Не храните деньги в сберегательной кассе

На модерации Отложенный

После того, как в предыдущем обзоре мы написали о проблеме излишних мощностей в мировой и российской экономике, рано или поздно мы вынуждены были бы поговорить и о проблеме сбережений и накоплений. А тут как раз вице-премьер правительства И.Сечин на собрании акционеров «Интер РАО ЕЭС», председателем совета директоров которого он является, поднял этот вопрос. Конечно, лучше бы он этого не делал, но обо всем по порядку.

В чем заключается проблема сбережений? Людям по тем или иным причинам требуется сберегать и копить деньги: на крупную покупку, на старость, на всякий случай - чтобы чувствовать себя более защищенными от разного рода случайностей. Естественно, они желают, чтобы деньги эти, во-первых, не пропали, во-вторых, не обесценились вследствие инфляции, в-третьих, принесли хотя бы небольшой доход.

Это последнее желание, а именно, получение дохода, обязательно не абсолютно, но все-таки... Ведь были же времена, и не так давно, когда получение дохода на сбережения было вполне обычным явлением. А, кроме того, экономическая теория, о которой сегодня многие что-то слышали, однозначно говорит, что отказ от текущего потребления в пользу будущего должен вознаграждаться.  Но, еще раз повторим, получение дохода - это дополнительная опция. Получится - хорошо, не получится - Бог с ним. А вот защита от обесценения - это непременное условие. Конечно, в большинстве стран мира сегодня мы видим дефляцию, то есть ценность сберегаемых денег повышается сама собой, даже если они просто лежат под матрасом. И в России, если исключить рост цен, спровоцированный родным государством, реальная ситуация близка к дефляции (в промышленных ценах уж точно).

Но при этом все понимают, что инфляция рано или поздно будет - а если ее не будет, то мировую (и российскую) экономику ждут такие суровые испытания, на фоне которых вопрос о сохранении сбережений покажется мелким и неинтересным.  Чтобы защитить деньги от инфляции, их надо вложить во что-то, что приносит доход. В новые мощности, которые через какое-то время начнут производить продукцию, которая будет пользоваться спросом позволит получить прибыль, достаточную для того, чтобы компенсировать произошедший за это время рост цен.

Но сегодня вкладывать, по большому счету, некуда. В условиях избытка мощностей даже те мощности, которые уже есть, малоприбыльны или вообще генерируют убытки. До недавнего времени эти убытки маскировались мировым финансовым пузырем, а когда он начал сдуваться, они стали очевидными. На сегодняшний день объемы списаний в мировой финансовой системе составили уже около двух триллионов долларов. Даже официальные оценки предрекают в ближайшем будущем списание такой же, если не большей суммы. Неофициальные оценки (к ним относятся и оценки компании «НЕОКОН» дают цифры более 10 трлн. долларов - на уровне 20% мирового ВВП).

При этом не надо заморачиваться по поводу того, что это, мол, убытки финансового сектора. Мол, кризис - их рук дело и так им и надо, а все остальные тут как бы ни при чем. Так вот, списания финансовой системы - это накопленные убытки реального сектора, который все последние годы производил их в гигантских размерах. И будет производить их и дальше.

Все сказанное вовсе не означает, что в мире вообще нет мест, в которые можно было бы выгодно вложить сбережения. Они есть, просто их емкость в разы меньше, чем есть уже накопленных сбережений, и чем их делается в каждый новый промежуток времени. Если такое место отыскивается, то туда устремляется такое количество средств, что очень быстро происходит перенакопление мощностей, и они также начинают генерировать убытки.

Это не просто кризис одного из механизмов экономической модели. Это кризис образа жизни. Американские пенсионеры уже сейчас начали сталкиваться с резким уменьшением их доходов по сравнению с теми, на которые они рассчитывали, откладывая часть своей заработной платы в пенсионные фонды. И в ближайшем будущем это явление станет массовым. При этом опять-таки не надо думать, что американскими пенсионерами дело только и ограничивается. Это проблема всего мира. Пока убытки предприятий берут на себя государства. Они же берут на себя и гарантии накоплений граждан. Но означает это только одно - что кризис откладывается на некоторое и, похоже, не очень отдаленное время.

Ибо дальше перед угрозой банкротства окажутся уже сами государства. И вот уж их никто спасти не сможет, разве что инопланетяне.
На этом фоне можно было бы порадоваться, что один из вице-премьеров правительства России, а именно, И.Сечин, озаботился проблемой сбережений граждан. Тем более что это человек, отвечающий за реальный сектор, который, по идее, должен был бы глубоко понимать сложившиеся в этой сфере трудности.

Но, как выяснилось, понимает он их своеобразно. Он призвал граждан как можно активней играть на фондовой бирже. Как будто бы не было в нашей недавней истории пресловутых «народных IPO», которые кончились для доверчивых вкладчиков сплошными убытками.
Услышь мы такое от какого-нибудь записного либерала - не обратили бы внимания. Ждать от него чего-либо другого было бы странно. Но тут случай особый, который и квалифицировать-то трудно. Либо вице-премьер не понимает реальных проблем того сектора экономики, за который он отвечает. Либо ему эти проблемы неинтересны, попал на этот пост он случайно, а сам с детства мечтал был финансистом. Либо он проблемы эти понимает, но делать с ними ничего не собирается, а уповает на то, что за счет денег доверчивых граждан удастся надуть еще один финансовый пузырь, который прикроет огрехи его руководства реальным сектором. И это далеко еще не все гипотезы, которые можно выдвинуть по данному поводу.

Но каковы бы они ни были, вывод тут один. Гражданам придется как-нибудь самостоятельно решать свои проблемы с сохранением своих сбережений, поскольку правительству до этих проблем нет никакого дела - оно о них даже не задумывается.
На прошлой же неделе на ту же тему появилось еще одно интересное сообщение. Несколько германских пенсионеров похитили и несколько дней пытали финансового консультанта, следуя советам которого потеряли несколько миллионов евро. Их не смягчило даже то, что сам этот консультант потерял на этих сделках свои собственные деньги. К счастью, в данном случае все закончилось относительно благополучно.

Зачем мы вспомнили здесь эту историю? Да так просто. К слову пришлось.