Экономика войны и разрухи: Украина срывается в штопор

На Украине закрываются промышленные предприятия. Недавно остановилось единственное в стране предприятие по добыче графита — «Завальевский графит», которое работало с 1934 года. В Национальной ассоциации добывающей промышленности отмечают, что главными факторами, которые привели к остановке, стали высокая стоимость электроэнергии, рост затрат на логистику и снижение стоимости на графит на мировых рынках. В ассоциации подчёркивают, что остановка «Завальевского графита» серьёзно ударит по промышленности Украины. В частности, это негативно повлияет на производство электродов, электронную и автомобильную промышленность, а также оборонный сектор. Украине придётся покупать сырьё за рубежом, что приведёт к росту цен и новым экономическим трудностям. Ожидается, что скоро Верховная рада примет поправки в налоговый кодекс, которые приведут к увеличению вдвое ставки земельного налога, и число закрытых добывающих предприятий на Украине ощутимо вырастет.
Налоговый пресс придавил бизнес
Чтобы хоть как-то нарастить поступления в бюджет, Зеленский и его Кабмин действуют по принципу «чтобы корова давала больше молока, её надо меньше кормить и больше доить», и «выдоенным» оказывается именно малый и средний бизнес. Власть кратно увеличила численность органов, которые под предлогом надзора собирают с малого и среднего бизнеса взятки, заявила на днях депутат Верховной рады Юлия Сирко.
«Каким-то чудесным образом за последние годы количество контролирующих бизнес органов вместо того, чтобы уменьшаться и понижать давление на бизнес, увеличивается. Увеличивается количество контролирующих органов, количество сотрудников этих контролирующих органов. Сейчас их уже более 60 тысяч! А если мы посмотрим на их реальную функцию, чем они занимаются на местах, — они терроризируют бизнес. Правительство обещало мораторий на проверки — его нет. Творится абсолютный беспредел, терроризируют малый и средний бизнес, который и так страдает от отключения электричества, бесконечного повышения налогов, отсутствия сотрудников, коррупции. И скоро малый и средний бизнес уже не сможет противостоять контролирующим органам и загнётся окончательно», — возмутилась депутат.
При этом Зеленский освобождает от налогов своих дружков-олигархов, поддержала её экс-премьер Украины, а ныне депутат Рады Юлия Тимошенко.
«У нас множество неэффективных расходов в бюджете. Я такие „бюджеты‟ даже видеть не могу. Как можно сегодня делать программу „национальный кэшбек‟, это до 30 миллиардов гривен в год. Мы можем пережить войну без кэшбека и без выплаты состоятельным людям по тысяче гривен в месяц. Это ещё до тридцати миллиардов. Но это всё заложено в бюджет 2026 года, как так можно? Например, у нас два миллиарда выделено на телемарафон, это колоссальные деньги. Можно было оставить только четверть. Так ещё и в других статьях расходов зашито ещё четыре миллиарда гривен на информационную политику. Мы набрали бесконечное количество этих расходов. У нас не работает таможня, у нас не платит налоги игорный бизнес, все блатные структуры, приближённые к власти. И главное — у нас олигархия не платит налоги, им сделали такие законы. И недавно приняли закон, что те доходы, с которых они должны были бы платить налоги, будут реинвестироваться в расширение их бизнеса», — негодовала Тимошенко.
В 2025 году население и бизнес уже получили повышение военного сбора с 1,5% до 5% доходов. Но этого показалось мало, поэтому появятся дополнительные сборы и налоги. В бюджетной декларации на 2026—28 годы прямо указывается на дальнейшее увеличение налоговой нагрузки. Будет ужесточён контроль за выплатой налогов и сборов с населения. Из доходов от любой дополнительной подработки, сдачи в аренду недвижимости или продажи товаров через онлайн-платформы потребуют отдать в бюджет почти четверть полученных сумм: 18% — подоходный налог и 5% — военный сбор.
