Если «Новое мышление» внедряют новые русские «мёртвые души»
Короткая характеристика Собакевича – третьего помещика, встреченного Чичиковым у губернатора, данная Гоголем, позволяет легко отождествить этого персонажа с современной российской действительностью.
- А прекрасный человек!
- Кто такой? – сказал Собакевич, глядя на угол печи.
- Председатель (палаты).
- Ну, может быть, вам так показалось: он только что масон, а такой дурак, какого свет не производил.
Чичиков немного не много озадачился таким отчасти резким определением, но потом, поправившись, продолжал:
- Конечно, каждый человек не без слабостей, но зато губернатор какой превосходный человек!
- Губернатор превосходный человек?
- Да, не правда ли?
- Первый разбойник в мире!
- Как, губернатор разбойник? – сказал Чичиков и совершенно не мог понять, как губернатор мог попасть в разбойники…
- И лицо разбойничье! – сказал Собакевич. – Дайте ему только нож, да выпустите его на большую дорогу – зарежет, за копейку зарежет! Он, да ещё вице-губернатор – это Гога и Магога!
«Нет, он с ними не в ладах, - подумал про себя Чичиков. – А вот заговорю я с ним о полицмейстере: он, кажется, друг его».
- Впрочем, что до меня, - сказал он, - мне, признаюсь, более всех нравится полицмейстер. Какой-то эдакий характер прямой, открытый; в лице видно что-то простосердечное.
- Мошенник! – сказал Собакевич очень хладнокровно, - продаст, обманет, ещё и пообедает с вами! Я их знаю всех: это всё мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот если сказать правду, свинья.
После таких похвальных, хотя несколько кратких биографий Чичиков увидел, что о других чиновниках нечего упоминать, и вспомнил, что Собакевич не любил ни о ком хорошо отзываться».
Ну, конечно же, это Жириновский, вечный критикан власти от Горбачёва и Ельцина, до Путина и Медведева, и соперничающих партий. Символ существующей оппозиции власти, характеризующейся вполне фамилией Собакевич. Собака лает, а караван идёт…
Не брезгует Собакевич и прямой клеветой в обличении власти. Во фрагмент беседы Собакевича и Чичикова за обедом:
- У губернатора, однако ж, недурён стол, -сказал Чичиков.
- Да знаете ли, из чего это всё готовится? Вы есть не станете, когда узнаете.
- Не знаю как приготовляется, об этом я не могу судить, но свиные котлеты и разварная рыба были превосходны.
- Это вам так показалось. Ведь я знаю, что они на рынке покупают. Купит вон тот каналья повар, что выучился у француза, кота, обдерёт его, да и подаёт на стол вместо зайца.
- Фу, какую неприятность ты говоришь, сказала супруга Собакевича.
- А что ж, душенька, так у них делается, я не виноват, так у них всё делается. Всё что есть ненужного, что Акулька у нас бросает, с позволения сказать, в помойную лохань, они его в суп! Да, в суп! Туда его!
Эпотаж, цирк, клоунада это характерные приёмы Жириновского, которые завоевали у части населения определённое расположение, заменяя оппозицию скоморошьим шоу.
Другую сторону Собакевича характеризует его способность упорно и мелочно торговаться. Несмотря на то, что все кругом мошенники, он прекрасно расположился в их окружении и умел договариваться и торговаться с ними.
В завершение разговора с Чичиковым, он так его подытожил: «Ну, нечего с вами делать, извольте! Убыток, да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствие ближнему, ведь я, чай, нужно и купчую совершить, чтобы всё было в порядке».
Эта черта характера присуща и Жириновскому, как далеко в своих оскорблениях власти не заходивший, он всегда помнит, кто в доме хозяин, и в нужный момент всегда вертит хвостом. Более того, иногда он выполняет прямые поручения власти, использующей его как рупор информации не всегда удобной для официальных органов государственной власти.
Перечисленными героями романа Гоголя «Мёртвые души исчерпывается список прямых параллелей с современными политическими реалиями. Тем не менее, можно порассуждать на тему преемственности власти в России, поскольку институт преемничества, отменивший по сути дела президентские выборы, является естественным продолжением действовавших персонажей на российской политической сцене. Не случайно, по-видимому, что и Горбачёв, и Жириновский, и в некотором виртуальном виде даже Ельцин, в виде своего клана, являются участниками политического шоу.
http://blogs.mail.ru
Комментарии