В России будет введен спецнадзор за спецконтролем

«Известия» в публикации http://izvestia.ru/news/573629 пишет, что в правительстве под бдительным контролем администрации президента полным ходом идет разработка государственной программы по развитию государственной службы. Согласно первоначальным документам (есть в распоряжении «Известий»), планируется полностью пересмотреть действующий подход к подбору кадров на вакантные государственные должности различного уровня. Срок действия программы рассчитан на 4 года — с 2015 по 2018 год.

Одним из пунктов программы станет закрепление и определение в должностных регламентах каждого федерального государственного органа должностного лица уровнем не ниже заместителя руководителя государственного органа, ответственного за кадровую политику и работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений. До 31 декабря 2015 года российские ведомства и федеральные службы должны будут включить в свои штатные расписания должность замминистра по кадрам и профилактике коррупции.

Помимо этого, руководители федеральных органов исполнительной власти должны до 1 марта 2015 года утвердить кадровые стратегии своих ведомств. В правительстве также намерены оптимизировать численности государственных служащих, для чего будет проведена оценка потребностей в кадровых ресурсах с учетом полномочий каждого федерального органа, количества совершаемых административных действий и нормозатрат на осуществление прямых административных обязанностей.

— В реализации этого проекта участвуют абсолютно все ведомства. Однако координатором программы предлагается назначить Министерство труда, потому что сами по себе вопросы кадров и требований к ним находятся в их профессиональной компетенции, — пояснил собеседник «Известий» в правительстве.

В самом Минтруда подтвердили наличие данного документа и отметили, что исполнение программы также будет направлено на внедрение антикоррупционной системы мотивации государственных служащих, но сама программа еще не подписана главой государства.

— Принятие указа президента об утверждении программы позволит осуществлять дальнейшие меры по развитию института государственной службы, особенно государственной гражданской службы, в целях повышения ее эффективности и профессионализма, ориентации на обеспечение потребностей гражданского общества и развитие экономики, — отметили в ведомстве.

В министерстве также сообщили, что сложившаяся в настоящее время ситуация характеризуется возрастающим недостатком квалифицированных кадров, способных долговременно и эффективно осуществлять служебную деятельность. Особенно ощутима нехватка молодых специалистов, ориентированных на многолетнее прохождение государственной службы. Краткосрочные карьерные устремления порождают нестабильность системы исполнения государственных полномочий и коррупцию.

Контроль за исполнением программы предполагается возложить на администрацию президента, глава которой Сергей Иванов будет ежегодно представлять президенту отчет о проделанной работе. Задействовать предполагается также полномочных представителей президента — им предстоит осуществлять мониторинг выполнения соответствующих поручений в своих федеральных округах.

Помимо этого, при подборе кадров на вакантное место в государственных органах планируется использовать новую схему отбора. Согласно документу, до 1 ноября 2016 года все ведомства должны внедрить у себя детализированную систему квалификационных требований к должностям гражданской службы, разделенную на три уровня: базовый, функциональный и специальный. Для определения соответствия кандидатов на замещение государственной должности до 15 ноября 2016 года будет создана база тестов и различных оценочных заданий.

Также должны быть утверждены требования к образованию по направлению подготовки с учетом направления деятельности и специализации для конкретного «кресла» в ведомстве. Для этого будут разработаны специальные «паспорта должностей», представляющие собой описание должности, список обязанностей и квалификационные требования к кандидату.

Политолог и профессор кафедры политологии НИУ «Высшая школа экономики» Леонид Поляков считает, что кадровая реформа и контроль этого вопроса является необходимой составляющей для развития России и ее экономического роста.

— Это начало грандиозной работы по обновлению управленческой элиты среднего звена. Это не касается высших позиций власти, потому что там рассматривается больше политический аспект. Целенаправленная подготовка людей в управленческие структуры очень важна, потому что сейчас это — совершенно хаотичный и никем не регулируемый и не контролируемый поток кадров. Все происходит «здесь и сейчас» в зависимости от ситуации, — говорит Поляков. — Часто встречались и встречаются прямые покупки места, а с таким явлениями бороться можно только системным подходом к проблеме.

Бывший руководитель администрации президента Бориса Ельцина и президент Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов полагает, что контроль кадрового вопроса очень важен.

— В советское время во всех учреждениях был целый отдел или человек, который втихую занимался слежкой за откатами и собирал компрометирующий материал. Насколько я знаю, с приходом Владимира Путина все кадры проходят через ФСБ и проверка длится около двух месяцев, — отметил Филатов. — Фильтрация государственных кадров, конечно же, нужна, и этот вопрос даже не обсуждается. Потому что была практика, когда предприниматели направляли своих людей, чтобы те заняли какие-нибудь государственные посты и затем лоббировали их идеи.

Представляет интерес также публикация «Независимой газеты» «Очередной виток «непримиримой борьбы» с коррупцией» http://www.ng.ru/blogs/filatov/ocherednoy-vitok-neprimirimoy-borby-s-korruptsiey.php?print=Y, в которой говорится, что данная программа воспринимается не иначе как очередной виток ИКД власти - имитации кипучей деятельности, которая традиционно закончится ничем. И вот почему.

Что касается полного пересмотра действующего подхода к подбору кадров на вакантные государственные должности различного уровня, то возникает вопрос: а есть ли в нем необходимость, когда правительство только что оценило свою работу (что тоже символично для чиновников) на оценку «хорошо»?

Что это будет? Полное истребление протекционизма и кумовства в системе, где все вакантные государственные должности различного уровня без исключения распределяются по блату или за деньги (взятки).