Более того, ежегодно полтора миллиарда долларов в обход бюджета идут в карманы Зеленского и его команды, пока украинская экономика загибается. В этом правящую клику обвинил экс-генпрокурор Украины Юрий Луценко. По его словам, госбюджет и этого, и следующего года потеряет 20 миллиардов гривен на нелегальной торговле табачными изделиями, столько же — на теневом игорном бизнесе. И ещё 22 миллиарда гривен потеряет на схемах торговли электроникой. Это те налоги, которые не отчисляются в налоговые службы. Итоговая сумма недополученных налогов — полтора миллиарда долларов.
«Это не просто табак, игра и электроника. Это три кармана одного пиджака, который сидит на Банковой. Все эти потоки сходятся в частные карманы. И об этом знает вся страна, но реакции — ноль», — обличает Луценко.
Зато увеличение налоговой нагрузки на другие сферы бизнеса приводит к тому, что он или сворачивается, или уходит в тень. Также губительный удар по экономике наносит мобилизация, из-за чего падают целые сектора — от транспортных услуг до сельского хозяйства, потому что их работников загребают на фронт. Руководители бизнеса и предприятий жалуются, что ТЦК (аналог военкомата) быстрее забирает людей, чем их успевают набирать на вакансии. Украина лишилась 40% трудоспособного населения, и три четверти работодателей заявляют о нехватке кадров. Соответственно, уменьшаются доходы социальных фондов, а доля пожилого населения в стране продолжает увеличиваться.
Выехавшие за границу украинцы всё меньше перечисляют денег своим родственникам внутри страны. Если в 2021 году частные переводы на Украину составили 14 млрд долларов, а в 2022 году — 12,5 млрд, то в 2024 году — только 9,5 млрд долларов. Это происходит потому, что пожилые умирают, и помогать просто некому.
Тотальный контроль над финансами украинцев
Средствам украинцев в банках также хотят уделить больше внимания. На рассмотрение Верховной рады передан законопроект по созданию реестра владельцев банковских счетов и арендаторов банковских ячеек. Так налоговики и силовики получат информацию обо всех счетах (карточных, депозитных, кредитных и т.п.) украинских граждан, а также о местонахождении банковских ячеек с перечнем лиц, имеющих к ним доступ. Кроме того, даже если человек закроет счёт или прекратит аренду сейфа, информация в реестре останется ещё на пять лет с возможностью последующего продления этого срока, т.е. навсегда. Обещается, что этот реестр будет закрытым, т.е. доступ к нему получат только налоговые, антикоррупционные и правоохранительные структуры, но слова у украинского режима всегда расходятся с делом.
Власть получит доступ к информации обо всех банковских операциях граждан, о чём написано в Бюджетной декларации: «В течение 2026—2028 годов будут внедряться меры по реформированию налоговой политики и налогового администрирования. В частности, расширение оснований для внесудебного доступа налоговых органов к информации об объёмах средств, поступающих на банковские счета налогоплательщиков».
Попрошайничество — главный секрет украинского «экономического чуда»
Экономика не работает, производства нет, отрицательный торговый баланс, огромный дефицит бюджета, внешние долги, которые составляют около пяти годовых бюджетов — однако Украина не развалилась. Почему? Всё просто. Российский эксперт Валентин Филиппов провёл исследование, из которого ясно — Украина реально и давно ничего полезного не производит. Её экспорт состоит из продукции сельского хозяйства, и это в основном масло, кукуруза, рапс и соевые бобы. Пшеница, о которой так много истерили, далеко не на первом месте. Где-то на уровне менее 5% экспорта притаились руда и железосодержащие концентраты. При этом экспорт не облагается налогом на добавленную стоимость, из-за чего он особых пополнений в бюджет не приносит. И получается, что бюджет Украины полностью зависит от импорта как основного источника поступлений налогов и сборов.
