Последней акцией FEMEN переплюнули Pussy Riot

На модерации Отложенный

Свою первую известную акцию девушки из украинского феминистского движения FEMEN провели более четырех лет назад - это был перфоманс под названием "Украина не бордель". Тогда активистками, сразу взявшими на вооружение манеру раздеваться во время своих представлений, была поднята действительно актуальная для страны тема сексуального туризма. Со временем FEMEN существенно расширили масштабы деятельности движения, выражая свою позицию по любому поводу - от сексуального скандала вокруг Сильвио Берлускони до политических репрессий в Белоруссии. Это принесло девушкам славу и, по всей видимости, неплохие деньги. Однако последняя акция показала, что движение слишком увлеклось радикальными идеями, которые большинству украинцев не по душе.

В этой связи стоит вспомнить, что логотип FEMEN создал в 2010 году Артемий Лебедев. Характеризуя свое творение, дизайнер написал: "Украина, буква Ф, кириллица, сиськи, веселье, запоминаемость, противостояние, жало осы". Похоже Femen, воспринимавшиеся поначалу именно как "веселые сиськи", постепенно превратились в "жало осы".

17 августа, в день, когда в России должны были вынести приговор участницам "панк-группы" Pussy Riot, участницы FEMEN с помощью бензопилы спилили и повалили деревянный крест, установленный в центре Киева рядом с Октябрьским дворцом на Майдане Незалежности. Поклонный крест был установлен в конце 2004 года в память о жертвах политических репрессий в сталинские времена, однако, поскольку в это же время в Киеве вовсю шла "оранжевая" революция, он попутно стал и своеобразным символом борьбы за демократию.

Акцию FEMEN сопровождал пост в ЖЖ движения: "В день вынесения приговора женское движение FEMEN высказывает поддержку и уважение своим российским коллегам из группы Pussy Riot. В знак солидарности с жертвами кремлевско-поповского режима FEMENки свалили поклонный крест над Майданом независимости при помощи бензопилы... FEMEN предупреждает Путина-Гундяева, что если активистки будут приговорены к тюремным срокам, то FEMEN направит карающее острие своей бензопилы персонально на подонков, ответственных за страдания ни в чем не повинных женщин".

FEMEN и ранее не скрывали своего пренебрежительного отношения к церкви, называя себя закоренелыми атеистками. В апреле этого года девушки "ударили в набат" - забравшись полуобнаженными на колокольню Софийского собора в Киеве, они развернули там плакат с надписью "STOP" и принялись звонить в колокола, протестуя таким образом против принятия закона, который лишает украинок права на аборт. Милиция возбудила по факту дело о злостном хулиганстве, однако суд это решение отменил.

Окрыленные таким раскладом, феминистки уже в июле устроили засаду на прибывшего в Киев патриарха Кирилла прямо в аэропорту "Борисполь". Активистка Яна Жданова с обнаженной грудью, надписью на спине "Kill Kirill" и криками "Изыди вон!" подбежала к главе РПЦ, когда тот общался с журналистами на взлетном поле. В ЖЖ это действо сопровождалось следующим комментарием: "FEMEN обвиняет нечистоплотного дедушку, по кличке Кирилл, в антигосударственной деятельности по втягиванию Украины в евроазиопский "Ханаан", грозящий Украине распадом и гражданской войной". На этот раз, по решению суда, Ждановой пришлось провести 15 суток под арестом.

Несмотря на всю неоднозначность подобных выходок, до поры до времени акции FEMEN воспринимались если не благосклонно, то хотя бы с юмором. Однако после уничтожения креста над Майданом тон комментариев несколько изменился, причем впервые о FEMEN в таком ключе заговорили не только "писатели" на интернет-форумах, но и политические деятели. Показательно, что тон их высказываний был одинаков вне зависимости от политических убеждений - акция FEMEN не понравилась никому.

Советник президента Украины Анна Герман полагает, что "украинская элита, власть и президент, в том числе, должны реагировать на подобные инциденты". "Однако ответ должен быть спокойным. Тем более, этот случай расследуют правоохранительные органы (против FEMEN заведено дело о хулиганстве, на этот раз - уголовное, что грозит наказанием до 4 лет тюрьмы - примечание "Ленты.ру")", - заявила Герман в интервью "Известиям в Украине".

