Астрахань: тюремный срок получила присяжная заседатель за взятку

В Астрахани осудили присяжного заседателя. Женщину подозревали в том, что она за взятку вынесла оправдательный вердикт обвиняемым в теракте на астраханском рынке в 2001 году, в результате которого погибли 8 человек, 61 был ранен. Большинство подсудимых тогда освободили в зале суда. Как выяснилось гораздо позже, во многом благодаря тому самому присяжному, которая теперь сама отправиться за решетку.

Бывшая присяжная заседатель Татьяна Царегородцева рассказывает, как она выносила свой вердикт по делу о теракте на астраханском рынке, как между судебными заседаниями к ней приезжала жена Магомеда Исакова, обвинявшегося в организации взрыва, и уговаривала сделать правильные выводы. Не стесняясь, также, как они с мужем покупали титулы и награды, Айшат Исакова прямо домой Царегородцевой привезла видеотехнику и деньги.

"Она объясняла факт получения денежных средств от Исаковой, в том числе видеодвойки, тем, что люди пытались ей помочь, отблагодарить ее за законные действия и никакого мнения о невиновности она не распространяла среди присяжных заседателей", - говорит следователь по особо важным делам СУ СК РФ по Астраханской области Роман Дуйналиев.

19 августа 2001 года на улице возле Кировского рынка произошел взрыв. Это было воскресенье. Людей было много - одной стороны рынок, с другой - дорога, остановки общественного транспорта, поэтому, когда сработало взрывное устройство, весь асфальт вокруг был залит кровью. Были ранены 61 человек, погибло 8, среди них двое детей.

Елена Полина отошла от прилавка, за которым торговала, за считанные минуты до взрыва. Но именно в это время к маме на работу заглянула ее 11-летняя дочь. Израненная обрезками арматуры, разлетевшимися из самодельной бомбы, девочка умерла в больнице через три часа.

Тогда в шокированной Астрахани искали террористов, но когда через несколько дней задержали четверых подозреваемых, следователи испытали потрясение.

Оказалось, предприниматель Магомед Исаков известный в криминальных кругах под кличкой Змей, организовал взрыв, чтобы напугать власти и уличных торговцев.

"Цель была привлечь общественность для того, чтобы убрать стихийную торговлю и направить этих продавцов на его рынок", - сообщил следователь по особо важным делам прокуратуры Астраханской области в 2001-2005 гг. Дмитрий Лебедев.

В суд дело передали только через полтора года. Обвиняемые всеми способами затягивали следствие. Например, Исаков потребовал перевести обвинительное заключение на аварский язык обязательно с ботлихским диалектом. Вероятно, подозреваемые рассчитывали на рассмотрение дела судом присяжных, который должны были ввести в 2003 году.

"И моральное и физическое давление оказывалось на присяжных заседателей, которые были вынуждены отказываться от участия в судебном заседании", - считает следователь по особо важным делам СУ СК РФ по Астраханской области Роман Дуйналиев.

Большинство присяжных проголосовали за оправдательный приговор, и троих из четырех обвиняемых освободили в зале суда. Только сделавший бомбу Александр Штурба были приговорен к тюремному заключению за хранение взрывчатых веществ.

О взятке, которую получила Царегородцева, стало известно спустя много лет, когда супругов Исаковых арестовали за другое преступление.

Остальные присяжные, по словам следователя, были допрошены в качестве свидетелей, но от встречи со съемочной группой отказались. После вступления в законную силу приговора Татьяне Царегородцевой следственные органы намерены инициировать пересмотр уголовного дела о взрыве на Кировском рынке.