено собирать сок в населённых пунктах по другим причинам. Во-первых, деревья в городе подвергаются повышенному воздействию негативных факторов окружающей среды. А во-вторых, качество берёзового сока, собранного в городской среде, не будет соответствовать ожиданиям.

Однако наличие этих ограничений не означает, что от берёзового сока следует отказаться. Более того, в Ленинградской области этот продукт получил поддержку со стороны руководства региона. Для популяризации берёзового сока проводится фестиваль, который в этом году состоится уже в 12-й раз. Он пройдёт 19 апреля в Невской Дубровке на берегу Невы.

Северо-Западный регион является одним из самых перспективных для заготовки берёзового сока. Это связано не только с большими площадями березняков, но и с климатическими особенностями, которые обеспечивают длительный период сбора. В более континентальном климате с быстрым переходом от снеготаяния к зелени время для сбора сока значительно меньше. В Ленинградской области период сбора составляет около 55 дней (с конца марта до середины мая).

Импортозамещение на практике

Добыча берёзового сока — это не просто народный промысел, такой как палехская роспись или дымковская игрушка. Они важны с точки зрения туризма и культурной самоидентификации, но не могут конкурировать с берёзовым соком в массовом сегменте ретейла. Однако берёзовый сок, учитывая растущий спрос на натуральные и полезные продукты, может стать конкурентом.

С большой вероятностью можно предположить, что спрос ограничен отсутствием товара на полках магазинов, а не какими-либо другими причинами.

В Ленинградской области появились собственные производители берёзового сока. Развитие таких производств неизбежно ведёт к поиску новых сочетаний и способов переработки. Например, можно добавлять апельсиновые и лимонные ингредиенты в берёзовый сок, чтобы получить новые вкусы, сохраняя пользу исходного продукта.

Продуктом переработки также является берёзовый сироп. На изготовление одного литра сиропа уходит 80–100 литров сока. Из сиропа можно приготовить масло, а затем использовать его в кондитерском производстве.

Учитывая, что себестоимость напитков из берёзы ниже, чем из южных фруктов или ягод, вопросы ценовой конкуренции также могут помочь традиционному отечественному напитку потеснить старые бренды на