Сын президента, депутат Верховной Рады от Партии регионов Виктор Янукович-младший на своей странице в Facebook написал, что "святотатство", сотворенное FEMEN, не должно остаться безнаказанным. "Разве это можно назвать какой-то политической или общественной акцией? Это - надругательство над памятью погибших, над верой миллионов людей. Проще говоря, они совершили преступление - акт вандализма!", - заключил Янукович, присовокупив, что теперь для него такого движения как FEMEN вообще не существует.

Лидер украинской Объединенной оппозиции Арсений Яценюк также признал акцию феминисток проявлением вандализма, хотя больше всего его возмутило поведение людей, наблюдавших за происходящим. "Мне очень жаль, что люди стояли и наблюдали за этим процессом, снимали на камеры, брали интервью. У них все-таки в душе не пробудились христианские ценности. Я бы так не смог", - признался оппозиционер. Аналогично высказался и коллега Яценюка, первый зам Юлии Тимошенко по партии "Батькивщина" Александр Турчинов, являющийся по совместительству баптистским пастором.

А вот представители различных украинских церквей оказались в оценке гораздо сдержаннее, чем можно было предположить, памятуя о реакции РПЦ на Pussy Riot и о том, чем в итоге кончился суд над участницами группы. Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП) заявила, что будет молиться об активистках движения Femen, "как молился Христос о распинающих его". "Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят", - прокомментировал происшедшее глава Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП протоиерей Георгий Коваленко. В УПЦ Киевского патриархата действия FEMEN признали "богохульством и вандализмом", но посчитали, что не стоит "умножать скандальную славу богохульников путем требования для них какого-либо наказания". Резюмируя, можно сказать, что церковь выступила за "игнор" феминисток.

Но с реакцией церкви все понятно - удивительно, если бы она была иной. Но и общий фон публикаций, посвященных FEMEN, наводит на мысль, что девушки переборщили. На страницах "Украинской правды" - едва ли не самого либерального интернет-издания Украины - публицист Богдан Червак пишет: "Надругательство над поклонным крестом, который установлен в центре столицы, совершено не только публично, но и в форме грубого вызова всем: власти, оппозиции, киевлянам, христианам и даже мусульманам и иудеям, которые отныне должны задуматься над тем, как уберечь собственные символы и святыни в столице государства, считающегося 'европейским и демократическим'. Злость берет не столько от наглости FEMEN, сколько от собственной беспомощности."

И подобных статей в последние дни появилось немало.

Любопытно, что во многих комментариях церковников, политиков, экспертов, журналистов, наряду с "кощунством" и "богохульством" и с тем, что "FEMEN переплюнули Pussy Riot", то и дело проскальзывают слова "пиар-технологии", "политический заказ" и прочие, подразумевающие, что FEMEN действуют в чьих-то интересах. Весь вопрос - в чьих? И тут мнения разнятся.

Польская "Gazeta Wyborcza", основываясь исключительно на слухах, пишет, что движением манипулирует некий богатый олигарх из Украины или России, чтобы скомпрометировать имидж украинских властей в мире. "Я считаю, что эта организация имеет мощную ресурсную поддержку, - цитирует издание одну из главных феминисток Украины, писательницу Оксану Забужко. - Слишком легко удаются им протесты, у них достаточно средств, чтобы свободно путешествовать по миру и осуществлять свои акции".

Еще в марте этого года политтехнолог Леонард Левицкий назвал FEMEN обычным, хотя и весьма успешным бизнес-проектом. "Грудь в случае Femen - замечательный рекламный носитель, который используется очень качественно", - заявил эксперт. По его мнению, украинская власть покровительствует движению: "В первую очередь, FEMEN - хорошая "отвлекаловка". Девочки прекрасно идут в струе с тем, что любит повторять Янукович. "У нас страна красивых девушек" - вот, пожалуйста, красивые девушки. "У нас демократическая, свободная страна" - вот посмотрите, что творят девочки, и никто их не ущемляет. Есть влиятельные люди, которые за ними стоят". Главным спонсором FEMEN Левицкий считает независимого медиаиздателя, бывшего хозяина холдинга "KP Media" Джеда Сандена - американца, проживающего на Украине.

Сами "феменки", пока в СМИ не утихает полемика вокруг их деятельности, а в самом ЖЖ феминисток множатся комментарии типа "Вони все глибше з насолодою занурювалися в лайно" ("Они все глубже с наслаждением погружаются в дерьмо"), анонсировали тур "Крестоповал" по России, в ходе которого они намерены пилить и валить православные кресты. Для кого они это будут делать - не совсем понятно, потому как даже осужденная участница Pussy Riot Мария Алехина в интервью "Новой газете" сказала, что распиливание креста не вызывает у нее "чувства солидарности".