Так для этого нужны как минимум инопланетяне. Люди, воспитанные действующей системой на «полный пересмотр действующего подхода к подбору кадров» просто никогда не пойдут.

Ну и конечно умиляет информация о введении замов министров по коррупции.

Если даже оставить в стороне тот факт, что сама предлагаемая программа подтверждает наличие коррупции во всех органах власти и неспособности ее решить существующими мерами, то давайте оценим, а что нам ждать от предполагаемых реформ?

Для того чтобы это понять, достаточно вспомнить знаменитую французскую комедию «Откройте, полиция!» (рабочее название «Продажные», в оригинале Les Ripoux - дословно: «протухший», в переносном смысле: «коррумпированный») и «Откройте, полиция! 2» («Продажные против продажных»). В нем французский полицейский (его играет Филипп Нуаре) обучает своего напарника новичка-провинциала хитростям полицейского мошенничества. В итоге оба дослужатся до полиции полиций (службы собственной безопасности по-нашему).

Ни для кого не секрет, что в лидерах крышевания бизнеса у нас управления экономической безопасности и противодействию коррупции (37-летний начальник главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции генерал-лейтенант МВД Денис Сугробов был снят с поста президентом уже в этом году), а в торговле наркотиками – органы наркоконтроля.

Так, что вводить очередные должности «продажных против продажных» смысла нет. В любой маломальской госструктуре есть зам. или помощник по безопасности, которому вменены в обязанности вопросы борьбы с коррупцией. Да и кадровики во всех этих структурах есть.

Проблема должна решаться совершенно иначе.

Во-первых, не надо затыкать рот тем, кто выявляет факты коррупции, а напротив – всемерно поощрять их деятельность, как это признано в развитых странах.

Во-вторых, это проблема ответственности за коррупцию. Пока есть амнистрированные сердюковы и их подружки, читающие стишки в ответ на обвинения в миллиардных хищениях, это сигнал для остальных коррупционеров к продолжению своей деятельности.

В СМИ было множество публикаций на тему казнокрадства и коррупции руководителей различных государственных и негосударственных структур, в том числе в ОАК, ОСК, Росреестре, Роснано, РЖД, ЕЭС, в Минобороны и др. Я полагаю, что будет даже трудно назвать хоть одну из них, где эти явления отсутствуют. Однако ни верховная власть, ни высшие руководители правоохранительных органов (ФСБ, Генеральная прокуратура, Следственный комитет, суды) со своей стороны далеко не всегда принимали должные меры, а по сути, также попустительствовали коррупции и чиновничьему произволу, что привело к беспрецедентному их росту. Причем все это публикуется в интернете и создает крайне непривлекательный образ нынешней власти. И в значительной мере именно по причине ненадлежащих действий/бездействия российских правоохранительных органов.

А ведь все руководители указанных выше структур, если верить сказанному выше, проходили через ФСБ с длительностью проверки около двух месяцев. Остается только предполагать - или ФСБ специально подбирало или одобряло такие кадры, либо компетентность ФСБ оставляет желать много большего, а степень защиты экономической безопасности страны находится на ненадлежащем уровне. Про третий вариант даже и упоминать не хочется.

В связи с этим еще раз хочу особо обратить внимание, что Президентом В.Путиным борьба с коррупцией была названа главной задачей на данном этапе для России и от того, насколько эффективно ведется эта борьба, зависит доверие граждан к государственным структурам вообще, это проецируется на стабильность государства. При этом им было особо подчеркнуто, что «коррупция не только тормозит экономическое развитие страны, но и подрывает сами основы государственного устройства России», а борьба с коррупцией была названа им «чрезвычайно важной не только профессиональной, но и политической задачей».

Подводя итог изложенному выше, можно сказать, что общественная опасность ненадлежащих действий/бездействия российских правоохранительных органов заключается в том, что в результате посягательства на нормальное, регламентированное законодательством функционирование государственных и муниципальных органов и учреждений дестабилизируется работа публичного аппарата власти и управления, нарушаются права и законные интересы граждан и организаций, в обществе подрываются авторитет публичной власти и уверенность граждан в защищенности их законом и государством. Развиваются негативное отношение к государственным структурам и их должностным лицам, нежелание сотрудничать с ними, пренебрежительное отношение к закону. В свою очередь, указанные факторы оказывают негативное воздействие на экономическое и общественное развитие, являются существенным препятствием в становлении нашей страны на путь правового государства. Именно этому, как было показано выше, Президент придает важное значение, и неоднократно озвучивал свои предложения по нормализации ситуации.

Однако из сообщений СМИ о результатах проверок приведенных ими фактов, следует, что ФСБ и Генпрокуратура весьма своеобразно понимают высказывания Президента и часто «не находят» подтверждений этих противоправных деяний даже в случаях указания на их документальное подтверждение, что свидетельствует об откровенном игнорировании и саботировании ими его инициатив и сознательном сокрытии этих противоправных и уголовных правонарушений.

Ну а первым замминистра по противодействию коррупции можно считать Н.Антипину. Напомню, что ранее она была руководителем Росреестра. Но за выявленное там «нецелевое» использование многомиллиардных денежных средств, а также за ненадлежащую организацию работ в этом ведомстве, от занимаемой должности в марте с.г. была освобождена. Но при этом пересела не на скамью подсудимых, а в кресло замминистра Минстроя, где теперь будет курировать сферу жилищно-коммунального хозяйства и ведать распределением уже многотриллионных денежных потоков. И надо полагать, что и там будет востребован ее предыдущий опыт «борьбы» с коррупционными проявлениями. Тем более, что она, несомненно, проходила в ФСБ «проверку с длительностью около двух месяцев».