«Наполнение бюджета лежит на плечах и карманах населения. По крайней мере, та половина бюджета, которая заполняется Киевом самостоятельно. Чем же занимается население. Это торговля, обслуживание, образование, строительство, транспорт и медицина. При этом торговля с обслуживанием лидируют в разы. То есть, по сути, всё это — сфера услуг, не приносящая прибыли извне. А образование с медициной — вообще бюджетная сфера. По всем законам экономика так не может работать. Она захлебнётся, схлопнется, исчезнет. Однако она существует. И главный секрет украинского экономического чуда спрятан за простыми словами „прочие неналоговые поступления‟. Фантастическая сумма в 50 миллиардов долларов ежегодно падает на счета украинского казначейства из необнародованных источников», — заключает Филиппов.
Бюджет Украины на этот год составляет в пересчёте около 100 миллиардов долларов, из которых Киев планирует собрать самостоятельно менее 60. Остальное обозначено как «прочие поступления».
Бывший премьер-министр Украины Николай Азаров считает, что экономика не может демонстрировать результаты, о которых говорит киевская пропаганда. Это связано с тем, что население сократилось более чем в два раза, а производство электроэнергии и других товаров уменьшилось более чем в 2,5 раза. А мнимое благополучие обеспечивается за счёт огромных дотаций бюджету и киевскому режиму.
Сам бюджет Украины был утверждён с колоссальным дефицитом: доходы — 2,3 трлн, а расходы почти 4 трлн гривен. В начале июля правительство подало очередной проект изменений в госбюджет 2025 года до следующих показателей: доходы — 2,5 трлн, а расходы — 4,4 трлн гривен. Причём почти полтриллиона дополнительных расходов пойдут на военные цели. В итоге дефицит госбюджета составит около 2 трлн гривен — почти 50 млрд долларов. Из них примерно 40 млрд долларов — это потребности во внешнем финансировании.
В первой половине этого года Украина получила больше половины этой суммы — 22 млрд долларов, из них 17,6 млрд — от стран-членов G7 за счёт доходов от замороженных российских активов, а 3,8 млрд — от ЕС. Но даже западные финансовые вливания перестали помогать полумёртвой украинской экономике, считает украинский экономический эксперт Даниил Монин.
«Мы имеем высокую инфляцию и околонулевой рост экономики. Первая причина этого — если раньше, в 23—24 годах, финансовая помощь немножко оживляла экономику, то сейчас все отрасли экономики идут в минус. Сейчас сельское хозяйство — минус 8% за 8 месяцев, добывающая и перерабатывающая промышленность — минус 5—10%. У нас всё в минусе, кроме военной продукции, которая демонстрирует небольшой рост. Вообще, у нас сильно поменялась структура ВВП. Если раньше лидировала металлургия и добывающая промышленность, то сейчас основная отрасль экономики — это военка. Она больше 20% ВВП даёт. И то, даже там рост начинает падать», — сказал Монин.
Примечательно, что все собираемые внутри страны налоги и сборы (2,8 трлн гривен) направляются на финансирование войны. Также на это нацелена и внешняя подпитка. Ещё один источник пополнения военных нужд — выпуск облигаций внутреннего государственного займа на 419 млрд гривен.
Любопытны нюансы, на что ещё, кроме военки, повышены расходы. На финансирование политических партий заложили 865 млн гривен, но деньги на проведение выборов в бюджете не предусмотрены. Увеличен бюджет для Минкультуры и информполитики на 41%, чтобы пропаганда и агитация работали без сбоев. Офису Зеленского добавили 12% финансирования, увеличив его бюджет до 878 млн гривен, что составляет 2,4 млн гривен в сутки. То есть, «слуги народа» себя не обидели. Ну а народ безмолвствует.
