Что им Гайдар? Что им Сахаров?

Провинциальные власти озабочены продвижением позитивного имиджа своих регионов. На это тратятся огромные средства. Журналисты и осевшие на чиновничьих ставках пиарщики трудятся, не покладая рук.

Что же отражает медиа-зеркало, если заглянуть из-за плеча ваятелей информационного пространства?

Три события, которые в декабре приковали внимание читателей во всем мире, в официальных ставропольских СМИ прошли незамеченными.

20 лет со дня смерти Андрея Дмитриевича Сахарова, человека, мизинца которого не стоит депутатская и прочая политическая шушера. Помню, декабрь 1989 года. Городской митинг. Сняв шапки в двадцатиградусный мороз, один за другим брали слово ставропольчане и говорили об академике Сахарове. Резолюцию митинга я передал в редакцию «Ставропольской правды» с просьбой найти местечко на газетной полосе. Не нашлось. Наследники тогдашнего руководства газеты не отклоняются от традиций предшественников.

В середине декабря исполнилось 90 лет со дня рождения одного из самых выдающихся сыновей России, нашего земляка - Александра Солженицына. В 1994 году Александр Исаевич приезжал в Ставрополь. Помню, какие толпы народа собирались, чтобы увидеть великого подвижника, пожать руку, попросить автограф, просто посмотреть со стороны.

В сегодняшних ставропольских газетах тоже не нашлось места ни для одной строчки, посвященной гению русской литературы.

Ну, а о том, что все порядочные и думающие люди России и мира почтили память безвременно ушедшего Егора Гайдара, человека, ответственного не только за шоковую терапию и либерализацию цен, но и за то, что продвинутая часть общества (не такая уж и маленькая) разъезжает на «Мерседесах» и хранит сбережения в долларах и акциях, а куриные наборы продаются в магазинах без предварительной записи и рекомендаций трудовых коллективов, без драк и разборок, местные газеты не рассказали тем более. Кладбищенская тишина, как парафраз молчания совести провинции.

Между тем, эти люди изменили нашу страну. Они собирали рассеянную энергию и возвращали нам смысловые импульсы. Через них проходили мировые линии. Они - интеллектуальный резервуар России, к которому мы обратимся еще не раз. Их жизнь и дела уже принадлежат истории. Они будут определять траекторию будущего не одного поколения.

Насколько же надо быть затхло провинциальными, застрявшими далеко в стороне от мировых потоков идей и смыслов, не понимать содержания происходящих в мире процессов, чтобы не откликнуться на эти события?

Выяснилось: для того, чтобы посвященные великим россиянам публикации появились на страницах газет, в наши дни требуется наличие некоего минимума чести, интеллекта, совести. Увы, это самый заржавелый дефицит провинциального управляющего слоя.

Ну, а что же привлекло внимание местной четвертой власти? Чем идеологические опекуны рекомендовали разнообразить информационный рацион имярека?

Извольте. Состоялось событие всемирно-исторического значения - 20-летие существования ЛДПР. Неувядаемый симулякр российской политдействительности. Об этом газеты дружно рассказали.

Узнали мы и о том, что в Кисловодске состоялись торжественные мероприятия, посвященные памяти бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева. Добавим, бывшего члена Политбюро ЦК КПСС, бывшего первого секретаря ЦК компартии Азербайджана. Наверное, хороший человек. Но...

Для памяти великих сынов России, о которых в декабре говорили все мировые СМИ, будет оскорбительным проводить какие-то сопоставления. Поэтому ни намеков, ни сравнений, ни печальных выводов. Просто знайте: в Ставрополе было так.

Скудная, бескрылая провинция.

А начали мы с разговора о формировании позитивного образа, который должен привлечь инвестиции в край. Этим озабочены власти. Этим должны быть озабочены и рядовые граждане. Инвестиции - это рабочие места, заработная плата. Прибыли, налоги. Инвестиции - это жизнь.

Известно, что инвестиции идут туда, где дух и интеллект. Где мозги и совесть, господа командиры Ставропольского края. Как насчет этого?

Проявленный в публикациях последней недели обобщенный образ фиксирует заспанную физиономию проснувшегося после двадцатилетней спячки вялого совка. Того самого, которого семьдесят лет партийные кинологи дрессировали заклятьями - «ты - самый прогрессивный», «самый мирный», «самый непобедимый», «будь готов!»...

Тридцать лет назад он, не вдумываясь, шевеля губами, вычитывал из передовиц «Правды» и партийных газет вранье о «предателях» Сахарове и Солженицыне и равнодушно одобрял их изгнание. Мир изменился, а он остался тем же. Таким, каким его хотят видеть современные управители страны и провинции. Он - главный продукт укрощенных чиновниками масс-медиа.