Прилепин унылого образа

На модерации Отложенный

Несостоявшийся депутат Госдумы отменил семейное счастье в русской литературе

Венчание юного прапорщика Петруши Гринёва и дочери убитого во время восстания Пугачёва капитана Миронова слегка омрачил дебош незваного гостя. В храм ворвался лысый мужик, назвавшийся любимым писателем матушки-императрицы Захаром Прилепиным. Он орал, что свадьбе не быть, поскольку героям русской классики семейное счастье не положено. Тем более персонажам повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка».

Напугавшего трепетную невесту буяна связали, заперли в свинарнике и послали за полицией, но та опоздала. Прилепин вернулся в нашу эпоху и продолжает править Пушкина заодно с прочими классиками.

«У нас нет ни одной классической книги с весёлым финалом. Чем там завершились «Дубровский», «Герой нашего времени», «Тарас Бульба», «Братья Карамазовы» и «Тихий Дон»? Все поженились и жили счастливо? Увы, нет! Но разве эти книги делали нас слабее? Нет, они сделали нас непобедимыми. Русская литература учит другому: умей разглядеть божественное предначертание сквозь боль. Пройди сквозь муку и останься человеком. Как ни удивительно, и советская литература была ровно точно такой же».

Разглядеть божественное предначертание через непрерывную пьянку в прилепинской «Некоторые не попадут в ад» сложно. Зато Пушкин, кроме «Дубровского», написал и «Капитанскую дочку», и «Метель» и «Барышню-крестьянку». В «Метели» гусарский полковник Владимир Бурмин влюбляется в прелестную Машу Р. после того, как на венчании его принимают за другого, и всё тоже кончается хорошо. В «Барышне-крестьянке» Алексей Берестов и Лиза Муромская полюбили друг друга к удовольствию своих добрейших батюшек.

Та же история и с Гоголем. «Тарас Бульба» заканчивается трагически, зато в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» к венцу идут и Грицко с Параской в «Сорочинской ярмарке», и Левко с Ганной в «Майской ночи», и Вакула с Оксаной в «Ночи перед рождеством».

Достоевский писатель действительно мрачный, но и у него семейное счастье наблюдается. Убийца Родион Раскольников и проститутка Соня Мармеладова обретают друг друга на каторге и оно не в счёт? Пусть так, но Фёдор Михайлович ещё и автор повести «Село Степанчиково и его обитатели». Там добрейший полковник Ростанёв и милая глупышка Настенька Ежевикина живут в богатой усадьбе. Им очень хорошо вместе и не в тягость даже липучий приживал Фома Фомич Опискин, который постоянно рвётся воспитывать всех вокруг.

Кого из классиков я пропустил? Лев Николаевич Толстой завершает «Войну и мир» счастливым браком Петра Безухова с Наташей Ростовой и Николая Ростова с Марией Болконской. В комедии Антона Павловича Чехова «Медведь» хорошенькая вдовушка Попова готова пристрелить хамоватого отставного поручика Смирнова, но в финале дуэли долгий поцелуй с очевидным последствием.

Женитьбой заканчиваются и многие пьесы Александра Островского. Дочь купца Самсона Большова Липочка и его приказчик Лазарь Подхалюзин из «Свои люди — сочтёмся» не самые приятные люди – Самсона Силыча в долговой тюрьме оставляют (у Подхалюзина в самом конце просыпается жалость), но брак их удачен. А ещё Александр Николаевич написал «Не в свои сани не садись», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Волки и овцы», «Бедность не порок». Ну и конечно трилогия «Праздничный сон — до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «За чем пойдёшь, то и найдёшь». Понимаю: если ты писатель, а не читатель, об этой трилогии можно и не знать. Но снятую по ней комедию «Женитьба Бальзаминова» с Георгием Вициным и Нонной Мордюковой вроде бы каждый советский человек видел.

Нашлось место семейным радостям и в классике советской литературы. Купеческая дочь Люба Маякина из романа Максима Горького «Фома Гордеев» встречается с коммерсантом Африканом Смолиным по настоянию отца, но внезапно осознаёт, что жених ей нравится.

В последней главе «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого лишившийся ног лётчик Алексей Мересьев пишет письмо невесте, а в эпилоге автор сообщает, что рассказал о реальном пилоте, лишь изменив одну букву в его фамилии. Алексей вернулся с фронта, женился и воспитывает маленького сына.

Конец эпопеи «Хождение по мукам» Алексея Николаевича Толстого – обретение любимых сёстрами Дашей и Катей Булавиных. Даша выходит за инженера Илью Телегина, Катя за офицера – Вадима Рощина, и по всему видно – каждая нашла своего суженого. Как и невеста танкиста Егора Дрёмова из рассказа Толстого «Русский характер». Дрёмов, лицо которого изуродовано в горящем танке, говорит красавице: «Катя, зачем вы приехали? Вы того обещали ждать, а не этого...» и слышит в ответ: «Егор, я с вами собралась жить навек. Я вас буду любить верно, очень буду любить...»

Классики сильно удивились бы, узнай, что нерадивый литератор XXI века вычеркнет из их книг любовь и счастье, подменив своим унынием. То ли до сих пор страдает, что в Госдуму не пустили, то ли лавры старика Опискина покоя не дают.

Юрий Нерсесов