Изменилось ли в США отношение к россиянам

«МК» узнал, как повлиял «чеченский след» на российско-американские отношения. В связи с тем, что в бостонских терактах оказались замешаны этнические чеченцы, некоторые англоязычные пользователи Твиттера возложили ответственность за произошедшее на Россию. Среди самих же россиян неоднократно звучали опасения, что теперь выдача американской визы для граждан РФ существенно усложнится. Какая атмосфера царит теперь на фоне бостонских событий в российско-американских отношениях, «МК» решил спросить директора российских и азиатских программ Института мировой безопасности США Николая ЗЛОБИНА.

- Изменилось ли отношение к россиянам в Америке после терактов в Бостоне с участием этнических чеченцев?

- Фундаментально, конечно, отношение не изменилось. Может быть, немножко стало возбуждать интерес то, что братья Царнаевы являются выходцами из России. Но для американцев это небольшой повод повышать интерес к той стране, откуда вышли эти люди, потому что в Америке все откуда-то приехали, из какой-то страны. Однако интерес к истории Чечни и к событиям, произошедшим за последние десятилетия в этом регионе, немножко повысился. Безусловно. Забытые слова «чеченцы», «Чечня» опять стали в ходу. К тому же Обама, как известно, сказал, что предполагаемые террористы - американские граждане и что это внутреннее, американское дело. Это тоже, в общем, сыграло роль. Другими словами, политическое отношение не изменилось. И Путин отреагировал правильно, достаточно деликатно. В политическом классе, тем более, я думаю, ничего не поменялось. Фундаментальные тренды в США по отношению к России сформировались давно, и они вряд ли будут меняться в связи с текущими событиями.

- То есть русофобских настроений нет?

- Я, честно говоря, их не видел. Они, может быть, не больше, чем до этого. Если что-то и возрастет в результате теракта, то это в очередной раз антимусульманские настроения, но не русофобские. Большинство американцев смотрит на Россию в большей степени как на жертву терроризма. Многие, конечно, считают, что Россия сама в последние десятилетия приложила руку к тому, чтобы в ней сформировались условия для напряженности, в том числе этнический, но она в глазах американцев, повторяю, является жертвой терроризма, как и сама Америка. И в них потенциально может быть гораздо больше симпатии, чем какая-то волна русофобии.

- Может ли ужесточиться визовый режим между Россией и Соединенными Штатами?

- Я думаю, нет. Осенью прошлого года был подписан договор об облегчении визового режима, и любого рода изменения в этом договоре будут иметь двусторонний характер. Они будут требовать каких-то совместных договоренностей, усилий. Вот что может ужесточиться, и это будет совершенно справедливо: это сама американская эмиграционная система и система выдачи гражданства. Будет иметь большее значение, как они (братья Царнаевы – «МК») просочились в США, нежели то, откуда. Как они получили гражданство, почему отпечатки их пальцев не оказались в правильных местах – вот это имеет значение, а не то, откуда они. К России здесь вряд ли могут быть претензии. Правда, при политическом желании можно накопать все, что угодно, но предпосылок к этому я не вижу.