За разъяснениями позиции FEMEN в свете продолжающегося скандала "Лента.ру" обратилась к лидеру движения Анне Гуцол.

"Лента.ру": СМИ пишут о том, что FEMEN - это проект то ли Кремля, то ли украинской власти. Что вы можете сказать по этому поводу?

Анна Гуцол: У меня нет слов, я не могу это комментировать, потому что мы не дружим с Кремлем, и у нас было очень много протестов против Кремля и против современной украинской власти. А то, что Кремль пытается использовать это в своих интересах – это уже вопросы к политтехнологам Кремля. Что касается креста и защиты Pussy Riot, тут возникла такая ситуация, что все, кому не лень, попытались влезть в эту тему и перетянуть это событие на свою сторону. Я не думаю, что, когда идут заявления, что эта акция в поддержку Кремля или в поддержку украинской власти, эти слова могут перечеркнуть нашу многолетнюю борьбу с этими режимами. По причине того, что кто-то там сделал какие-то безумные выводы.

Кто является спонсором движения?

Знаете, если почитать информацию в интернете, я сама удивлена тому количеству спонсоров, которые там указаны. У женского движения FEMEN нет спонсора, нет какого-то продюсера, как у группы "Карамельки". Мы живем за счет благотворительных взносов и нашего FEMEN shop-a. Поэтому прямого спонсора – там Госдеп, не знаю, "Моссад", Путин, Янукович, Тимошенко – такого нет.

Но говорят о Джеде Сандене

Джек Санден наш друг, и на первом этапе развития нашего движения он входил в попечительский совет, куда входил также Хельмут Гаер, ди-джей и бизнесмен из Германии. Но Санден не является основным генеральным спонсором, он просто жертвовал небольшие суммы денег на развитие нашего движения. Сейчас Джед Санден не входит в попечительский совет, у нас произошли идеологические разногласия, поэтому из списка спонсоров его можно исключить.

Вы видели заявление Януковича-младшего по поводу вашей акции с крестом?

Он для себя решил, что он имеет право подобным образом высказываться, что он является очень моральным и честным человеком. На здоровье, пускай комментирует - пока нет прямых действий со стороны милиции и прокуратуры, повесток – мы не реагируем на подобные заявления. Он может все что угодно писать, он, слава Богу, не президент, а всего лишь сын президента.

То есть вы не согласны с тем, что акция с крестом дискредитировала движение?

Не согласны, эта акция наоборот подняла тот пласт, который мы до сих пор своими акциями не поднимали, подняла пласт мракобесия. То есть это определенная лакмусовая бумажка для нашего общества. Она показывает, насколько люди свободны, сколько у них свободы в голове или же наоборот какой-то грязи и старых опилок, многотысячелетних. Здесь я не думаю, что это что-либо перечеркнуло и, как писал сын президента, "поставило крест" на нашем движении. Наоборот, это нам дало абсолютно другое, более широкое, более конкретное понимание того, в каких обществах мы живем, как нужно дальше продолжать работать и бороться.

Что вы можете рассказать о планируемом "туре по очагам православного деревянного зодчества России"?

Конкретную информацию мы не можем давать. Так как благодаря тому, что мы очень тщательно прикрываем и шифруем свои действия, у нас получается, например, провести акцию в Москве возле Храма Христа Спасителя и избежать ареста, в том числе. Конечно, об этом будет известно прессе, но только тем, кому мы доверяем, тем, кто готов с нами поехать, но это будет впритык к самому событию.

Призыв "пилить кресты" стоит понимать буквально?

Это и буквально, и, самое главное - символически. Это все-таки метафора, мы больше имели в виду кресты в своей голове, в своем сердце. Но, если это будет происходить буквально, то, в принципе, мы не будем против.

А вы не опасаетесь возможной реакции правоохранительных органов?

Конечно, мы опасаемся, поэтому мы стараемся быть аккуратными. И в контексте с крестом, который мы спилили, мы выяснили детально, что это за крест, что это вообще-то незаконно установленный какой-то там крест, ну и все остальное. То есть мы стараемся все-таки работать в рамках закона, тем более, мы рассчитываем на то, что церковь отделена от государства, и уничтожение их символов не будет влиять на букву закона. С другой стороны, в наших странах все возможно. Pussy Riot являются ярким примером этого. Поэтому мы всегда требуем официальной повестки к прокурору, в МВД. Соответственно, если суд, то мы готовим материалы в свою защиту, которые будут подтверждать, что наш акт не являлся хулиганством или вандализмом.