30 лет назад в центральных изданиях СССР появилось постановление ЦК партии «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». В народе его окрестили «сухим законом». До сих пор в обществе есть те, кто поддерживает борьбу за народную трезвость, и те, кто видит в «сухом законе» лишь зло. Мы выслушали доводы тех и других (См. «За» и «Против»). А первым делом задали вопросы «отцу Перестройки» Михаилу Горбачеву.
«Страна спивалась»
- Михаил Сергеевич, на днях исполняется 30 лет «сухому закону»...
- А я уж и забыл. За это стоит выпить, да? – шутит Горбачев. – Почему-то с моим именем связывают «сухой закон». На самом деле проблема пьянства в стране была исследована и разработаны меры по борьбе с ним задолго до моего прихода на должность генсека. В целом, меры правильные. Пьянство в стране было страшное! От алкоголя и от заболеваний, связанных со злоупотреблениями, мужчины умирали молодыми, не доживая до 50 лет. На душу населения (включая детей) приходилось до 17 литров чистого алкоголя. Есть научное заключение: общество, где выпивают 18 и более литров, само себя уничтожает.
- Говорят, идею «сухого закона» подсказала Раиса Максимовна?
- Это вымыслы. Правда, что брат Раисы страдал от алкоголизма. Это была трагедия. Мы лечили его, но ничего не помогло.
- Еще говорят, инициатором антиалкогольной компании был Лигачев...
- Нет, инициатива была не его и не моя. Это была общая позиция Политбюро!
Андрей Громыко рассказывал мне, как уговаривал еще Леонида Брежнева начинать борьбу с пьянством. Но Брежнев сам выпить любил и был против. Но потом все-таки дал согласие на исследования, на подготовку мероприятий. Начинал Брежнев, продолжал Андропов, потом Черненко. Меня убедили, что пора проводить смену поколений и начать реформы. Цой и тот пел: «Мы ждем перемен».
Но именно Громыко напомнил мне про уже готовые и разработанные антиалкогольные мероприятия, которые давно собирались в стране вводить, но из-за частой смены лидеров все не получалось. Мы хотели оздоровить общество. Я читал письма от жен, сестер с мольбами противостоять тотальному пьянству.
Мы планировали сократить продажу водки, ограничительные меры продаж ввести, повысить ответственность руководителей за внедрение здорового образа жизни.
Собирались регулировать цены, ассортимент - все пили только водку, а сухих вин, даже пива почти не было. (Подробнее что подразумевал сухой закон — см. «Конкретно»)…
«Откопаем Брежнева, будем пить по-прежнему»
- На вас обижены производители вин - во время «сухого закона» начали вырубать виноградники.
- Не я же их вырубал! Это перегибы на местах. Я подобных распоряжений не давал и не знал, что происходит вырубка виноградников.
На местах исполнители все вывернули наизнанку, хорошее дело закончилось бесславно…
За выполнение плана отвечали Егор Кузьмич (Лигачев, тогда секретарь ЦК КПСС. - Ред.) и Михаил Сергеевич Соломенцев (член Политбюро. - Ред.). Они напортачили. Все довели до глупости. Если бы не перегибы… Но вы посмотрите официальную статистику Госстата. За время антиалкогольной компании удалось достичь хороших результатов. (См. Статистика).
Это потом те, кто хотел вернуть брежневский строй устроили антипропаганду алкогольной компании. И остался у народа сплошной негатив: «Доживем до второго, закопаем Горбачева, откопаем Брежнева, будем пить по-прежнему». Мой переводчик однажды Рейгану анекдот рассказал: «Стоит огромная очередь за спиртным. Один в очереди, не выдержав, говорит: «Всё, иду убивать Горбачева!».
Через какое-то время возвращается: «Туда очередь еще длиннее».
Вот такие прекрасные изречения рождены «патриотами», которые ничего не хотели менять в обществе.
«Если есть событие, отказаться от рюмки грех»
- А вы выпивали во время «сухого закона»?
- Да. Мы же не требовали от народа полностью отказаться от выпивки! Была однажды комичная история. Во время поездки на Дальний Восток мы с Раисой Максимовной попали под ливень. И на обеде у партийного чиновника Раиса попросила… согреться коньячком. Это в самый разгар антиалкогольной компании. Чиновник помялся, но достал припрятанную бутылку коньяка.
Если событие, то считаю, что не выпить - это просто грех.
- А в молодости могли выпить много?
- Мог. Мы с Раисой решили отметить 20-летие нашей свадьбы. Оказались в это время на родине под Кисловодском на отдыхе.
Секретарь крайкома заказал для нас место в хорошем ресторане. Мы туда с Раисой пришли. Мы уголок хороший заняли, заказали все, что нам нужно. И ты удивишься, сколько Горбачёв смог выпить! (смеется). Раиса весь вечер пила бокал шампанского, а я «уговорил» все остальное: водку, коньяк. Переборщил. Когда официант принес счет, поняли, что ужин вышел «в копеечку». Всю мелочь выгреб, чтобы хватило расплатиться.
«Сейчас подобные меры бы не помешали»
- А на встречах с мировыми лидерами пили алкоголь?
- Руководители стран – те же граждане.Почему же лидеры не вправе поднять бокал?
Вот в одиночку я точно не пью. А на встрече с друзьями – конечно. Наш институтский выпуск по сей день встречается.
- А сейчас выпиваете?
- Бывает. За майские праздники пил с коллегами. Хотя выпиваю - громко сказано. Один бокал, здоровье уже не позволяет. Пили хорошее вино. Какое — секрет! Вообще мой любимый напиток - вино. Но и водку пил, и коньяк. Под бутылочку «Юбилейного» хороши огурчики соленые из бочки.
- Ваш любимый тост?
- «За прекрасное будущее!»
- Как считаете, сейчас люди сейчас стали пить больше?
- Намного больше. В те же майские праздники, посмотрите...
- Что, пора вводить новый «сухой закон»?
- Вопрос сложный. Надо тщательно проработать меры. Но в целом «сухой закон» не помешает.
Комментарии
Беда. Что и произошло.
Но этого почему-то никто в МП не замечает: чем сухой закон горбача отличен от сухих и противокуревых законов наших дней? ОСУЖДАЙТЕ не то, что было, а ТО, ЧТО ЕСТЬ!