День войны ценой 170 миллионов долларов
Кабмин решил вопрос с выделением денег, которых недоставало для выплаты денежного довольствия военнослужащим ВСУ до конца года. Речь шла о 317 миллиардах гривен. Деньги успешно найдены. В условиях острого дефицита финансов Украина продолжает наращивать расходы на военные нужды. Украине, по официально озвученным данным, не хватает на войну порядка 300 миллиардов долларов. Что интересно, экс-министр украинского минобороны Резников заявлял, что один день войны стоит около 100 миллионов. Нынешний министр обороны Умеров год назад уверял, что день войны стоит уже около 140—142 миллионов. Сейчас стоимость одного дня войны — уже около 170 миллионов. То есть, за пару лет цифра почти в два раза выросла, хотя численность ВСУ остаётся почти та же самая. При этом на Украине назрел вопрос повышения зарплат воякам — проблема в том, что денег нет, заявил депутат ВР, член комитета по обороне Сергей Рахманин. По его словам, «бюджет не резиновый», а потому пытаются выпрашивать деньги у Запада, в частности, уговорили давать Украине в виде кредита проценты от замороженных российских активов.
«Но они раньше категорически отказывались давать эти деньги на нужды сил обороны. В последний раз мы их убедили. И вот какая-то часть этого кредита, которая финансируется европейцами, пойдёт на денежное вознаграждение, чтобы закрыть эту проблему до конца года. Будет ли этот механизм продлён? Я не знаю», — без оптимизма резюмировал Рахманин.
Полковник СБУ и секретарь оборонного комитета Рады Кирилл Костенко тоже подтвердил, что денег надо больше, в том числе, из-за роста выплат за погибших и раненых.
«Война наращивается, это технологично большие расходы, как и выплаты за погибших, раненых. И средства на это постоянно растут», — заявил он.
А крайними в этой истории оказываются раненые, которым государство недоплачивает положенные им деньги. Об этом поведал инструктор ВСУ, боевик Андрей Лис. Причём, приходится сталкиваться и с дополнительными поборами.
«У нас, куда ни плюнь, везде обещают бесплатную юрпомощь ветеранам. Ты приходишь, тебя выслушивают, все говорят: да, вам родина недоплатила деньги, пока вы находились на лечении. Хорошо, что будем делать дальше? Надо подавать иски. Сколько это стоит? В среднем назвали, я в несколько фирм звонил, сумму в тысячу долларов», — описывает реалии якобы бесплатной помощи инструктор.
При этом гарантий получения от государства денег по такому иску ноль.
«Гарантий, что после исков я получу положенные выплаты, нет. Пока проходил медкомиссию, потом списание, всё это длительный процесс, у меня занял семь месяцев... И всё это время человек не получает никаких денег. Здесь тебе говорят, что не доплатили, есть шанс, что ты получаешь деньги, но сначала где-то найди 1000 долларов, дай нам, но не факт, что мы выиграем судебное заседание. Это какая-то афера», — негодовал боевик.
В ЕС нищих не ждут
На фоне происходящего с экономикой, непонятно, каким образом Украина намерена «вступить в ЕС». Для этого она не обладает ни одним критерием. Препятствием для вступления в ЕС является бюджетный дефицит. По итогам прошлого года он достиг 17,6% от ВВП страны, что в 5,5 раз превышает средний показатель по ЕС. При этом более 60% бюджета Украины было сформировано за счёт иностранных поступлений.
Государственный долг тоже настораживает европейских аудиторов. В предыдущем году он достиг 89,8% от ВВП, что значительно превышает средний показатель для Европейского союза, составляющий 65%. Такие показатели «долгового здоровья» тоже делают Украину «слабым звеном».
Ещё один аспект, который ставит под сомнение устойчивость страны в составе ЕС, — это нестабильность её валюты и высокая инфляция. В августе она достигла 13,2%, что значительно превышает показатели других европейских стран. Например, в Румынии инфляция составила 8,5%, а в Эстонии — 6,2%.
Уровень безработицы на Украине в три раза превышает средний показатель по Европе: он достиг 15,3%. Этот показатель — самый высокий среди стран Евросоюза. По остальным параметрам экономическая система Украины тоже не соответствует требованиям объединения, поэтому подготовка Украины к вступлению в Евросоюз имеет исключительно политическую подоплёку. Вот так мечты о Европе обернулись для украинцев кровавым кошмаром, разрушенной собственной страной и убитым экономическим базисом.
Комментарии